• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
10
Февраль

Концепция научно-исследовательского семинара

Цели и задачи семинара: 

  1. Знакомство студентов и аспирантов с основными направлениями исследований, осуществляемых кафедрой анализа социальных институтов.
  2. Помощь студентам и аспирантам в выборе и обосновании темы исследования.
  3. Организация встреч студентов и аспирантов с ведущими учеными-социологами.
  4. Обучение студентов и аспирантов навыкам научно-исследовательской работы.
  5. Обучение студентов и аспирантов навыкам презентации исследования и научной дискуссии.
  6. Обсуждение и подготовка к защите исследовательских проектов студентов и аспирантов.

Порядок организации семинара

Научно-исследовательский семинар проводится в 1-4 модулях и включает в себя 76 час. аудиторных занятий на 1 курсе и 32 часа на 2 курсе по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов (122 часа).

Структура семинара

Семинар состоит из трех основных блоков (этапов):

1) Мероприятия, способствующие выбору студентами и аспирантами тем (направлений) исследования (3 модуль): выступления перед студентами и аспирантами преподавателей кафедры и других ученых и практиков с презентациями актуальных направлений исследования в современной социологии, опыта своей научно-исследовательской работы; обсуждение предварительных вариантов тем исследования студентов и аспирантов; обоснование и обсуждение персональных планов работы студентов и аспирантов над темой исследования. На этом этапе студенты должны выбрать и утвердить тему своей курсовой работы.

2) Мероприятия по формированию у студентов и аспирантов умений и навыков исследовательской работы (4 модуль): лекции и семинары по оптимизации обработки информации и работы с научной литературой, методологии и технике понятийного анализа, передаче опыта полевой работы и проведения интервью, формированию техники написания научных текстов. Также как и на первом этапе, в работе семинара будут участвовать как преподаватели кафедры, так и ученые из других структурных подразделений и научно-исследовательских учреждений. На этом этапе студенты начинают сбор материала по теме исследования, составление библиографии и выработку структуры работы.

3) Обсуждение проектов и (предварительных) результатов исследований студентов и аспирантов (3 и 4 модули). В зависимости от уровня готовности курсовой работы студенты представляют к обсуждению либо (а) концепцию курсовой работы, либо (б) проблемное поле исследования и основные подходы к решению проблемы в современной научной литературе, либо (в) предварительный вариант (текст) курсовой работы. Предполагается, что каждый студент делает две презентации:

1) презентация общей концепции работы и обзор литературы (3 модуль); 
2) презентация предварительных результатов исследования (4 модуль).

Цель первой презентации — помощь в выборе оптимальной стратегии работы над темой и прояснение теоретико-методологических и инструментально-практических проблем, с которыми сталкивается студент в процессе работы. Цель второй презентации — помощь доработке и оптимизации первоначального текста. 

Указанные блоки не обязательно полностью совпадают с границами соответствующих модулей; при этом кафедра оставляет за собой право корректировать содержание программы и вносить изменения в порядок проведения мероприятий в силу необходимости учета возможностей профессорско-преподавательского состава, ученых и практиков, приглашенных для участия в семинаре и уровня подготовленности студентов.