Концепция научно-исследовательского семинара
Цели и задачи семинара:
- Знакомство студентов и аспирантов с основными направлениями исследований, осуществляемых кафедрой анализа социальных институтов.
- Помощь студентам и аспирантам в выборе и обосновании темы исследования.
- Организация встреч студентов и аспирантов с ведущими учеными-социологами.
- Обучение студентов и аспирантов навыкам научно-исследовательской работы.
- Обучение студентов и аспирантов навыкам презентации исследования и научной дискуссии.
- Обсуждение и подготовка к защите исследовательских проектов студентов и аспирантов.
Порядок организации семинара
Научно-исследовательский семинар проводится в 1-4 модулях и включает в себя 232 час. аудиторных занятий по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов (452 часа).
Структура семинара
Семинар состоит из трех основных блоков (этапов):
1) Мероприятия, способствующие выбору студентами и аспирантами тем (направлений) исследования (1 модуль): выступления перед студентами и аспирантами преподавателей кафедры и других ученых и практиков с презентациями актуальных направлений исследования в современной социологии, опыта своей научно-исследовательской работы; обсуждение предварительных вариантов тем исследования студентов и аспирантов; обоснование и обсуждение персональных планов работы студентов и аспирантов над темой исследования. На этом этапе студенты должны выбрать и утвердить тему своей курсовой работы.
2) Мероприятия по формированию у студентов и аспирантов умений и навыков исследовательской работы (2 модуль): лекции и семинары по оптимизации обработки информации и работы с научной литературой, методологии и технике понятийного анализа, передаче опыта полевой работы и проведения интервью, формированию техники написания научных текстов. Также как и на первом этапе, в работе семинара будут участвовать как преподаватели кафедры, так и ученые из других структурных подразделений и научно-исследовательских учреждений. На этом этапе студенты начинают сбор материала по теме исследования, составление библиографии и выработку структуры работы.
3) Обсуждение проектов и (предварительных) результатов исследований студентов и аспирантов (3 и 4 модули). В зависимости от уровня готовности курсовой работы студенты представляют к обсуждению либо (а) концепцию курсовой работы, либо (б) проблемное поле исследования и основные подходы к решению проблемы в современной научной литературе, либо (в) предварительный вариант (текст) курсовой работы. Предполагается, что каждый студент делает две презентации:
1) презентация общей концепции работы и обзор литературы (3 модуль);
2) презентация предварительных результатов исследования (4 модуль).
Цель первой презентации — помощь в выборе оптимальной стратегии работы над темой и прояснение теоретико-методологических и инструментально-практических проблем, с которыми сталкивается студент в процессе работы. Цель второй презентации — помощь доработке и оптимизации первоначального текста.
Указанные блоки не обязательно полностью совпадают с границами соответствующих модулей; при этом кафедра оставляет за собой право корректировать содержание программы и вносить изменения в порядок проведения мероприятий в силу необходимости учета возможностей профессорско-преподавательского состава, ученых и практиков, приглашенных для участия в семинаре и уровня подготовленности студентов.
Автор программы:
Ледяев Валерий Георгиевич, доктор философских наук, PhD (Manchester, Government), профессор кафедры анализа социальных институтов