В учителя после матфака: интервью с Владой Казанцевой
Влада Казанцева ー одна из первых наших выпускниц. После окончания университета она принимала участие в ряде проектов: вместе с другими участниками одной из команд ЦПМ участвовала в создании сайта кружков, помогала в организации олимпиад, работала в математических классах 57 школы. Также за ее плечами интересный опыт стажировки в Хьюстоне в образовательной компании Reasoning Mind. Сейчас она воспитывает двоих детей и преподаёт математику в Новой школе.
Как ты оказалась на матфаке?
С самого начала в школе мне была интересна математика. Я её любила, у меня получалось решать задачки. Затем я поступила в математический 8 класс 57 школы, после окончания 11-го класса поступление в какое-то математическое место казалось логичным продолжением учебного процесса. В то время все в основном шли на мехмат, матфак только-только открылся. Про него ещё ничего не было известно никому, кроме тех, кто был в близком окружении. Так, мой классный руководитель, когда я его спросила о том, куда мне идти, посоветовал матфак, я и пошла.
Твои самые яркие воспоминания о студенческой жизни?
Ярких воспоминаний довольно много. Мы были первым набором, и сначала сидели на Мясницкой. Нас было мало, а преподавателей, как нам казалось, ー много. Было ощущение, что с тобой много времени проводит большое количество взрослых, которые в тебе очень заинтересованы. Было даже какое-то чувство семейности, постоянной опеки над нами со стороны педагогов. Это было прекрасно! Нам очень нравилось. Мы все на курсе были довольно дружны и даже выезжали вместе на посвят мехмата: мы почти сразу стали с ними общаться, так как у многих там были знакомые, друзья, одноклассники. Я помню, что были какие-то ритуалы: мы ходили в ближайший Макдональдс, пили молочные коктейли после экзаменов или до них, вместе что-то ботали. Уже после переезда на Вавилова, мы оккупировали наш маленький гардероб: пели там песни под гитару, пили чай, просто болтали. Было очень здорово!
Были ли любимые учителя?
Учителей всех любила, нелюбимых у меня не было. Я вспоминаю преподавателей с большой теплотой, особенно своего руководителя Бориса Львовича Фейгина. Безусловно, он очень большое влияние на меня оказал: помимо учебы, мне кажется, он и что-то жизненное мне передал, мы с ним много разговаривали обо всем на свете.
А были ли сложности?
Сложности были: какие-то курсы давались непросто. Я довольно рано начала самостоятельную жизнь. Наверное, не так, как те, кто жил в общежитии, но я съехала от родителей на 3 курсе, а на 4 - вышла замуж. Это, конечно, создавало трудности с точки зрения учебы. Совмещать было тяжело, так как мы жили далеко в Подмосковье, я работала, мало спала. Всё это сказывалось - учиться я стала похуже.
Какую роль матфак сыграл в твоей жизни?
Сложно сказать. Наверное, он стал одним из кирпичиков, которые мою жизнь так или иначе выстроили. Я по-прежнему люблю математику и люблю решать задачи, мне интересно что-то почитать или послушать, вспомнить. Те знания, что дал мне матфак, очень помогают в работе, в преподавании. Здорово, когда ты ориентируешься в своем предмете и можешь рассказать детям что-то вне школьной программы.
Как ты стала учителем, как нашла свой путь?
Свой путь найти было сложно. Однажды я, например, решила, что больше не хочу продолжать заниматься абстрактной математикой, что лучше поменять направление на более прикладное. Поступила в магистратуру, но довольно быстро вернулась обратно на матфак.
У меня изначально не было идеи стать учителем. Как и многое в моей жизни, это в некоторой степени само собой вышло. Когда-то даже категорично считала, что вот прямо учителем, в полном смысле этого слова, я ни за что не буду. Но я довольно много работала в образовании: преподавала математический анализ в 57-й школе в разных командах, кружки вела, олимпиады проводила, плюс - частные уроки. Как-то мой учитель литературы Сергей Владимирович Волков сказал, что открывается школа, туда идут хорошие люди, поэтому там будет здорово. Потом выяснилось, что эта школа будет рядом с тем местом, куда мы только-только переехали с семьей. Все звезды совпали, я подумала, что это же неспроста, поэтому поехала в Новую школу, пообщалась с людьми и осталась.
Знаешь ли ты, что матфак теперь выпускает не только исследователей, но и учителей математики?
