В Берлине — учиться!
Осенний семестр 2018-2019 учебного года студентка магистерской программы «Сравнительные социальные исследования» Ксения Семыкина провела в Свободном университете Берлина — в рамках программы двух дипломов и при поддержке программы Erasmus+. Обучение не заканчивалось за порогом университета, и виной тому было страстное желание знать больше об обществе и политике. Берлин подходит для этого как нельзя лучше: здесь на каждом шагу встречаешь следы политических событий последнего столетия. Ксения делится с нами своими наблюдениями об университете, городской среде, музеях и поездках на академические мероприятия.
До мобильности
После того, как меня номинировали на стипендию Erasmus+, нужно было заполнить несколько документов о предстоящей мобильности, высланных координатором, и готовиться к предстоящему семестру в Берлине.
Важный шаг — получение визы. Для этого было нужны следующие документы: визовое заявление, страховка, приглашение из университета в Германии, подтверждение наличия средств на проживание, подтверждение обучения в ВШЭ, фотографии, мотивационное письмо и биография (подобие резюме), копии удостоверений личности. Если документ выдан или подготовлен на английском, можно не переводить его на немецкий язык. Для студентов Erasmus+ процедура легкая, потому что координатор помогает оформить страховку, а подтверждением источника финансирования служит уведомление о назначении стипендии. Моя виза была готова всего через день после подачи документов.
Также до отъезда нужно было найти жилье. Я имела право получить комнату в общежитии и с радостью им воспользовалась — условия в общежитиях достаточно хорошие, цена невысокая, а искать другие варианты долго. Когда открылся прием заявок на получение комнаты в общежитии, на почту пришло письмо со ссылкой на регистрацию. В течение недели после регистрации я получила уведомление, что мне выделена комната и нужно внести предоплату. Поскольку я была номинирована на Erasmus+, мне не нужно было отправлять эту сумму банковским переводом, ее вычли из общей суммы гранта.
В университете
История создания Свободного университета связана с политическими событиями прошлого века. После Второй Мировой войны страны-победители разделили Берлин на оккупационные зоны. Существовавшие на тот момент крупнейшие гуманитарные университеты оказались в секторе, подконтрольном Советскому Союзу. В 1948 году в Западном Берлине при поддержке американской военной администрации был создан Свободный университет. При этом в Восточной Германии его называли «так называемый свободный университет».
Что касается учебного процесса, меня порадовало разнообразие курсов по социальным и политическим наукам. Я выбрала два курса о роли медиа в обществе, курс о феминизме и об особенностях государственной политики в посткоммунистических странах. Курсы о медиа и особенностях посткоммунистических стран были особенно полезны для меня, поскольку моя магистерская диссертация посвящена дискурсу российских и украинских медиа во время крымского конфликта.
Регистрация на курсы в Свободном университете — более эклектичный процесс, чем в Вышке. Есть система Campus Management , в которой можно записываться на курсы. Но в ней недоступны многие курсы, особенно если они читаются в департаменте, к которому студент не прикреплен. Нет единой учебной части, к которой можно обратиться в случае возникновения проблем. В этой системе я была записана на один курс из четырех. На остальных курсах я договорилась с преподавателями, что я собираюсь прослушать курс, хотя не записана на него в системе. В этом случае в конце семестра преподаватель заполняет специальную форму, в которой указывается оценка за курс.
В организации учебного процесса было несколько неожиданных моментов. Очная еженедельная встреча по курсу обычно длится всего одну пару, в отличие от двух пар в Вышке. Отличается и система кредитов. В Свободном университете кредиты получают за модуль, состоящий из двух курсов. Часто преподаватели не могли сказать, сколько кредитов получают за их курсы по отдельности от модулей. О количестве получаемых кредитов можно договориться с преподавателем: некоторые разрешают написать более длинную курсовую работу в обмен на пару дополнительных кредитов.
