«Знания социологии мне, действительно, очень помогают»
Зачем специалисту в сфере коммерческой недвижимости нужны знания социологии? Об этом рассказывает выпускница ВШЭ Наталья Бидненко (магистратура, 2005). Наталья обучалась на социолога в РУДН, окончила совместную магистерскую программу ВШЭ-МВШСЭН (2003-2005) и университет Майями по направлению Real Estate Development and New Urbanism. Сейчас Наталья работает в Майями в компании American Real Estate Capital (это подразделение страховой компании Great American Life Insurance Company), где выдает кредиты под коммерческую недвижимость.
Свой путь как исследователь в сфере коммерческой недвижимости я начала сразу после окончания магистратуры Вышки в 2005 году (это была совместная программа с МВШСЭН). До этого я училась на социологии в РУДН, бакалаврский диплом был с отличием. В магистратуру РУДН я не захотела идти, в то время один из преподавателей, Д.Рогозин, подсказал нам, что есть магистерская программа ВШЭ. Я поняла, что это будет гораздо интереснее, так как в ВШЭ было много преподавателей, книжки которых я читала, хотелось непосредственно учиться у них (А.Филиппов, В. Радаев). Поэтому я приняла решение поступить на эту программу, успешно сдала экзамены и отучилась два года.
А какими исследованиями ты занималась в магистратуре?
У меня и дипломная и магистерская работы были посвящены этносоциологии. Как люди ощущают себя общностью, что их объединяет, вера, общие традиции, язык. Потом я познакомилась с социологией города, интерес к этому направлению привел меня к недвижимости. В это время в России стала развиваться сфера коммерческой недвижимости. Совершенно случайно я узнала о позиции исследователя в сфере коммерческой недвижимости. Поскольку это было близко к социологии города, которая мне нравилась, я решила попробовать. Мы начали создавать базу данных коммерческих зданий по всей России, анализировали рынок, занимались предсказанием трендов развития коммерческой недвижимости. Далее я работала в международной компании DTZ, которая занималась коммерческой недвижимостью, где я уже работала на позиции консультанта. Так как я умела анализировать коммерческую недвижимость, я уже могла рекомендовать девелоперам и инвесторам что построить, как построить, здесь мои знания рынка очень пригодились. Это была самая лучшая работа в моей жизни, я объездила за 5 лет всю Россию, мне удалось очень много узнать. С точки зрения социологии я видела, как люди живут, понимала, какие у них есть потребности в разных городах с точки зрения коммерческой недвижимости. Где-то нужны крупные торговые центры, где-то поменьше, где-то нужны были небольшие офисные помещения, а где-то крупные многофункциональные комплексы, переделанные из старых заводов. Мы работали с группой архитекторов и брокеров. Я давала рекомендации, как наиболее эффективно использовать участок земли, как перепрофилировать здания. Здесь очень пригождались знания социологии, мы постоянно ходили в статистические комитеты, брали статистику - сколько населения живет, сколько прибыль/убыль населения, мигранты, откуда люди приезжают, какая там культура, как люди будут ассимилироваться, или же точно не будут ассимилироваться, будут свои поселения. Знания по социологии, понимание, что есть общество, всегда помогали в работе.
Далее я поняла, что для дальнейшего карьерного развития мне не хватало профильного образования. В России в 2009 году еще не преподавали Real Estate Development. Девелопер – это человек, который смотрит на большую картину – что происходит на рынке недвижимости, что за население живет в определенном районе, какие доходы, привычки у населения, ценности, идеалы, на что они ориентируются, что может быть востребовано в плане недвижимости, и знает, как построить высококачественный объект недвижимости, пользующийся спросом у населения. Специалисту нужно понимать, каков план развития города, вступать в отношения с администрацией города, чтобы понять, например, можно ли построить многофункциональный комплекс. Девелопмент – это комплексное развитие территории. Сейчас понастроили много башен в крупных городах, а они мало кому нужны. Те проекты, которые мы реализовывали за время моей работы в DTZ, стали достаточно успешными.
В 2009 году я поехала учиться в University of Miami. Это был первый год, когда они открыли магистерскую программу по Real Estate Development and New Urbanism (MRED+U). Начав учебу в новом Университете, я поняла, что знания, полученные в Вышке, могут мне пригодиться. И я была права. Например, мы изучали разные слои американского общества, плюс работали со статистическими данными, чтобы понять, что происходит с населением в определенном городе. Мы изучали историю развития таких городов, как Нью-Йорк, Сан-Франциско, Майами, чтобы понять, какой тип недвижимости там будет востребован в будущем. В университете я уже получила комплексный пакет – финансы, право, даже брала курсы по архитектуре. После окончания университета я получила практику в местной девелоперской компании в Майями. В России в это время был кризис, который сильно затронул коммерческую недвижимость, и я решила остаться работать в Америке. Я реализовывала проекты по строительству многофункционального комплекса, торгового центра, центра для пожилых людей, студенческого жилья.
Потом мой одногруппник, с которым я училась в University of Miami, предложил мне вакансию аналитика в сфере коммерческой недвижимости, я прошла собеседование и стала работать в компании, в которой я до сих пор работаю. После года работы меня повысили, теперь я выдаю кредиты под покупку или рефинансирование коммерческой недвижимости, больше занимаюсь финансами, чем девелопментом. Предыдущий опыт очень помогает, так как я могу быстро проанализировать качество обьекта недвижимости, его расположение, рынок, демографию населения. В Америке доступ к социологическим данным – это просто фантастика! Здесь очень многие вещи в открытом доступе. Поэтому имея представление, как отличить хороший девелоперский проект от плохого, я начала выдавать кредиты.
А все-таки, если резюмировать, после Вышки, какие знания, умения помогают в работе?
Это навыки по анализу данных (приток/отток населения, из каких регионов мигранты и пр.). Здесь, например, создается China town, где построить что-то более европейское не получится, у людей такой менталитет. А латино-американцы больше стремятся ассимилироваться с американской мечтой, они будут гораздо более открыты к восприятию новых вещей. Мне, как человеку, который умеет анализировать это с высоты птичьего полета, это все видно. Хотя вижу по моей коллеге, которая пришла из финансовой сферы, (где знают только как дебет с кредитом свести), она не понимает мотивов – почему построили тот или иной объект недвижимости. Знания социологии мне, действительно, очень помогают.