• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Персонология. Консультативная психология и психотерапия»

17
Февраль

Теория и психотерапия травмы

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Теория и психотерапия травмы» представляет собой базовый курс, направленный на освоение теоретических и прикладных аспектов работы с травматическим стрессом. В рамках дисциплины рассматриваются ключевые концепции и современные подходы к пониманию травматического и посттравматического стресса, а также их влияние на психическое здоровье. Особое внимание уделяется диагностике симптомов травмы, планированию и особенностям психотерапевтического вмешательства. В результате изучения дисциплины студенты: освоят ключевые концепции травматического стресса и основы понимания психологической травмы; научатся проводить практическую оценку контекста и симптоматики психологической травмы; смогут разрабатывать планы психотерапевтического вмешательства с учетом этических норм, индивидуальных особенностей и специфики случая; овладеют навыками применения различных моделей психотерапии, направленных на работу с последствиями травматического опыта; будут способны формулировать запросы и структурировать консультативный процесс; приобретут понимание логики и последовательности интервенций, сфокусированных на работе с травмой.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обеспечение понимания нейробиологических и когнитивных механизмов, лежащих в основе формирования травмы.
  • Формирование знаний о распространенных последствиях травмы для психического здоровья и их разнообразии (коморбидные и сопутствующие заболевания).
  • Развитие навыков использования психодиагностических методов (методик / measures) для оценки выраженности симптоматики посттравматического стресса.
  • Освоение методов психологического консультирования, применяемых в острый и посттравматический периоды.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определение терминов: потенциально травмирующее событие (типы); травма и травматический стресс;
  • Острая стрессовая реакция (МКБ-11) и острое стрессовое расстройство (DSM-5-TR);
  • посттравматический стресс (ПТС), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и осложненное (complex; комплексное) посттравматическое стрессовое расстройство (ОПТСР/КПТСР);
  • Затяжная патологическая реакция горя. Ключевая симптоматика.
  • 2. Чеклист ПТСР для DSM-5 (PTSD Checklist for DSM-5; PCL-5) и Чеклист жизненных событий (Life Events Checklist; LEC-5)
  • 3. Шкала для клинической диагностики ПТСР (Clinician-Administered Scale; CAPS)
  • 4. Структурированное клиническое диагностическое интервью (Structured Clinical Interview for DSM; SCID)
  • 5. Скрининг ПТСР (Trauma Screening Questionnaire; TSQ)
  • 6. Шкала оценки влияния травматического события (ШОВТС) Марди Джона Горовица (Horowitz М. J.; Imact of Ecent Scale- R; IES-R)
  • 7. Миссисипская шкала – гражданский и военный вариант (Mississipi Scale-M&MS)
  • 8. Опросник выраженности психопатологической
  • 9. Опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory; BDI)
  • 10. Шкала депрессии, тревоги и стресса (Depression Anxiety and Stress Scale-21; DASS-21)
  • 11. Опросник перитравматической диссоциации (ОПД)
  • 12. Шкала диссоциации (Dissociative Experience Scale; DES)
  • 13. Опросник для оценки терапевтической динамики ПТСР (Treatment Outcome PTSD Scale; TOP-8)
  • Ранние интервенции: первая психологическая помощь (Psychological First Aid; PFA), экстренная психологическая помощь (ЭПП), психологический дебрифинг (Critical Incident Stress Debriefing;
  • CISD) и его вред вне зависимости от формы проведения (групповая или индивидуальная), ступенчатый уход (Stepped Care)
  • Рассмотрение общих элементов, фактически присутствующих в большинстве подходов КПТ к лечению ПТСР: психообразование, управление тревогой, пролонгированная экспозиция, когнитивная реструктуризация, экспозиция in vivo, профилактика рецидивов.
  • Когнитивная процессуальная терапия; когнитивная терапия, сфокусированная на травме;
  • EMDR; пролонгированная экспозиция и сфокусированная на травме когнитивно-поведенческая терапия.
  • Студент демонстрирует осведомленность о современном состоянии психологии травматического стресса, инструментах оценки и методах психологического консультирования с доказанной эффективностью
  • Студент объясняет нейробиологические и когнитивные механизмы развития расстройств, связанных со стрессом, и различает особенности острого и посттравматического стресса, а также типичного ПТСР и осложненного (complex PTSD) расстройства.
  • Студент объясняет историю исследования травматического стресса и определяет ключевые термины, такие как потенциально травмирующее событие, травматический стресс, острые стрессовые реакции, ПТСР и осложненное ПТСР, включая различия между ними в контексте МКБ-11 и DSM-5-TR.
  • Объясняет биологические основы острых стрессовых реакций, включая роль кортизола, норадренергического ответа и гамма-аминомасляной кислоты, а также процесс реконсолидации памяти и роль генетики в формировании травматического стресса.
  • Студент анализирует когнитивную модель формирования ПТСР, выделяя ключевые элементы, такие как иррациональные и негативные когнитивные оценки, и их влияние на развитие расстройства
  • Студент оценивает факторы риска и уязвимости, влияющие на развитие ПТСР, а также анализирует сложность и нелинейность течения ПТСР, включая различные траектории реагирования на травму (устойчивость, восстановление, хронизация, отсроченное начало)
  • Студент демонстрирует знание основных принципов диагностики последствий травматического стресса, включая диагностические критерии ПТСР и коморбидных заболеваний, а также методики их оценки по международным классификациям (МКБ-11, DSM-5-TR)
