• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Персонология. Консультативная психология и психотерапия»

Теория и практика лицом к лицу

Третий день Зимней психологической школы, 1 февраля, начался с презентации российско-австрийской магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия».

Ведущие профессора кафедры психологии личности ГУ-ВШЭ – Елена Борисовна Старовойтенко (заведующая кафедрой, руководитель магистерской программы) и Вадим Артурович Петровский - рассказали потенциальным абитуриентам об инновационном характере этой программы. Главное, что выделяет данную программу среди других программ подготовки магистров психологии, это положенная в ее основу интеграция отечественной персонологической школы, представленной в программе оригинальными разработками профессоров кафедры, и австрийской школы экзистенциального анализа и логотерапии Альфрида Лэнгле, который так же является руководителем этой магистерской программы. Особое внимание в программе уделяется синтезу теоретической, исследовательской и психотерапевтической составляющих подготовки будущих магистров, в чем реализовывается один из основных методологических принципов персонологии, выраженный Вадимом Артуровичем Петровским в емком афоризме «Персонология – это теория и практика лицом к лицу».  

Преподаватель программы обучающий экзистенциальный психотерапевт Елена Михайловна Уколова рассказала участникам Школы о том, какие особенности придают программе европейские стандарты обучения экзистенциальных аналитиков. Помимо освоения теоретических основ и практических навыков экзистенциального анализа, магистранты в обязательном порядке проходят курс индивидуального самопознания и супервизий – профессиональной поддержки индивидуальной психотерапевтической практики. Выпускники данной магистерской программы получат российский диплом магистра психологии ГУ-ВШЭ и австрийский сертификат GLE-International, подтверждающий соответствие полученного психотерапевтического образования европейским стандартам и дающий основания для вступления выпускника в Европейскую ассоциацию психотерапии (EAP) и Международную федерацию психотерапии (IFP).

 

После небольшого перерыва в продолжение третьего дня Зимней психологической школы Вадим Артурович Петровский сделал введение в мастер-класс «Единственность и множественность личности», погрузив участников в атмосферу размышлений и рефлексии. Далее проблема множественности личности в глубинном аспекте была приоткрыта участникам Школы ученицей Елены Борисовны Старовойтенко, молодым преподавателем Анастасией Николаевной Исаевой, на материале фильма Федерико Феллини «Город женщин». Основной канвой мастер-класса выступила юнгианская идея о встрече мужчины с фемининными аспектами своей души, отчетливо проступающая в фильме Феллини. Участники мастер-класса, увлеченно анализируя архетипические женские образы, представленные в «Городе женщин», и распознавая в событиях фильма внутренние события становления и развития психического, постигали на практике теоретические основы глубинной персонологии К.-Г. Юнга. Что удивительно, участники школы, не имеющие базового психологического образования, работали наравне со студентами и выпускниками психологических факультетов. Именно для магистрантов - непсихологов в рамках программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия» разработаны специальные адаптационные курсы.

 

После обеда рассмотрение проблемы множественности личности продолжил Вадим Артурович Петровский, представив участникам Школы опыт транзактной персонологии. Каждый участник смог прожить опыт осознания присутствия в своем внутреннем мире трех основных психических инстанций – эмоционального, жизнерадостного, увлекающегося, творческого, чувствительного Ребенка; рассудительного, справедливого, самостоятельного, уверенного, ответственного Взрослого; контролирующего, опекающего, заботящегося Родителя; а после – проверить эмпирически соотношение в себе этих состояний с помощью теста-опросника. Неожиданным поворотом для потенциальных магистрантов стало задание повторить заполнение теста, но с воображаемым присутствием значимого другого человека. Еще более неожиданными оказались результаты второго задания, которые позволили участникам этого «эксперимента» в гораздо большей степени почувствовать своих значимых других людей и осознать, почему они для них так значимы.

Последним рабочим событием Зимней психологической школы стал вечерний мастер-класс обучающего экзистенциального психотерапевта Елены Михайловны Уколовой «Внутреннее согласие: жить с самоотдачей». Обращаясь к своему жизненному опыту, участники мастер-класса рассматривали феномен внутренней свободы и ответственности в ситуациях нахождения внутреннего согласия при принятии решений и наполнении собственной жизни смыслом, подходя, таким образом, к методологическим основам экзистенциального анализа – сказать «Да» своей жизни. Работая в большом кругу, а затем и в малых группах, делясь своим опытом с другими, потенциальные магистранты смогли почувствовать и прожить, каким образом происходит обучение теории и практике экзистенциального анализа на основе самопознания. Мастер-класс завершился видео-лекцией профессора Альфрида Лэнгле, в которой рассматривались вопросы применения принципа внутреннего согласия в практике психологического консультировании и психотерапия на примере помощи человеку в отказе от курения. Впрочем, этот метод релевантен и для проблем с пищевыми нарушениями, алкогольной, игровой и интернет-зависимостями.

 

Заключительным аккордом дня магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия» стал подарок заместителя декана факультета психологии, профессора Владимира Артуровича Штроо – демонстрация фильма «Птицы. Часть вторая», которая позволила участникам Школы раствориться в эстетике свободы и прожить взаимодействие духовного и чувственного опыта в динамике индивидуального бытия.

А. Исаева и В. Шумский