• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Персонология. Консультативная психология и психотерапия»

От психологии к психотерапии как практике очеловечивания

С 1 по 5 февраля прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры факультета психологии НИУ ВШЭ.

С 1 по 5 февраля прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры факультета психологии НИУ ВШЭ. Зимняя школа состоялась в подмосковном пансионате "Клязьма", но перед тем, как отправиться туда, участники — около сорока человек из многих регионов России и стран СНГ — побывали на самом факультете психологии и ознакомиться с кафедрами и научными лабораториями, лекционными и семинарскими аудиториями, тренинговыми и компьютерными классами. Затем об истории факультета психологии, его образовательных программах, ближайших и перспективных планах рассказали научный руководитель факультета Владимир Шадриков и и.о. декана Владимир Штроо.

День первый

В пансионат участники школы приехали ближе к вечеру 1 февраля. Прежде всего, важно было прояснить целевые установки и ожидания и выбрать интересующие направления подготовки, чтобы записаться на участие в мероприятиях следующего дня работы Школы. Поэтому, поселившись в комфортабельных номерах, абитуриенты собрались в главном зале пансионата, где и состоялось основное событие дня — взаимное знакомство, проведенное преподавателями кафедры психологии личности и одновременно двух ее магистерских программ — «Исследование, консультирование и психотерапия личности» и «Персонология и экзистенциальная психотерапия» — Анной Пауковой и Еленой Станковской.

Для начала участникам предстояло сделать выбор между измерениями и психоанализом: между программами «Измерения в психологии и образовании» (совместная программа с Институтом развития образования ВШЭ) и «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование».

Перед теми, кого заинтересовала возможность применить психоаналитический подход в бизнес-консультировании, выступил руководитель соответствующей программы Андрей Россохин. Его презентация быстро переросла в живую дискуссию, слушатели задавали множество вопросов, в том числе, о роли психоанализа в бизнес-консультировании, о перспективах психоанализа в России, о различиях между бизнес-консультированием и коучингом. После общего рассказа о программе у «школьников» была возможность больше узнать о психоаналитически-ориентированном коучинге (об этом рассказала преподаватель Марина Мусатова) и психоанализе финансов и финансового поведения (доцент Виталина Чибис), а также попробовать проработать свои личные истории в формате психоаналитически-ориентированной психодрамы, проведенной: заместителем заведующего кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования Светланой Федоровой.

Параллельно с этим вторая группа участников в рамках презентации магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» знакомилась с принципами проведения измерений в образовательных программах, особенностями компьютерного тестирования, инструментами оценки персонала в организациях, различиями в тестировании нового типа (на примере ЕГЭ) и традиционными экзаменами. Завершился день просмотром и обсуждением актуальной кинокартины о социально-психологических закономерностях возникновения протестных социальных групп.

 День второй

Работа по психоаналитическому бизнес-консультированию продолжилась и утром следующего дня. С победителями конкурса «Встань пораньше и съешь свой завтрак за 30 минут» встретился один из видных представителей новой бизнес-элиты, генеральный директор «Свеза» (входящей в группу компаний «Северсталь») — Андрей Кашубский, сумевший найти рецепт успеха в альянсе психологии и бизнеса, чем он охотно делился с присутствующими. Его мастер-класс «Как стать лидером?» достаточно быстро превратился в брифинг, гостя забросали вопросами о ключевых компетенциях лидера, трендах программ развития лидерства, об уровне психологической культуры российских менеджеров. На вопрос «На чем фокусироваться психологам, чтобы ответить на основные потребности бизнеса?» А. Кашубский лаконично ответил: «Оценка потенциала», тем самым перебросив мост между представленными программами второго дня (измерение и психоаналитическое бизнес-консультирование) к основной программе третьего дня — презентации программ «Психология в бизнесе» и «Исследование, консультирование и психотерапия личности».

О психологии в бизнесе участники Школы смогли узнать от ведущих преподавателей-практиков, имеющих богатый опыт психологической работы с бизнесменами, с организациями и с запросами рынка в целом. Дискуссия об основных психологических проблемах бизнес-организаций, во время которой заведующая кафедрой теории организаций Наталья Иванова поделилась опытом работы с поступающими к ней запросами от бизнесменов, сменилась мастер-классами преподавателя Елены Бескинской по специфике проведения ассессмент-центров и старшего преподавателя Виктории Белоусовой о роли коучинга в сопровождении бизнес-процессов. Для знакомства с научно-исследовательской составляющей магистерской программы у участников была возможность при профессиональной поддержке преподаватель Андрея Ловакова и Владимира Штроо проанализировать типичные ошибки в проведении организационно-психологических исследований. Завершилась презентация программы «Психология в бизнесе» тренингом одного из наиболее востребованных навыков в бизнесе — тренингом делового общения.