  • Студент способен объяснить важность комплексного подхода в диагностике травматического стресса, включая оценку как основных симптомов ПТСР, так и коморбидных расстройств, а также понимание их взаимосвязи.
  • Студент применяет диагностические инструменты (шкалы, фрагменты клинического интервью, стандартизированные тесты) для выявления последствий травматического стресса, включая ПТСР и связанные с ним заболевания, в разных ситуациях
  • Студент интерпретирует и анализирует результаты психодиагностического обследования клиента, выявляя признаки и симптомы ПТСР и коморбидных расстройств, а также оценивает их взаимное влияние на развитие и течение заболевания
  • Студент описывает основные методы ранней интервенции после травматического стресса, включая первую психологическую помощь (PFA), экстренную психологическую помощь (ЭПП), психологический дебрифинг (CISD) и ступенчатый уход (Stepped Care), а также объясняет их отличие и использование в различных ситуациях
  • Студент объясняет преимущества и недостатки каждого из методов ранней интервенции, включая потенциальный вред психологического дебрифинга
  • Студент применяет принципы и методы психологической помощи в экстренных ситуациях и после травматического стресса, используя подходы, ориентированные на управление тревогой, экспозицию и профилактику рецидивов в терапии ПТСР
  • Студент анализирует различные терапевтические подходы к лечению ПТСР, включая когнитивно-поведенческую терапию, когнитивную процессуальную терапию, EMDR и пролонгированную экспозицию, оценивая их эффективность и подходящие условия применения
  • Студент оценивает эффективность различных подходов к психотерапии ПТСР, включая Trauma-focused CBT и другие методы, в зависимости от специфики симптоматики и потребностей клиента
  • Студент разрабатывает индивидуализированный план психологической интервенции для клиента с ПТСР, интегрируя элементы различных терапевтических подходов с учетом особенностей клиента и контекста вмешательства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Психология травмы
  • Раздел 3. Стратегии психологического консультирования
  • Раздел 2. Диагностика последствий травматического стресса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов в форме присутствия на лекциях и семинарских занятиях, промежуточные оценки входят в состав окончательной.
  • неблокирующий Творческое задание 1 (ТЗ1)
    Творческое задание №1 предполагает выбор фильма с героем, пережившим потенциально травмирующее событие. Необходимо создать видеонарезку продолжительностью до 10 минут, демонстрирующую ключевую симптоматику героя, и снабдить её пояснениями. От лица героя требуется пройти не менее четырёх психодиагностических тестов для оценки симптомов, заполнить диаграмму концептуализации случая, а затем презентовать результаты анализа, включая видеоматериалы, тестовые данные и основные выводы.
  • неблокирующий Творческое задание 2 (ТЗ2)
    Творческое задание №2 (ТЗ2; Составление плана психотерапии) предполагает составление плана психотерапии для персонажа из первого задания с учетом выявленной симптоматики (ОСР, ПТСР, КПТСР или пролонгированного горя), личностных особенностей героя, а также социального и культурного контекста. План должен включать формулировку цели терапии, описание этапов работы (например, установление контакта, проработка травматических воспоминаний, завершение терапии), примеры конкретных техник, которые будут применяться, и обоснование выбора подходов и методов, наиболее эффективных для данного случая.
  • неблокирующий Тест 1
    Тест по разделам 1-2; 20 случайных закрытых вопроса; место проведения - компьютерный класс; время выполнения – 20 минут.
  • неблокирующий Тест 2
    Тест по разделу 3; 20 случайных закрытых вопроса; место проведения - компьютерный класс; время выполнения – 20 минут.
  • неблокирующий Тест 3
    Итоговый тест по разделам 1-2-3; 30 случайных закрытых вопроса; место проведения - компьютерный класс; время выполнения – 30 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.08 * Аудиторная работа + 0.08 * Аудиторная работа + 0.16 * Творческое задание 1 (ТЗ1) + 0.16 * Творческое задание 2 (ТЗ2) + 0.16 * Тест 1 + 0.16 * Тест 2 + 0.2 * Тест 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Копытин, А. И. Современная клиническая арт-терапия : учебное пособие / А. И. Копытин. — Москва : Когито-центр, 2015. — 526 с. — ISBN 978-5-89353-437-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109107 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ленэке, К. Сексуальные преступления и симбиотические отношения. Научное психоаналитическое исследование : монография / К. Ленэке. — Москва : Академический Проект, 2021. — 303 с. — ISBN 978-5-8291-3837-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/323180 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Психология посттравматического стресса. Ч.1: Теория и методы, Тарабрина, Н. В., 2007
  • Тренинг коммуникации : арт-терапия: учеб. пособие, Копытин, А. И., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Андре, Ж. Инцесты : монография / Ж. Андре , под редакцией А. Жак , Давид Е.. — Москва : Когито-центр, 2017. — 158 с. — ISBN 978-5-89353-503-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/249302 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Психология любви и сексуальности : гетеросексуальность, инцест, гомосексуальность, , 2006
  • Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства, Фоа, Э. Б., 2005

Авторы

  • Шмарина Татьяна Александровна
  • Исаева Анастасия Николаевна