• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Персонология. Консультативная психология и психотерапия»

Лекция А. Лэнгле "Совесть: ограничение или свобода?"

Публикуем видеозапись лекции А. Лэнгле "Совесть: ограничение или свобода?"

Публикуем видеозапись лекции А. Лэнгле "Совесть: ограничение или свобода?"

 

 

Представление о совести в обыденном сознании часто является односторонне негативным. Угрызения совести человек осознает в гораздо большей степени, потому что они причиняют боль, или, по меньшей мере, доставляют серьезный дискомфорт по сравнению с чистой совестью. Упрекающий голос совести во внутренней речи может взывать, будоража и беспокоя: «Разве такое возможно! Веди себя прилично… Как тебе не стыдно! У тебя совесть есть? Что скажут люди?» «Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть; незваный гость, докучный собеседник», – такую характеристику дал совести А.С. Пушкин в «Скупом рыцаре».

Нагруженное негативными коннотациями понимание совести предлагал З. Фрейд: «Беззащитное с обеих сторон Я тщетно обороняется от наглых требований убийственного Оно, а также от укоров карающей совести» (Фрейд, 1991, с. 387). Совесть, по З. Фрейду, представляет собой функцию Сверх-Я, формирующегося на Эдиповой стадии развития в результате идентификации мальчика с отцом, а девочки – с матерью. «В дальнейшем ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам; их заповеди и запреты сохраняют свою силу в Я-идеале, осуществляя в качестве совести моральную цензуру. Несогла­сие между требованиями совести и действиями Я ощущается как чувство вины» (там же, с. 372). Совесть у З. Фрейда играет роль цензора, который следит, чтобы недопустимые с точки зрения Сверх-Я содержания не появлялись в сознании, а вытеснялись в Оно. Однако там эти вытесненные содержания мобилизуют психодинамику, в результате которой появляются в сознании и в реальности в другом обличье благодаря защитным механизмам сублимации, рационализации, проекции и др. Если защитные механизмы не срабатывают, то человек чувствует тревогу и страх. Следуя своей картине человека, З. Фрейд приравнивает страх совести к страху кастрации: «Можно однако сказать, что скрывается за страхом Я перед Сверх-Я, перед страхом совести. Высшее существо, ставшее «Идеалом Я», когда-то угрожало кастрацией … кастрация именно то, что продолжает себя как страх совести» (там же, с.391).

В экзистенциальной философии и психологии совесть понимается как то, что побуждает человека к подлинному, или аутентичному бытию. Согласно М. Хайдеггеру, голос совести есть свидетельство способности человека быть подлинным: «Зов идет от сущего, которое всегда я сам». Совесть выводит человека из «самозабывчивой потерянности» в повседневности, ее голос дает понять, что человек проходит мимо себя.

Согласно К. Ясперсу, в голосе совести происходит коммуникация человека с самим собой: «В совести ко мне говорит голос, который есть я сам. Он не просто всегда есть здесь, я должен быть способен слушать, чтобы услышать, как он меня тихо будит; я должен быть способен ждать в неопределённости, когда он молчит; его требование потом может снова настоятельно быть здесь; я слышу, какая она громкая и прикладываю усилия, чтобы её заглушить, когда хочу действовать вопреки ей. Это словно бы в расщеплённости моего Бытия коммуникация меня со мной самим, заговаривание с моим эмпирическим Бытием-здесь источника моего Бытия самим собой. Никто не окликает меня, я сам себе говорю. Я могу от себя убежать и я могу за себя держаться. Но эта самость, которой я в своей сущности и являюсь, потому что я мог бы ею быть, ещё не здесь, а говорит, чтобы привести меня в движение; она молчит, если я правильно двигаюсь или если я совсем себя потерял».

В лекции "Совесть: ограничение или свобода?" А. Лэнгле представляет современный экзистенциально-аналитический взгляд на феномен совести.