• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
10
Февраль

Витгенштейн и социологическая теория

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Основное содержание курса посвящено анализу различных социологических интерпретаций ключевых идей Витгенштейна внутри социальной теории. Социологическая (или шире – социальная) теория с момента опубликования и бурного обсуждения в среде философов поздних работ Витгенштейна (в 60-е-70-е годы XX века) обнаруживала устойчивый интерес к этим новым формам, словам, идеям. Это стало настоящим интеллектуальным вызовом для социологов и социальных мыслителей перенять идеи Витгенштейна, или в терминах его собственной теории – овладеть способом правильного употребления тех или иных языковых выражений. Под глубоким впечатлением от т.н. «лингвистического поворота», от критики Ричарда Рорти, от возможности метафорического использования принципов антропологии для изучения обществ письменной культуры, социологи научились вести себя «как витгенштейнианцы», маркировать свои тексты в стиле «Трактата» или «ФИ», описывать и объяснять наблюдаемую ими реальность с применением тех или иных (иногда совсем своих) интерпретаций Витгенштейна и, наконец, описывать и объяснять ненаблюдаемую ими как социологами реальность. В большом потоке текстов социальной теории далеко не маргинальную позицию занимают тексты социологов, написанные ими как «если бы они были философами». Это работы о значении и языке, мышлении и практике, явном и скрытом, социальном и индивидуальном. Со временем критическая масса этих работ наполнила не только пространство метатеории внутри социологии, но и выплеснулось обратно в область философии, где своим объемом просто смело существовавшее там до 50х годов значение выражения «социальная эпистемология» как собственно философская теория социального измерения знания и заменила его на довольно нечеткое «социологический способ познания». У самых разных авторов, от социальных конструктивистов, социологических номиналистов и до структуралистской феминистской эпистемологии, под «социальной эпистемологией» лежит какая-либо версия интерпретаций Витгенштейна, осознаваемая или нет, а также иногда его стиль письма, но редко - его оригинальная аргументация. Проблематика курса ограничивается тремя областями: - проблема правилосообразного социального действия (rule-following); - проблема анализа социальных институтов; - социологический анализ языка и повседневности.