О программе
Совместная магистратура НИУ ВШЭ и Центра педагогического мастерства направлена на подготовку высококвалифицированных учителей математики.
Программа обучения базируется на интеграции:
- высокого научного потенциала факультета математики НИУ ВШЭ,
- практического опыта работы ЦПМ в области школьного образования.
Она дает возможность:
- действующим учителям математики повысить уровень математической подготовки, усовершенствовать свои представления о методах и содержании деятельности по работе с одаренными детьми; выйти на принципиально новый уровень своей педагогической траектории;
- бакалаврам по направлению (специалистам с квалификацией) «Математика» дополнить свою подготовку теми составляющими, которые необходимы для преподавания математики в школе;
- бакалаврам и специалистам по смежным направлениям высшего образования качественно организовать свою профессиональную переподготовку, как по математике, так и по методике её преподавания.
Актуальность программы
Одно из обоснований актуальности программы – демографическое. В настоящий момент число учеников в младших классах заметно больше числа старшеклассников: например, в Москве в 2016 г. число первоклассников (102 тыс.) почти в два раза превышает число одиннадцатиклассников (53 тыс.). Это означает, что в перспективе социальный заказ общества на профессию учителя будет неуклонно возрастать. Относится это и к учителям математики, и в особенности, к тем из них, кто работает в топовых, высших по различным рейтингам, школах.
Серьёзный фактор состоит в выстроенной за последние годы Департаментом образования г. Москвы системе оценивания столичных школ и качества математического образования в них, в частности. Как одно из следствий, она предполагает все более конкурентные требования к профессиональному уровню преподавательского состава. Другими словами, число школ, реально нацеленных и системно работающих на попадание в топ московского рейтинга, за последние годы возросло. Соответственно, роль, значимость и востребованность высококвалифицированных учителей именно математики, как одного из самых существенных, школьных предметов, повышается и будет повышаться.
Важным обстоятельством является отдельное внимание, уделяемое в последнее время Правительством РФ развитию специальностей с сильной математической компонентой, и - направленно - качеству математического образования. В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации», 2013 г., отмечено, что «возможность достижения высокого уровня подготовки должна быть обеспечена развитием системы специализированных общеобразовательных организаций, специализированных классов, системы математических соревнований (олимпиад и др.)…». В то же время, практика реализации этих положений показывает острую нехватку преподавательских кадров, имеющих высокий как математический, так и педагогический уровень подготовки.
Программа
Студенты программы «Совместная магистратура ВШЭ-ЦПМ » в соответствии с самостоятельно выбранной образовательной траекторией расширяют и углубяют свое математическое образование совместно со студентами других образовательных программ факультета математики, но при этом уделяют больше внимания педагогическому мастерству, образовательному менеджменту, психологии и другим аспектам практической работы со школьниками.
Как и в каждой магистерской программе ВШЭ, помимо этого, каждый студент выбирает общеуниверситетский курс на любом другом факультете ВШЭ, расширяя тем самым свой образовательный кругозор.
Половина учебного плана отведена для практик, самостоятельной учебно-методической и исследовательской работы.
В четвертом семестре обучения проведение учебных занятий не предполагается. Эти полгода отведены для проведения практик и написания выпускной квалификационной работы, магистерской диссертации.
При обучении по программе «Совместная магистратура ВШЭ-ЦПМ» Ваша персональная образовательная траектория и Ваш индивидуальный учебный план всегда могут быть выстроены таким образом, чтобы акцентировать процесс Вашего обучения в той области (математической или в учебно-методической, педагогической), знаний и умений в которой, по Вашему мнению, быть может не хватает.
Даже в тех случаях, когда первая ступень Вашего высшего образования (бакалавриат или специалитет) не была формально связана ни с математикой, ни с педагогикой, но имеется содержательный опыт работы со школьниками, показавший, что преподавание математики – это «Ваше», магистратура ВШЭ-ЦПМ позволяет приобрести необходимый квалификационный уровень как в математике, так и в методике ее преподавания.
По результатам обучения выдается:
- диплом государственного образца об окончании программы «Совместная магистратура НИУ ВШЭ и Центра Педагогического Мастерства», специальность 01.04.01 – Математика, с присвоением степени «Магистр по направлению "Математика"»;
- диплом о профессиональной переподготовке в ЦПМ, установленного образца, о получении компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.