• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
10
Февраль

Как изучать социологию в глобальной перспективе

Прошлым летом на магистерской программе «Сравнительные социальные исследования» состоялся первый выпуск. Академический руководитель программы Кристиан Фрёлих и ее выпускники рассказали новостной службе ВШЭ о том, что программа предлагает абитуриентам и в чем ее особенности.

 

Кристиан Фрёлих

Глобальная перспектива

Наша программа рассматривает социологию в глобальной перспективе. Мы сравниваем культуры, народы, страны и группы людей, изучаем социальные проблемы в разных странах с точки зрения взаимосвязи между действиями отдельных людей в обществе на разных макроуровнях коллективности, таких как, например, общество или культура.

Интернационализация

Студенты нашей программы учатся в международном окружении, во-первых, потому, что программа полностью англоязычная. Во-вторых, у нас международный состав преподавателей. Большинство наших преподавателей — иностранцы, приехавшие из разных стран, и это придает программе дополнительную специфику. Программа в целом ориентируется на англо-американскую социологическую традицию, хотя у нас немало исследователей и из Европы. Среди них есть штатные сотрудники ВШЭ, например, Кунь Мин Баек из Южной Кореи, Лили Ди Пуппо из Бельгии, Хараламбос Деметриу с Кипра и другие.

В этом учебном году студенты программы прослушали лекции и приняли участие в семинарах нескольких приглашенных иностранных профессоров. В частности, в сентябре Моника Ворлаб-Сар (Лейпцигский университет — University of Leipiz) провела мастерскую по количественным методам в социальных исследованиях. Также прочли лекции доцент Тим Рискенс (Университет Тилбурга — Tilburg University), лекции Тима Рискенса прошли в рамках преподавательского обмена Erasmus+  и были посвящены проблемам социального капитала в западных и посткоммунистических странах.

Благодаря тесному сотрудничеству с Лабораторией сравнительных социальных исследований (ЛССИ) под руководством Эдуарда Понарина мы также имеем возможность приглашать внешних лекторов. В лаборатории постоянно или временно работают многие выдающиеся ученые, а ее научным руководителем является Рональд Инглхарт, известный социолог и основатель всемирного исследования ценностей World Values Survey.  Наши студенты могут напрямую общаться с учеными лаборатории, которые также зачастую становятся научными руководителями их исследовательских проектов и магистерских диссертаций. Кроме того, студенты могут участвовать во всех мероприятиях ЛССИ, таких как летние школы и научные семинары в Москве и Санкт-Петербурге. Они также представляют результаты своих выпускных или курсовых работ на ежегодных конференциях ЛССИ.

В сентябре лекцию для студентов программы прочел ведущий профессор ЛССИ Кристиан Вельцель.

Западный стиль обучения

Поскольку у нас международный состав преподавателей, процесс обучения организован так же, как в элитных англо-американских и западноевропейских университетах. У нас довольно высокие требования. Наши семинары требуют активного участия и подготовки. Мы поощряем студентов проявлять инициативу, развивать независимое мышление и заниматься исследованиями. В этом смысле программа соответствует стандартам аналогичных программ на Западе. Также стоит отметить, что у нас в Вышке очень поощряется студенческая автономия.

Учеба и перспективы

Наша программа еще молодая: ей всего два года, и первые выпускники окончили программу прошлым летом. Мы ориентированы на активные исследования, и значительная часть обучения посвящена методам и методологии. Мы готовим студентов к работе с данными из разных контекстов, организаций и стран. Мы часто работаем с крупными массивами сравнительных данных, такими как всемирное исследование ценностей World Values Survey или исследование европейских ценностей European Values Survey. Выпускники нашей программы смогут заниматься прикладными исследованиями в различных областях, работать в крупных международных организациях и компаниях, где работа с данными позволит им ставить и решать задачи. Мы мотивируем своих выпускников продолжать исследования на уровне PhD: наши студенты имеют подготовку, достаточную для поступления на международные докторские программы.

Мы преподаем не только количественные методы, но и знакомим студентов с качественными методами. При этом в основном мы все-таки ориентированы на количественные исследования, поскольку имеем тесные связи с Лабораторией сравнительных социальных исследований. С самого первого семестра студенты активно работают с программами статистического анализа, в частности, с программой R, более сложной, чем SPSS, с которой обычно работают бакалавры. Таким образом, с самого начала магистратуры студенты занимаются эмпирическими исследованиями.

В будущем мы планируем расширить спектр курсов по выбору, чтобы студенты могли выбрать, кроме методологии, и более широкий круг тем. Мы также укрепляем контакты с международным академическим сообществом, привлекаем приглашенных лекторов на семинары и мастер-классы. Это расширяет и возможности стажировок для наших студентов.

