• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

51.04.01 Культурология

Утверждение программы
Приказ от 25.10.2021 №6.18.1-01/251021-13
Дата обновления паспорта
Протокол №1 заседания академического совета от 30.06.2023
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120 З.Е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Не задано

Траектории

2024/2025 учебный год

Визуальная культура

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:
  • КОР-1 Разрабатывает теоретические модели для описания различных явлений в сфере современной культуры
  • КОР-2 Обосновывает выбор методологических стратегий, адекватных исследованиям в области современных культурных исследований
  • КОР-3 Анализирует, верифицирует и оценивает полноту информации, полученную в ходе профессиональной деятельности и при необходимости восполняет недостающую информацию, используя методы культурных исследований
  • КОР-4 Объясняет социальные и политические процессы на основе современных культурологических концепций, формулирует актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует социальную и культурную динамику
  • КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в сфере культурологии, формирует экспертные заключения, нацеленные на модернизацию текущих социокультурных программ и стратегий развития общества
Характеристика профессиональной деятельности:
  • ПК-1 Способен, опираясь на знание современных проблем культурологии, разрабатывать и обосновывать способы их решения в своей научно-теоретической и практической деятельности
  • ПК-2 Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно- исследовательских и прикладных задач
  • ПК-3 Способен самостоятельно и ясно формулировать задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку, корректно формулировать цели и достигать новых результатов в своей профессиональной области
  • ПК-4 Способен осуществлять экспертизу исследований и проектов социокультурного профиля и представлять ее итоги в виде отчетов, обзоров, аналитических карт, докладов и статей
  • ПК-5 Способен грамотно использовать качественные методы при работе с современными визуальными медиа
  • ПК-6 Способен организовать научные исследования, соблюдая принципы академической этики, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы
  • ПК-7 Способен предоставлять консультации в области разработки культурных государственных и частных проектов
  • ПК-8 Способен создавать и использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей
  • ПК-9 Способен руководить профессиональной деятельностью в сфере культурного проектирования и функционирования культурных институций на основе правовых и профессиональных этических норм
  • ПК-10 Способен понимать и анализировать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности
  • ПК-11 Способен создавать и редактировать на русском (государственном) языке культурологические тексты для задач профессиональной и научной деятельности
Характеристика образовательных модулей:
В основном блоке дисциплин студенты получают набор курсов, необходимый для их специализации как исследователей культуры с широкоформатных, методологически обоснованных позиций. Студенты знакомятся с ключевыми идеями современной гуманитарной мысли и с тем, как она склонна обобщать и объяснять культурные феномены. Студентам предлагаются курсы по современной эстетике, философии современного искусства, теории образа, исследованиям аффекта и др.

Блок НИСов готовит студентов к исследовательской деятельности в сфере изучения культуры: изучаются методы исследований, современные подходы к анализу и описанию культурных феноменов, обсуждаются актуальные проблемы, проводятся ридинг-семинары.

Студентам предлагаются, кроме того, курсы по выбору, позволяющие индивидуализировать отдельный образовательный трек и осуществить дополнительную специализацию, сделав собственное исследование междисциплинарным, ориентированным на актуальные разработки в сфере современной гуманитаристики.

Блоком, подводящим итог обучению, являются написание и публичная защита ВКР по одному из проблемных вопросов исследований культуры.

Исследования кино

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:
  • КОР-1 Разрабатывает теоретические модели для описания различных явлений в сфере современной культуры
  • КОР-2 Обосновывает выбор методологических стратегий, адекватных исследованиям в области современных культурных исследований
  • КОР-3 Анализирует, верифицирует и оценивает полноту информации, полученную в ходе профессиональной деятельности и при необходимости восполняет недостающую информацию, используя методы культурных исследований
  • КОР-4 Объясняет социальные и политические процессы на основе современных культурологических концепций, формулирует актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует социальную и культурную динамику
  • КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в сфере культурологии, формирует экспертные заключения, нацеленные на модернизацию текущих социокультурных программ и стратегий развития общества
Характеристика профессиональной деятельности:
  • ПК-1 Способен, опираясь на знание современных проблем культурологии, разрабатывать и обосновывать способы их решения в своей научно-теоретической и практической деятельности
  • ПК-2 Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно- исследовательских и прикладных задач
  • ПК-3 Способен самостоятельно и ясно формулировать задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку, корректно формулировать цели и достигать новых результатов в своей профессиональной области
  • ПК-4 Способен осуществлять экспертизу исследований и проектов социокультурного профиля и представлять ее итоги в виде отчетов, обзоров, аналитических карт, докладов и статей
  • ПК-5 Способен грамотно использовать качественные методы при работе с современными визуальными медиа
  • ПК-6 Способен организовать научные исследования, соблюдая принципы академической этики, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы
  • ПК-7 Способен предоставлять консультации в области разработки культурных государственных и частных проектов
  • ПК-8 Способен создавать и использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей
  • ПК-9 Способен руководить профессиональной деятельностью в сфере культурного проектирования и функционирования культурных институций на основе правовых и профессиональных этических норм
  • ПК-10 Способен понимать и анализировать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности
  • ПК-11 Способен создавать и редактировать на русском (государственном) языке культурологические тексты для задач профессиональной и научной деятельности

