• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Персонология. Консультативная психология и психотерапия»

Заметки участника Зимней школы

Публикуем отзыв участника Зимней психологической школы Данила Руденко

 

 

Данил Руденко
Данил Руденко
Мероприятия магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия» проводились в третий заключающий день Зимней психологической школы. На школу я поехал именно ради этой программы – попытаться почувствовать «атмосферу» программы, задать вопросы, которые еще не успел задать, и, в итоге, сказать самое последнее «Да» решению поступать на программу. В этой небольшой статье – мои заметки и мысли относительно этого дня.

Я был очень рад, когда увидел, что приехала большая часть команды преподавателей программы (Старовойтенко Е.Б., Петровский В.А., Уколова Е.М., Исаева А.Н., Станковская Е.Б.). Для меня за все три дня это была одна из самых внушительных профессиональных команд.

В первом мастер-классе с интригующим названием «Открытое пространство любви» участвовали все преподаватели. Вначале мы все получили задание – написать свои тревоги и сомнения по части отношений любви. Далее мы все сложили свои «тревоги» в шляпу, и преподаватели спросили, кто хочет стать героем диалога о любви. Мне показалось, что упускать такой шанс нельзя – и я вызвался!

Моя задача была, вытащив наугад листок из шляпы, прочитать текст анонимного участника, самому прожить его, осмыслить и от имени другого вступить в диалог. В какой-то момент я понял, что на самом деле говорю о своих тревогах и переживаниях, опираясь на написанное другим. То, что происходило дальше, было похоже на мини-консультацию, которую вели одновременно и преподаватели, и участники. Интересно, что в такой форме работы, с одной стороны, работа ведется с одним участником, но с другой – «профит» получают все. После мастер-класса я узнал, что темы, которые мы обсуждали, вызывали сильный внутренний резонанс и отклик даже у тех, кто молчал большую часть времени. Я до сих пор возвращаюсь к тому обсуждению, и пытаюсь вспомнить и заново осмыслить какие-то вещи для себя.

Вспоминая тот мастер-класс, я выделил для себя четыре самых важных момента:

Первый – это мои ощущения, мои впечатления от происходящего. Это было чувство совпадения происходящего с тем, что для меня действительно значимо. Во мне будто что-то резонировало в ответ на ситуацию.

Второй – это содержания, это то, что говорят преподаватели и участники. В тот день для меня открылись горизонты, о которых я даже и не задумывался. Например, я увидел любовь не просто как чувство, а как особый предмет самопознания.

Третий момент – это то, как работают мастера, как они проводят мастер-класс. Мне на ум приходят два слова – эффектно и эффективно. Когда Вадим Артурович внезапно во время мастер-класса срывается с места и бегом, в два шага преодолевает центр круга мне навстречу, то я понимаю что вместе со мной на спинки стульев откинулись еще человек десять рядом. Затем он предлагает мне сменить позицию, пересев на его стул напротив, и посмотреть на обсуждаемую ситуацию еще раз. В тот момент я не понял замысла этого внезапного перемещения. Но после я осознал, что именно в тот момент я вообще забыл про себя и только тогда смог увидеть ситуацию с другой стороны, не доступной мне ранее.

Четвертый момент – это отношения внутри команды магистерской программы. Я увидел, с какой любовью преподаватели обращаются друг к другу, как бережно берут и уступают инициативу друг другу в групповой работе, с каким уважением реагируют на действия друг друга. Для меня большая часть «атмосферы» магистерской программы считывается именно в этих моментах.

Второй мастер-класс – «Герменевтика пола» - проводила А.Н. Исаева. В качестве материала анализа нам был предложен фильм «Орландо», снятый по роману В. Вульф. Это фильм про андрогинного героя, который живет 400 лет и всю жизнь находится в поиске своей гендерной идентичности. Применяя герменевтическую модель, которая была разработана Еленой Борисовной Старовойтенко, мы распознавали мужские и женские качества главного героя, их динамику и противоречия. А так же анализировали гендерные свойства личности в разные эпохи через соответствующие образы и диалоги героев. Неожиданностью стало для меня то количество смыслов и психологических содержаний, которые можно извлечь из культуры посредством герменевтики. Но здесь, наверное, нужно говорить не только о герменевтичекой модели, но и о качестве самого предмета анализа. Не хватило только одного – времени. Хотелось идти еще дальше вглубь тематики гендера, еще и оттого, что чувствовалось, что Анастасия Николаевна показала только начало той тропы, которая ею уже далеко и хорошо протоптана.

Третий мастер-класс – «Путь к внутреннему согласию» - проводили Е.М. Уколова и В.А. Петровский. Здесь я занимал скорее рефлексивную позицию, потому что до того – за обедом – участники школы к утреннему «сундуку с сокровищами» добавили еще тем для размышлений. В этом мастер-классе задача участников состояла в том, чтобы, разбившись на небольшие группы, ответить на 4 вопроса:

1.       Что означает для меня внутреннее согласие?

2.       Что я делаю для его достижения?

3.       Какое воздействие имеет на меня нахождение внутреннего согласия?

4.       С чем не следует его путать?

Вот отзыв одного из участников мастер-класса Виктора Баринова: «Мне понравилась работа в небольших группах, когда каждый из участников заинтересован в со-участии. Каждый готов выслушать другого и понять, что тот имеет в виду, какой смысл вкладывается в слова. Ведь внутреннее согласие (т.е. внутренний голос, совесть) - возможно, одна из самых тонких и сокровенных личность-образующих нитей, из которых «сшит» человек. Эти нити – ничто сами по себе, но, в то же время, они и есть этот самый человек, если смотреть в целом. Поэтому, притихнув, слушать откровения, ни больше ни меньше, своего собрата по группе - было само по себе наслаждением. А после – делиться этим сокровенным самому, сравнивать, насколько вы похожи, и приводить к единому знаменателю полученное. Хотя последнее давалось легче всего. То, что внутри нас, внутри каждого, имеет иногда разную форму, но содержание всегда остается одно: человечность».

На мастер-классе я замечал, как загорались глаза у некоторых участников, с каким жаром и волнением они потом делились своими эмоциями.

Мне захотелось поделиться своими ощущениями после моего «открытия», моего первого знакомства с программой «Персонология и экзистенциальная психотерапия» на Зимней школе. Это такое сильное чувство радости, что ты наконец-то нашел «свое» (или даже просто понял, что оно есть), чувство уважения себя, оттого, что не сдался в этих поисках себя –  что после осознания своего состояния создается ощущение, будто внутри тебя группа людей обнялись и заплакали от счастья. Чего я и желаю всем поступающим в магистратуру!


Данил Руденко