Стажировки

В течение третьего семестра у студентов нашей программы нет занятий: они заняты исключительно на исследовательских стажировках. Студенты проходят практику в исследовательских организациях, выбирая из длинного списка партнеров программы и лаборатории. Некоторые студенты едут в наш партнерский университет, Тилбургский. Другие ездят в Германию, Польшу, Финляндию, либо проходят стажировки в серьезных научных организациях Москвы и Санкт-Петербурга. Есть и возможность поехать в международные организации. В прошлом году наш студент Мигель Майол проходил стажировку в офисе ООН в Чили и изучал проблему гомофобии в Латинской Америке.

Исследовательские интересы

Мы призываем студентов самим предлагать темы исследований для диссертации. Затем они обсуждают тему с научным руководителем и на научном семинаре. Уже в первом семестре они пишут предложение по тематике исследования и закладывают фундамент будущей работы. Стажировка дает им отличную возможность собрать материал для диссертации. Студентов интересуют разнообразные темы. Единственный обязательный элемент — это сравнительный подход. Это не обязательно значит, что они должны сравнивать несколько стран: можно сравнивать социальные группы или взять только две страны. У нас есть студенты, интересующиеся восприятием науки в обществе. Есть студент, который изучает, как женщины-ученые справляются с гендерной дискриминацией в Германии и России. Еще одна тема исследования касается использования и трансформации концепции культуры в работе консалтинговых агентств в Финляндии. Мы также изучаем вопросы национализма и расизма в разных странах и их связь с социальными характеристиками этих стран.

Для кого наша магистерская программа?

Мы открыты для политологов, историков и социологов. Другими словами, для всех исследователей в области общественных наук. Абитуриентам понадобятся уверенные знания в области методологии, количественных и качественных методов, а также общий интерес и базовые знания о том, как устроено общество. Тем не менее, наша программа устроена таким образом, что студенты, которым не хватает определенных методологических знаний, могут быстро их дополучить и успешно продолжать обучение.

 

Дарья Платонова, выпускница программы

Бакалаврский диплом я получила на программе «Мировая экономика» в Вышке. Поэтому можно сказать, что поступление на программу «Сравнительные социальные исследования» логически продолжало развитие моего интереса к международным сравнительным исследованиям. Однако решение было неожиданным с точки зрения новой дисциплины — социологии.

На программе меня в первую очередь заинтересовал теоретический блок и дисциплины, нацеленные на демонстрацию возможностей сравнительных исследований в социологии, а также интернациональный состав преподавательского состава, возможность говорить и писать на английском языке. 

Я не уверена, что смогла во время учебы выполнить «программу максимум»: и ознакомиться с размышлениями о теориях и ограничениях познания в сравнительной социологии, и глубоко проникнуться идеями узких областей социологии (например, социологией тела), и освоить современные статистические подходы к анализу данных. Но от программы я получила многое. Я успела прочитать (и до сих пор не перестаю читать) ключевые работы в социологии, научилась видеть ограничения сравнительных исследований, освоила навыки быстрого написания проектов исследований и работы в статистических пакетах, таких как R.

Сейчас я работаю в лаборатории «Развитие университетов» Института образования ВШЭ, занимаюсь вопросами развития систем высшего образования, в том числе в международной сравнительной перспективе. Программа «Сравнительные социальные исследования» позволила мне по-новому отнестись к моей работе, задать новые вопросы к уже разработанным материалам и значительно продвинуться в исследованиях.

 

Жаклин Филипс (США), выпускница программы

Я узнала о Высшей школе экономики и магистерской программе «Сравнительные социальные исследования», прочитав интервью одного из профессоров на сайте ВШЭ. Эта программа впитала в себя лучшее от двух миров. В то время как в американской социологии более популярны теоретические дебаты, российское научное сообщество гордится достижениями в исследованиях. В ВШЭ я уже написала несколько теоретических статей, но также и работала в программах SPSS, Atlas.ti и R. Сейчас я изучаю, как общественно-научная концепция культуры переводится на язык практического применения бизнес-консультантами в менеджменте, и каковы последствия такой трансформации.

 

Сауле Бекова, выпускница программы

По базовому образованию я социолог, после выпуска несколько лет работала по специальности, так что выбор дальнейшего направления обучения был осознанным. Я искала программу, на которой, с одной стороны, много времени уделялось бы анализу данных (думаю, ЛССИ сегодня — одно из самых сильных сообществ специалистов по методам анализа), а с другой, мне хотелось, чтобы обучение было динамичным и современным. Я считаю, что наша программа полностью отвечает этим требованиям.

Основная аудиторная нагрузка приходится на первый год, и освоение материала проходит довольно интенсивно. Мы могли учиться по семестру в московском и питерском кампусе Вышки. За это время мы не только познакомились с разными преподавателями и разными традициями кампусов, но и прочувствовали «сравнительную социологию» на собственном опыте.

Во время обучения предоставляется много возможностей проявить себя: я принимала участие в двух летних школах ЛССИ, стала стипендиатом Фонда Потанина и Российского Оксфордского фонда. И, конечно, программа стала местом, где я нашла новых коллег, друзей, единомышленников.