Культурная антропология

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Ключевые образовательные результаты:
  • КОР-1 Разрабатывает теоретические модели для описания различных явлений в сфере современной культуры
  • КОР-2 Обосновывает выбор методологических стратегий, адекватных исследованиям в области современных культурных исследований
  • КОР-3 Анализирует, верифицирует и оценивает полноту информации, полученную в ходе профессиональной деятельности и при необходимости восполняет недостающую информацию, используя методы культурных исследований
  • КОР-4 Объясняет социальные и политические процессы на основе современных культурологических концепций, формулирует актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует социальную и культурную динамику
  • КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в сфере культурологии, формирует экспертные заключения, нацеленные на модернизацию текущих социокультурных программ и стратегий развития общества
Характеристика профессиональной деятельности:
  • ПК-1 Способен, опираясь на знание современных проблем культурологии, разрабатывать и обосновывать способы их решения в своей научно-теоретической и практической деятельности
  • ПК-2 Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно- исследовательских и прикладных задач
  • ПК-3 Способен самостоятельно и ясно формулировать задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку, корректно формулировать цели и достигать новых результатов в своей профессиональной области
  • ПК-4 Способен осуществлять экспертизу исследований и проектов социокультурного профиля и представлять ее итоги в виде отчетов, обзоров, аналитических карт, докладов и статей
  • ПК-5 Способен грамотно использовать качественные методы при работе с современными визуальными медиа
  • ПК-6 Способен организовать научные исследования, соблюдая принципы академической этики, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы
  • ПК-7 Способен предоставлять консультации в области разработки культурных государственных и частных проектов
  • ПК-8 Способен создавать и использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей
  • ПК-9 Способен руководить профессиональной деятельностью в сфере культурного проектирования и функционирования культурных институций на основе правовых и профессиональных этических норм
  • ПК-10 Способен понимать и анализировать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности
  • ПК-11 Способен создавать и редактировать на русском (государственном) языке культурологические тексты для задач профессиональной и научной деятельности
Характеристика образовательных модулей:
В основном блоке дисциплин студенты получают набор курсов, необходимый для их специализации как исследователей культуры с широкоформатных, методологически обоснованных позиций. Студенты знакомятся с ключевыми идеями современной гуманитарной мысли и с тем, как она склонна обобщать и объяснять культурные феномены. Студентам предлагаются курсы по антропологии культурной памяти, антропологии религии, цифровой и визуальной антропологии и др.

Блок НИСов готовит студентов к исследовательской деятельности в сфере изучения культуры: изучаются методы исследований, современные подходы к анализу и описанию культурных феноменов, обсуждаются актуальные проблемы, проводятся ридинг-семинары.

Студентам предлагаются, кроме того, курсы по выбору, позволяющие индивидуализировать отдельный образовательный трек и осуществить дополнительную специализацию, сделав собственное исследование междисциплинарным, ориентированным на актуальные разработки в сфере современной гуманитаристики.

Блоком, подводящим итог обучению, являются написание и публичная защита ВКР по одному из проблемных вопросов исследований культуры.

2023/2024 учебный год

Визуальная культура

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:
  • КОР-1 Разрабатывает теоретические модели для описания различных явлений в сфере современной культуры
  • КОР-2 Обосновывает выбор методологических стратегий, адекватных исследованиям в области современных культурных исследований
  • КОР-3 Анализирует, верифицирует и оценивает полноту информации, полученную в ходе профессиональной деятельности и при необходимости восполняет недостающую информацию, используя методы культурных исследований
  • КОР-4 Объясняет социальные и политические процессы на основе современных культурологических концепций, формулирует актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует социальную и культурную динамику
  • КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в сфере культурологии, формирует экспертные заключения, нацеленные на модернизацию текущих социокультурных программ и стратегий развития общества
Характеристика профессиональной деятельности:
  • ПК-1 Способен, опираясь на знание современных проблем культурологии, разрабатывать и обосновывать способы их решения в своей научно-теоретической и практической деятельности
  • ПК-2 Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно- исследовательских и прикладных задач
  • ПК-3 Способен самостоятельно и ясно формулировать задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку, корректно формулировать цели и достигать новых результатов в своей профессиональной области
  • ПК-4 Способен осуществлять экспертизу исследований и проектов социокультурного профиля и представлять ее итоги в виде отчетов, обзоров, аналитических карт, докладов и статей
  • ПК-5 Способен грамотно использовать качественные методы при работе с современными визуальными медиа
  • ПК-6 Способен организовать научные исследования, соблюдая принципы академической этики, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы
  • ПК-7 Способен предоставлять консультации в области разработки культурных государственных и частных проектов
  • ПК-8 Способен создавать и использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей
  • ПК-9 Способен руководить профессиональной деятельностью в сфере культурного проектирования и функционирования культурных институций на основе правовых и профессиональных этических норм
  • ПК-10 Способен понимать и анализировать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности
  • ПК-11 Способен создавать и редактировать на русском (государственном) языке культурологические тексты для задач профессиональной и научной деятельности
Характеристика образовательных модулей:
В основном блоке дисциплин студенты получают набор курсов, необходимый для их специализации как исследователей культуры с широкоформатных, методологически обоснованных позиций. Студенты знакомятся с ключевыми идеями современной гуманитарной мысли и с тем, как она склонна обобщать и объяснять культурные феномены. Студентам предлагаются курсы по современной эстетике, философии современного искусства, теории образа, исследованиям аффекта и др.