Да, я конечно знаю про совместную программу с ЦПМ, некоторые из наших школьников, которых мы выпустили из 11 класса, туда пошли. Я, к сожалению, не знаю каких-то деталей о том, как там все происходит. Идея сама мне нравится, безусловно, потому что когда ты учитель математики и когда ты про эту науку понимаешь больше, чем то, что написано в школьной программе, это лучше воспринимается детьми: им интереснее с тобой общаться, они видят, что перед ними человек, который не учебник скучный вслух зачитывает, пусть даже наизусть, а может что-то интересное такое вокруг рассказать. Например, зашел вдруг разговор про комплексные числа, и учитель сходу объяснил что к чему: какие-то простые, но интересные вещи. Это детей очень мотивирует к учёбе, им нравится, когда с ними говорит человек, который в своем предмете хорошо разбирается.
Сейчас из-за карантина ты проводишь занятия онлайн?
Да, наша школа одной из первых перешла на онлайн обучение в связи с карантином, пока мне нравится, всё получается неплохо. Немножко сумасшедший был понедельник, когда это только-только все настраивалось. Сейчас стало легче: мы освоили специальные вспомогательные программы. В частности, вчера я вела уроки в Zoom с графическим планшетом. Вполне сносно все получилось, мне кажется, так можно эффективно выстроить работу. Но тут важно, что у меня с моими школьниками уже есть контакт, новый класс с нового учебного года я не рискну так проводить.
Какие на твой взгляд достоинства и недостатки у такого формата обучения?
Достоинства: я почувствовала, что дети чуть более включены, потому что для них это все необычно, интересно. Среди недостатков: не очень видишь реакцию. Я привыкла к двустороннему общению, когда видишь эмоции учеников, а тут оно немного ограничено. Я слышала, что некоторые мои коллеги при работе в zoom просили детей отключить динамики, видимо, в каких то форматах работы. Мне же с первых минут стало от этого некомфортно, я попросила детей включить звук. Неважно, что были какие-то шумы, зато я всех слышала. Мне тяжело, если я не чувствую свою аудиторию, поэтому записывать онлайн видео, например, мне трудно очень: куда-то в пустоту говоришь. А когда это двустороннее общение, пусть даже онлайн - вроде и ничего, незаметно такой уж большой разницы пока по сравнению с реальным.
Можешь ли ты порекомендовать какие-либо ресурсы для занятия математикой в домашних условиях?
Это зависит от школьников, чего они хотят. Есть прекрасные “Математические этюды”, там можно надолго залипнуть. Если хочется порешать олимпиадные задачки, то надо идти на problems.ru, там их очень много. Я себя развлекаю тем, что периодически скачиваю олимпиады прошлых лет и что-то оттуда прорешиваю. Есть еще несколько классных сюжетов на Youtube с Валей Кириченко и Ниной Cахаровой, она моя однокурсница и, на мой взгляд, лучшая выпускница нашего курса.
А что бы ты посоветовала студентам нынешних выпускных курсов?
Советовать ー всегда дело сомнительное, потому что жизнь у всех по-разному складывается. Себе прошлой я могла бы пожелать вот чего: побольше по сторонам смотреть, что вокруг происходит, чем можно заниматься. Я помню, что у меня было ощущение, что я не понимаю, что мне делать. Потому что я в принципе не понимала, а какие есть варианты. Стоит попробовать стажироваться в разных компаниях, пусть даже не по своей специальности, просто пообщаться с людьми, если, конечно, нравится это делать. В жизни, оказывается, есть много разных профессий, про некоторые я даже не подозревала, что они существуют.
Какие, например?
Один выпускник нашей школы, например, если не ошибаюсь, работает сейчас с Джеймсом Кэмероном, а до этого в студии Дисней. Он как-то обсчитывает дифференциальные уравнения, чтобы, например, снег и вода в мультфильмах правдоподобно смотрелись. Муж мне еще рассказывал про свою любимую игру: там толпа программистов обсчитывает все на свете, чтобы тоже все реалистично выглядело.
Занимаешься ли ты математикой со своими детьми?
Младшему ー полтора года, математикой я пока с ним не занимаюсь, хотя замечаю, что и я, и старшая дочка между делом учим его считать. С дочкой занимаемся: ей нравится и у нее вроде получается. Делаем с ней задания по учебникам Жени Кац, Наташи Сопруновой. Какие-то еще задачи нахожу сама, и мы их обсуждаем.