• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стажер-исследователь ИППИ о программе двойного диплома со Свободным университетом Берлина

Полина Гусева с октября по март училась в Германии. В интервью она рассказала, где застала ее пандемия, чем отличается учебный процесс немецких вузов от российских и как подготовиться к академической мобильности.

- Полина, расскажи, пожалуйста, о программе академической мобильности, в которой ты участвовала.

- Я училась в Свободном университете Берлина (Freie Universität Berlin) по программе двойного диплома, организованной между моей магистерской программой «Сравнительные социальные исследования» и Институтом восточноевропейских исследований в FU. Как и на моей образовательной программе в Вышке, специальность в FU – социология. О программе двойного диплома я узнала, когда выбирала, на какую магистратуру по социологии поступать. Собственно, наличие такой программы стало решающим фактором в выборе ОП.

 - Как ты попала на программу?

- Весной прошлого года (то есть в конце первого курса) все желающие поехать в Берлин писали мотивационные письма и CV, которые оценивала комиссия из преподавателей Вышки. Отобранных кандидатов они рекомендовали для зачисления в FU. В начале лета стало известно, кто поедет в Берлин. В итоге поехали все 6 человек, подававших заявки. С июля начала готовить документы для визы, в начале октября улетела в Берлин.

 - Понравилось ли тебе учиться в Берлине?

- Скажем так, мне скорее понравилось жить в Берлине, а не просто учиться. Учебный процесс, конечно, отличается от того, что в Вышке, но суть та же: много читать, ходить на семинары, писать работу по итогу курса. А вот оказаться в совершенно другом культурном контексте было действительно бесценно. При этом, я не могу назвать Берлин «немецким», это скорее интернациональный город. В том числе и за счёт большого количества иностранных студентов, а так как я жила в общежитии, это ощущалось особенно сильно.

 - Что тебе дала эта программа?

- Во-первых, диплом отличного европейского университета, который я надеюсь получить осенью, так как даты конца и начала семестров отличаются от российских. Во-вторых, как опыт длительного проживания за границей, так и опыт самостоятельного проживания. С самого начала приходилось решать всё самой, хотя конечно всегда можно было обратиться к кураторам программы. Особенно фрустрирующими были первые две недели, когда много сил ушло на оформление всех необходимых документов. Ну и понимание того, как в целом утроено обучение в Германии.

 - Расскажи, пожалуйста, об учебном процессе.

- Различия в учебном процессе есть, но не критичные. Сложнее всего было понять принцип выставления оценок за курсы и набора необходимого количества кредитов. Обучение в FU организовано в формате модулей, но модуль – это не временной отрезок в полсеместра, как в Вышке, а набор из нескольких курсов. При этом, чтобы получить оценку за модуль, надо написать курсовую работу по одному из курсов модуля, а по некоторым курсам можно получить разное количество кредитов в зависимости от объёма выполненной работы. Зато можно было самостоятельно определять объём работы по каждому из курсов.

Ещё у них есть блок семинаров, когда курс идёт всего месяц-полтора, но очень интенсивно. Я посещала два таких курса, и иногда занятия по одному предмету могли идти с 10 утра до 6 вечера (всего нужно было взять четыре или пять в зависимости от количества кредитов).

Ещё, как правило, дедлайны по финальным работам за курс не такие строгие, как в Вышке, но это зависело от подхода конкретного преподавателя. После 5 лет обучения в Вышке на вопрос «Когда дедлайн?» было довольно странно услышать ответ «Ну где-то в конце марта». А на деле можно было сдать и в начале апреля. Но и проверяют финальные работы преподаватели тоже долго, иногда по 1,5-2 месяца.

 - Как сказалась пандемия на твоей программе? И где она тебя застала?

- Когда началась история с коронавирусом, я была в Берлине. Так как очные занятия у меня закончились ещё в середине февраля и за оставшиеся полтора месяца мне надо было только написать курсовые работы и работать над дипломом, особого влияния на процесс обучения я не почувствовала. Но с середины марта начали вводить более серьёзные ограничения, так что последние недели моего пребывания в Германии я провела по большей части в общежитии. Было закрыто всё, кроме продуктовых магазинов, максимум можно было съездить погулять в парк или взять еду навынос, но всё-таки ограничительные меры были не такими жесткими, как в Москве.

Что касается образовательного процесса в целом, то занятия весеннего семестра изначально перенесли с начала апреля на его конец, а потом перевели в онлайн-формат. Из-за того, что были закрыты библиотеки, дедлайны по работам были перенесены. Также нам постоянно приходили письма про все изменения, происходящие в университете в связи с Covid-19, так что студенты и сотрудники были хорошо информированы.

Последствия пандемии я больше всего ощутила непосредственно перед отъездом в Москву. Я должна была улетать домой 31 марта, но незадолго до этого начали вводить ограничения по количеству прибывающих рейсов в день. Я купила билет ещё в феврале. Но мой рейс сделали специальным и оставили для возвращения россиян в страну. И когда я уже была в аэропорту, его отменили. В итоге смогла улететь из Берлина только через три дня, но это была та ещё история.

 

- Что ты можешь посоветовать студентам, которые хотят принять участие в академической мобильности?

- Если есть возможность, надо обязательно ехать. Академическая мобильность даёт не только возможность получить опыт обучения в иностранном университете, но и важный жизненный опыт, который помогает выйти из зоны комфорта и в итоге лучше понять себя.

А из практических советов, наверно, могу дать два самых важных. Заранее записываться на подачу документов на визу, так как в конце весны и летом очень большие очереди и есть вероятность получить визу только когда занятия уже начались. Второй совет – узнавать про возможности получения грантов, которые, как правило, полностью покрывают стоимость проживания. Если по программе Erasmus+ гранты как правило выдаются автоматически, то по двойному диплому надо искать возможности самостоятельно.