Блок НИСов готовит студентов к исследовательской деятельности в сфере изучения культуры: изучаются методы исследований, современные подходы к анализу и описанию культурных феноменов, обсуждаются актуальные проблемы, проводятся ридинг-семинары.

Студентам предлагаются, кроме того, курсы по выбору, позволяющие индивидуализировать отдельный образовательный трек и осуществить дополнительную специализацию, сделав собственное исследование междисциплинарным, ориентированным на актуальные разработки в сфере современной гуманитаристики.

Блоком, подводящим итог обучению, являются написание и публичная защита ВКР по одному из проблемных вопросов исследований культуры.

Культурная антропология

Вид: Общая
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Ключевые образовательные результаты:
  • КОР-1 Разрабатывает теоретические модели для описания различных явлений в сфере современной культуры
  • КОР-2 Обосновывает выбор методологических стратегий, адекватных исследованиям в области современных культурных исследований
  • КОР-3 Анализирует, верифицирует и оценивает полноту информации, полученную в ходе профессиональной деятельности и при необходимости восполняет недостающую информацию, используя методы культурных исследований
  • КОР-4 Объясняет социальные и политические процессы на основе современных культурологических концепций, формулирует актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует социальную и культурную динамику
  • КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в сфере культурологии, формирует экспертные заключения, нацеленные на модернизацию текущих социокультурных программ и стратегий развития общества
Характеристика профессиональной деятельности:
  • ПК-1 Способен, опираясь на знание современных проблем культурологии, разрабатывать и обосновывать способы их решения в своей научно-теоретической и практической деятельности
  • ПК-2 Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно- исследовательских и прикладных задач
  • ПК-3 Способен самостоятельно и ясно формулировать задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку, корректно формулировать цели и достигать новых результатов в своей профессиональной области
  • ПК-4 Способен осуществлять экспертизу исследований и проектов социокультурного профиля и представлять ее итоги в виде отчетов, обзоров, аналитических карт, докладов и статей
  • ПК-5 Способен грамотно использовать качественные методы при работе с современными визуальными медиа
  • ПК-6 Способен организовать научные исследования, соблюдая принципы академической этики, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы
  • ПК-7 Способен предоставлять консультации в области разработки культурных государственных и частных проектов
  • ПК-8 Способен создавать и использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей
  • ПК-9 Способен руководить профессиональной деятельностью в сфере культурного проектирования и функционирования культурных институций на основе правовых и профессиональных этических норм
  • ПК-10 Способен понимать и анализировать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности
  • ПК-11 Способен создавать и редактировать на русском (государственном) языке культурологические тексты для задач профессиональной и научной деятельности
Характеристика образовательных модулей:
В основном блоке дисциплин студенты получают набор курсов, необходимый для их специализации как исследователей культуры с широкоформатных, методологически обоснованных позиций. Студенты знакомятся с ключевыми идеями современной гуманитарной мысли и с тем, как она склонна обобщать и объяснять культурные феномены. Студентам предлагаются курсы по антропологии культурной памяти, антропологии религии, цифровой и визуальной антропологии и др.

Блок НИСов готовит студентов к исследовательской деятельности в сфере изучения культуры: изучаются методы исследований, современные подходы к анализу и описанию культурных феноменов, обсуждаются актуальные проблемы, проводятся ридинг-семинары.

Студентам предлагаются, кроме того, курсы по выбору, позволяющие индивидуализировать отдельный образовательный трек и осуществить дополнительную специализацию, сделав собственное исследование междисциплинарным, ориентированным на актуальные разработки в сфере современной гуманитаристики.