Презентацию магистерской программы "Исследование, консультирование и психотерапия личности" провел ее руководитель, профессор Александр Борисович Орлов. Сначала он познакомил участников Зимней школы, ориентированных на консультативную и психотерапевтическую работу, с преподавателями программы: Вениамином Колпачниковым, Еленой Кирилловой и Анной Пауковой. Сама презентация была оформлена как путешествие участников по страницам веб-ресурса магистерской программы. Значительное внимание было уделено специфике магистерской программы - ее ориентации на человекоцентрированный подход (Person-Centered Approach), разработанный крупнейшим психологом и психотерапевтом XX века Карлом Роджерсом. Многочисленные вопросы заинтересованных слушателей (связанные прежде всего с партнерством магистерской программы с Центром изучения человека (США), Всемирной ассоциацией человекоцентрированной и экспириентальной психотерапии и консультирования (Великобритания), Московской службой психологической помощи населению и Обществом человекоцентрированного подхода (Россия)) получили исчерпывающие ответы. Дальнейшая работа была построена как череда интересных и тематически разнообразных практических занятий - мастер-классов, проводившихся под руководством преподавателей магистерской программы "Исследование, консультирование и психотерапия личности". В рамках мастер-класса по психологическому контактированию участники школы могли познакомиться сразу с тремя преподавателями магистерской программы: старший преподаватель Елена Кирилова сначала рассказала, а потом и продемонстрировала пре-контакт - начальную стадию установления психологического контакта между клиентом и консультантом (психотерапевтом); доцент Вениамин Колпачников провел занятие, в процессе которого у участников была возможность побывать и консультантом (психотерапевтом), и клиентом, поучаствовать в общей сложности в 8 двухминутных мини-сессиях, качество психотерапевтического слушания в которых модерировалось ведущим; в результате все участники работы на своем опыте почувствовали и поняли, насколько важными в консультационной (психотерапевтической) работе являются установки и мотивации слушающего; профессор Александр Орлов рассказал об основных зонах контакта клиента и консультанта (психотерапевта), а также о связи этих зон контакта с эффективностью консультационной (психотерапевтической) работы. Во второй половине дня старший преподаватель Елена Кириллова провела мастер-класс, посвященный специфике психотерапевтического высказывания; она сначала рассказала участникам о своем диссертационном исследовании и его результатах, а затем наглядно продемонстрировала особенности интенционального состава психотерапевтического высказывания, а также возможности авторской диагностической методики интент-анализа психотерапевтического дискурса для исследовательской и супервизионной работы. Продолжился день мини-конференцией о возможностях раскрытия творческого потенциала в психотерапии, построенной в форме обсуждения презентаций, докладов и сообщений участников Зимней школы. Завершил насыщенную программу дня мастер-класс профессора Александра Орлова и преподавателя Анны Пауковой, посвященный онтопсихологическому и процессуальному способам психотерапевтической работы со сновидениями. В ходе этого мастер-класса участники не только узнали об этих способах, но и смогли увидеть специфику этих форм работы с материалом сновидений на примере двух психотерапевтических сессий с участниками-волонтерами. Практическая работа оказалась настолько захватывающей, что ее обсуждение вышло за рамки отведенного времени и было продолжено за вечерним чаем.

День третий

В завершающий «рабочий» день Школы ее участники смогли познакомиться еще с двумя магистерскими программами факультета психологии. Дилемма выбора между социумом и личностью: «Прикладная социальная психология» и «Персонология и экзистенциальная психотерапия».

Профессор кафедры организационной психологии Надежда Лебедева рассказала о конкурентных преимуществах программы «Прикладная социальная психология» участникам, ориентированным на проведение научных исследований и практических программ на актуальные темы. Слушатели узнали основные принципы и упражнения из тренинга межкультурного взаимодействия, на своем опыте испытав действие этнических стереотипов и предубеждений. Разбор кейсов из сферы управления международной организацией, организованный заместителем заведующего кафедрой организационной психологии Александром Татарко, был посвящен обсуждению основных элементов кросс-культурного менеджмента. Интерес участников вызвали мастер-классы по социально-психологическому анализу рекламы под руководством профессора кафедры организационной психологии Аллы Купрейченко, и анализ видеосюжетов, подготовленный командой международной Лаборатории социокультурных исследований.

Российско-австрийская магистерская программа «Персонология и экзистенциальная психотерапия» привлекла внимание участников, привлекла внимание участников, ориентированных на самопознание и развитие собственной личности, а также на обучение практике экзистенциально-аналитического консультирования и психотерапии. Об особенностях программы, ее международном партнерстве рассказала руководитель программы, заведующая кафедрой психологии личности профессор Елена Старовойтенко. Затем на мастер-классе консультативного психолога, ординарного профессора НИУ ВШЭ Вадима Петровского, говорили о любви и о разных уровнях ее проявления, открываемых при посредстве транзактного анализа. Философские и феноменологические темы согласия с собой, принятия себя поднимались в групповой дискуссии под руководством Владимира Шумского и Елены Уколовой. Возможность применить психологическое знание представилось в процессе анализа видеофрагментов кинокартины «Орландо», модерируемого Анастасией Исаевой, а также в процессе разбора наиболее частых запросов российских клиентов к психологу-консультанту. Особенно ярко то, что знание психологии делает жизнь ярче и богаче, удалось показать в ходе экзистенциального анализа личного опыта переживания любви и эротики, которым делились участники зимней школы в мастер-классе Владимира Шумского, Елены Уколовой и Елены Станковской.

В целом три дня интенсивной работы, по признанию некоторых из слушателей Зимней школы, открыли для них столько возможностей в психологии как науке и практике, что отчасти выбор собственного направления даже несколько усложнился. Но в одном участники Школы не сомневаются — что скоро увидят друг друга и ставших уже «своими» преподавателей на студенческой Олимпиаде, а затем, если все сложится, — и на занятиях в магистратуре Вышки в следующем учебном году.