О программе
Программа продолжает и развивает традицию британских и американских культурных исследований, дополняя характерную для них социально-критическую перспективу новейшими достижениями современных социальных наук и философии.
Программа включает в себя три траектории: культурная антропология, визуальная культура и социальная эстетика.
1. Культурная антропология
Основной тематический фокус траектории: исследование различных обществ, вовлеченных в сложные процессы современного мира, такие как миграция, транснациональные практики, глобальные экономические кризисы, постколониальные отношения прошлого и современности. В центре внимания также находится влияние цифровой культуры на формирование культурной и социальной идентичности жителя современного города.
Основные курсы:
- Введение в культурную антропологию, Цифровая антропология
- Антропология культурной памяти
- Антропология Севера и Арктики
- Дата-антропология
- Антропология миграции
- История и антропология эмоций
2. Визуальная культура
Тематический профиль этой траектории – когнитивные и социальные функции визуальных образов; взаимосвязь визуальности и социальной организации; трансформация визуального опыта в цифровых средах; влияние современной визуальной культуры на сферу искусства; роль визуальных образов в науке, политике, медицине и образовании; этические импликации визуальной коммуникации.
Основные курсы:
- Визуальность в современной культуре
- Актуальные проблемы теории медиа
- Визуальная антропология
- Теории образа
- Специализированное зрение: археология, генеалогия, этнография
- Анализ фильма
Траектории дополняют друг друга в тематическом отношении, образуя образовательное пространство, содержательно более насыщенное по сравнению с обычным – монотематическим – форматом магистерских программ. Модульная система организации программы позволит индивидуализировать учебные планы студентов, связать учебные курсы с актуальной повесткой культурных исследований, а также оптимально использовать кадровые ресурсы университета. Возможность варьирования траекторий как в количественном, так и в содержательном отношении позволит оперативно реагировать на текущие изменения на рынках труда и в актуальной исследовательский повестке.
Ключевой элемент учебного плана программы – работа над исследовательским проектом
(магистерской диссертацией), который может быть как индивидуальным, так и коллективным. В роли инфраструктурной поддержки научно-исследовательской деятельности студентов выступает система научно-исследовательских семинаров, на которых обсуждаются текущие проекты студентов, а также наиболее актуальные проблемы и тексты.
Новая программа – результат объединение двух магистерских программ Школы философии и культурологии: Прикладная культурология и Визуальная культура.
Конкурентные преимущества программы
К конкурентным преимуществам программы следует отнести следующие ее особенности:
- Программа не только исповедует, но и воплощает принцип междисциплинарности, включая в себя три взаимосвязанных тематических направления: культурная антропология, визуальные исследования и исследования взаимосвязи культуры и чувственности.
- Это единственная программа в Российской федерации и СНГ по направлению визуальных исследований и вторая в России, предлагающая студентам возможность получения магистерской степени по культурологии с антропологическим профилем.
- Программа основывает свои учебные планы и содержание курсов на передовых международных исследованиях в сфере современных культурных исследований.
- Среди преподавателей программы – ведущие специалисты в области культурных и визуальных исследований.
- Программа эффективно использует развитую инфраструктуру НИУ ВШЭ (доступ к международным базам актуальной научной периодики, университетская библиотека, разветвлённая сеть исследовательских центров и научных лабораторий НИУ ВШЭ), а также культурную инфраструктуру Москвы, позволяющую организовать разноплановую учебную практику для студентов программы.
- Программа оптимально сочетает в себе прикладную и исследовательскую составляющие, а также предоставляет студентам широкие возможности в формировании индивидуальной образовательной траектории.