Блоком, подводящим итог обучению, являются написание и публичная защита ВКР по одному из проблемных вопросов исследований культуры.
Конкурентные преимущества программы

К конкурентным преимуществам программы следует отнести следующие ее особенности:

– Программа не только исповедует, но и воплощает принцип междисциплинарности, включая в себя три взаимосвязанных тематических направления: культурная антропология, визуальные исследования и исследования взаимосвязи культуры и чувственности.

– Это единственная программа в Российской Федерации и СНГ по направлению визуальных исследований и вторая в России, предлагающая студентам возможность получения магистерской степени по культурологии с антропологическим профилем.

– Программа основывает свои учебные планы и содержание курсов на передовых международных исследованиях в сфере современных культурных исследований.

– Среди преподавателей программы – ведущие специалисты в области культурных и визуальных исследований.

– Программа эффективно использует развитую инфраструктуру НИУ ВШЭ (доступ к международным базам актуальной научной периодики, университетская библиотека, разветвлённая сеть исследовательских центров и научных лабораторий НИУ ВШЭ), а также культурную инфраструктуру Москвы, позволяющую организовать разноплановую учебную практику для студентов программы.

– Программа оптимально сочетает в себе прикладную и исследовательскую составляющие, а также предоставляет студентам широкие возможности в формировании индивидуальной образовательной траектории.

Программа включает в себя три траектории, каждая из которых относится одновременно к двум видам: «общая» и «исследовательская».

1. Культурная антропология

Основной тематический фокус траектории: исследование различных обществ, вовлеченных в сложные процессы современного мира, такие как миграция, транснациональные практики, глобальные экономические кризисы, постколониальные отношения прошлого и современности. В центре внимания также находится влияние цифровой культуры на формирование культурной и социальной идентичности жителя современного города.

2. Визуальная культура

Тематический профиль этой траектории – когнитивные и социальные функции визуальных образов; взаимосвязь визуальности и социальной организации; трансформация визуального опыта в цифровых средах; влияние современной визуальной культуры на сферу искусства; роль визуальных образов в науке, политике, медицине и образовании; этические импликации визуальной коммуникации.

3. Социальная эстетика

Социальная эстетика – активно развивающееся в настоящее время междисциплинарное направление в культурных исследованиях, нацеленное на исследование роли перцептивного и эмоционально-аффективного опыта в современной культуре. Основная проблематика траектории: культурное измерение перцептивного опыта (sensory studies); культурализация и эстетизация экономики; роль телесности и чувственности в производстве и распространении знания; исследования функции звука в современной культуре и культурах прошлого (sound studies); децентрация искусства и ее значение для расширения эстетической сферы; социальные и культурные следствия современной экспансии эстетического опыта за пределы искусства; эстетические предпосылки социальной и политической коммуникации; исследования материальной культуры (material culture studies).

Траектории дополняют друг друга в тематическом отношении, образуя образовательное пространство, содержательно более насыщенное по сравнению с обычным – монотематическим – форматом магистерских программ. Модульная система организации программы позволит индивидуализировать учебные планы студентов, связать учебные курсы с актуальной повесткой культурных исследований, а также оптимально использовать кадровые ресурсы университета. Возможность варьирования траекторий как в количественном, так и в содержательном отношении позволит оперативно реагировать на текущие изменения на рынках труда и в актуальной исследовательский повестке.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Программа ориентирована на подготовку выпускников, способных:

  • хорошо ориентироваться в современных культурологических концепциях, теориях образности, визуальности, влиянии процессов эстетизации на экономику, политику и социальную жизнь, а также в многообразии форм культурных практик, связанных со спецификой человеческих сообществ.
  • аккумулировать, систематизировать и обрабатывать эмпирический материал
  • проводить квалифицированные междисциплинарные исследования в области современных культурных исследований
  • осуществлять критический анализ разнообразных стратегий визуальной репрезентации, используемых СМИ, рекламой, государственными учреждениями и различными социальными и политическими группами;
  • работать в СМИ в качестве редактора, аналитика, критика или рецензента
  • ориентироваться в области современных технологий визуализации, понимать возможности и границы этих технологий;
  • осуществлять экспертное сопровождение коммерческих и государственных проектов, связанных с современной культурой

Возможные места работы выпускников магистратуры

  • Средства массовой информации (редакции телерадиокомпаний, сетевых и бумажных изданий)
  • Учреждения искусства (фонды, музеи, художественные галереи, культурные центры)
  • Коммерческие проекты в сфере современной культуры
  • Научные учреждения (институты, исследовательские группы и проекты)
  • Федеральные и региональные учреждения культуры (муниципальные, региональные и федеральные отделы и управления культуры, аналитические отделы)
  • Высшие учебные заведения (университеты, художественные школы и академии)
  • Негосударственные организации и инициативы в сфере культуры (региональные и международные проекты в сфере культуры, креативные кластеры, частные институты и фонды) 
Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Культурные исследования»

Перейти к содержанию программы