Кроме того, отличается принцип выставления оценок по курсу: отсутствует формула, по которой выставляется оценка. Обычно учитывается активность во время семинара, презентация, финальная письменная работа, но неизвестно, что больше влияет на решение преподавателя. С одной стороны, непонятно, как именно получается финальная оценка. С другой, такой подход предполагает большую гибкость. По одному из курсов я договорилась не писать финальную работу, а получить оценку за презентацию, сделанную в течение курса.
В городской среде
Недавние политические события отразились и на городском пространстве Берлина. Центр города не похож на типичный старый город европейских столиц. Многие здания были разрушены во время войны, а в послевоенный период большую часть центра города занимала приграничная к Берлинской стене зона. Если же поехать в восточную часть города, ощущение, что попадаешь в спальный район Москвы: налицо влияние советской архитектуры. Недавняя история отразилась и на транспорте: трамваи ходят только в Восточной части Берлина, так как в Западном Берлине трамвайные линии были закрыты в 60х годах прошлого века.
По городу можно передвигаться на разном транспорте: автобусах, трамваях, метро, городских электричках и даже паромах. Транспорт ходит исправно, хотя вечером или по выходным интервалы некоторых маршрутов по 20 минут. Студенты получают проездной, он оплачивается один раз в семестр.
Знание немецкого языка помогает, хотя можно обойтись и без него. Однажды мне пришлось изъясняться на немецком, когда мою карточку зажевал банкомат, а прохожая и оператор банка не говорили по-английски. В университете с административным персоналом таких проблем не возникало. Бывало, что немцы переходили на английский, когда слышали мой акцент. Так что бывает по-разному.
В музеях
Если поискать музеи и достопримечательности Берлина на туристических сайтах, большинство найденных вариантов будут связаны с недавней историей Германии. Именно эти места были наиболее интересны мне.
В Немецком историческом музее я получила общее представление об истории Германии и увидела экспонаты, о которых раньше только читала: карты, которыми пользовались моряки в эпоху Великих географических открытий и библия на немецком языке, написанная Мартином Лютером.
Музей «Топография террора» посвящен нацистскому периоду немецкой истории. Он рассказывает о предпосылках нацизма, преступлениях гитлеровского режима и о послевоенной денацификации. Посетить музей и воспользоваться аудиогидом можно бесплатно.
Больше о политическом устройстве Восточной Германии можно узнать в музее Штази и бывшей тюрьме для политических заключенных. Штази была секретной службой безопасности в Восточной Германии. Сейчас бывшая штаб-квартира этого госоргана является музеем. В нем можно узнать о том, как прослушивалась и просматривалась вся Восточная Германия. Только представьте — многие восточные немцы находили оборудование для прослушки и узнавали, что их соседи доносили на них, уже после воссоединения Германии! Бывшая тюрьма для политзаключенных также открыта для посещения, по воскресеньям проводятся бесплатные экскурсии на русском языке.
Из музеев, не связанных с историей Германии, я посетила музей естествознания. Самые известные экспонаты музея — восстановленные скелеты динозавров. Один из них даже занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый высокий в мире.
В поездках
Жажда знаний всегда со мной, поэтому мой любимый вид путешествий — академический туризм. В течение семестра в Берлине я воспользовалась открытой визой и близостью других городов и стран для посещения академических событий. Я поучаствовала в конференциях и академических школах в трех немецких городах: Аусбурге, Гиссене и Кельне, и погрелась неделю в Испании во время школы по дискурс-анализу.
Если поедете на академическую мобильность в Берлин или другой европейский город, стоит обратить внимание на научные мероприятия в близлежащих городах и странах. Это отличная возможность посетить новые места, пополнить резюме и завести знакомства среди исследователей.
Заключение
Академическая мобильность открывает множество возможностей. Я использовала прежде всего те, которые помогали мне лучше понимать социальные и политические процессы в Германии и других странах. Не сомневайтесь — Вы получите от семестра за границей то, что пожелаете!
Ксения Семыкина,
студентка 2 курса программы «Сравнительные социальные исследования»