Паспорт образовательной программы
51.04.01 Культурология
Нет
2 года
Очная форма обучения, 120 З.Е.
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистр
Нет
Не задано
2024/2025 учебный год
Визуальная культура
- КОР-1 Разрабатывает теоретические модели для описания различных явлений в сфере современной культуры
- КОР-2 Обосновывает выбор методологических стратегий, адекватных исследованиям в области современных культурных исследований
- КОР-3 Анализирует, верифицирует и оценивает полноту информации, полученную в ходе профессиональной деятельности и при необходимости восполняет недостающую информацию, используя методы культурных исследований
- КОР-4 Объясняет социальные и политические процессы на основе современных культурологических концепций, формулирует актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует социальную и культурную динамику
- КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в сфере культурологии, формирует экспертные заключения, нацеленные на модернизацию текущих социокультурных программ и стратегий развития общества
- ПК-1 Способен, опираясь на знание современных проблем культурологии, разрабатывать и обосновывать способы их решения в своей научно-теоретической и практической деятельности
- ПК-2 Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно- исследовательских и прикладных задач
- ПК-3 Способен самостоятельно и ясно формулировать задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку, корректно формулировать цели и достигать новых результатов в своей профессиональной области
- ПК-4 Способен осуществлять экспертизу исследований и проектов социокультурного профиля и представлять ее итоги в виде отчетов, обзоров, аналитических карт, докладов и статей
- ПК-5 Способен грамотно использовать качественные методы при работе с современными визуальными медиа
- ПК-6 Способен организовать научные исследования, соблюдая принципы академической этики, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы
- ПК-7 Способен предоставлять консультации в области разработки культурных государственных и частных проектов
- ПК-8 Способен создавать и использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей
- ПК-9 Способен руководить профессиональной деятельностью в сфере культурного проектирования и функционирования культурных институций на основе правовых и профессиональных этических норм
- ПК-10 Способен понимать и анализировать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности
- ПК-11 Способен создавать и редактировать на русском (государственном) языке культурологические тексты для задач профессиональной и научной деятельности
Блок НИСов готовит студентов к исследовательской деятельности в сфере изучения культуры: изучаются методы исследований, современные подходы к анализу и описанию культурных феноменов, обсуждаются актуальные проблемы, проводятся ридинг-семинары.
Студентам предлагаются, кроме того, курсы по выбору, позволяющие индивидуализировать отдельный образовательный трек и осуществить дополнительную специализацию, сделав собственное исследование междисциплинарным, ориентированным на актуальные разработки в сфере современной гуманитаристики.
Блоком, подводящим итог обучению, являются написание и публичная защита ВКР по одному из проблемных вопросов исследований культуры.
Исследования кино
- КОР-1 Разрабатывает теоретические модели для описания различных явлений в сфере современной культуры
- КОР-2 Обосновывает выбор методологических стратегий, адекватных исследованиям в области современных культурных исследований
- КОР-3 Анализирует, верифицирует и оценивает полноту информации, полученную в ходе профессиональной деятельности и при необходимости восполняет недостающую информацию, используя методы культурных исследований
- КОР-4 Объясняет социальные и политические процессы на основе современных культурологических концепций, формулирует актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует социальную и культурную динамику
- КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в сфере культурологии, формирует экспертные заключения, нацеленные на модернизацию текущих социокультурных программ и стратегий развития общества
- ПК-1 Способен, опираясь на знание современных проблем культурологии, разрабатывать и обосновывать способы их решения в своей научно-теоретической и практической деятельности
- ПК-2 Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно- исследовательских и прикладных задач
- ПК-3 Способен самостоятельно и ясно формулировать задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку, корректно формулировать цели и достигать новых результатов в своей профессиональной области
- ПК-4 Способен осуществлять экспертизу исследований и проектов социокультурного профиля и представлять ее итоги в виде отчетов, обзоров, аналитических карт, докладов и статей
- ПК-5 Способен грамотно использовать качественные методы при работе с современными визуальными медиа
- ПК-6 Способен организовать научные исследования, соблюдая принципы академической этики, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы
- ПК-7 Способен предоставлять консультации в области разработки культурных государственных и частных проектов
- ПК-8 Способен создавать и использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей
- ПК-9 Способен руководить профессиональной деятельностью в сфере культурного проектирования и функционирования культурных институций на основе правовых и профессиональных этических норм
- ПК-10 Способен понимать и анализировать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности
- ПК-11 Способен создавать и редактировать на русском (государственном) языке культурологические тексты для задач профессиональной и научной деятельности
Культурная антропология
- КОР-1 Разрабатывает теоретические модели для описания различных явлений в сфере современной культуры
- КОР-2 Обосновывает выбор методологических стратегий, адекватных исследованиям в области современных культурных исследований
- КОР-3 Анализирует, верифицирует и оценивает полноту информации, полученную в ходе профессиональной деятельности и при необходимости восполняет недостающую информацию, используя методы культурных исследований
- КОР-4 Объясняет социальные и политические процессы на основе современных культурологических концепций, формулирует актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует социальную и культурную динамику
- КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в сфере культурологии, формирует экспертные заключения, нацеленные на модернизацию текущих социокультурных программ и стратегий развития общества
- ПК-1 Способен, опираясь на знание современных проблем культурологии, разрабатывать и обосновывать способы их решения в своей научно-теоретической и практической деятельности
- ПК-2 Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно- исследовательских и прикладных задач
- ПК-3 Способен самостоятельно и ясно формулировать задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку, корректно формулировать цели и достигать новых результатов в своей профессиональной области
- ПК-4 Способен осуществлять экспертизу исследований и проектов социокультурного профиля и представлять ее итоги в виде отчетов, обзоров, аналитических карт, докладов и статей
- ПК-5 Способен грамотно использовать качественные методы при работе с современными визуальными медиа
- ПК-6 Способен организовать научные исследования, соблюдая принципы академической этики, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы
- ПК-7 Способен предоставлять консультации в области разработки культурных государственных и частных проектов
- ПК-8 Способен создавать и использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей
- ПК-9 Способен руководить профессиональной деятельностью в сфере культурного проектирования и функционирования культурных институций на основе правовых и профессиональных этических норм
- ПК-10 Способен понимать и анализировать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности
- ПК-11 Способен создавать и редактировать на русском (государственном) языке культурологические тексты для задач профессиональной и научной деятельности
Блок НИСов готовит студентов к исследовательской деятельности в сфере изучения культуры: изучаются методы исследований, современные подходы к анализу и описанию культурных феноменов, обсуждаются актуальные проблемы, проводятся ридинг-семинары.
Студентам предлагаются, кроме того, курсы по выбору, позволяющие индивидуализировать отдельный образовательный трек и осуществить дополнительную специализацию, сделав собственное исследование междисциплинарным, ориентированным на актуальные разработки в сфере современной гуманитаристики.
Блоком, подводящим итог обучению, являются написание и публичная защита ВКР по одному из проблемных вопросов исследований культуры.
2023/2024 учебный год
Визуальная культура
- КОР-1 Разрабатывает теоретические модели для описания различных явлений в сфере современной культуры
- КОР-2 Обосновывает выбор методологических стратегий, адекватных исследованиям в области современных культурных исследований
- КОР-3 Анализирует, верифицирует и оценивает полноту информации, полученную в ходе профессиональной деятельности и при необходимости восполняет недостающую информацию, используя методы культурных исследований
- КОР-4 Объясняет социальные и политические процессы на основе современных культурологических концепций, формулирует актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует социальную и культурную динамику
- КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в сфере культурологии, формирует экспертные заключения, нацеленные на модернизацию текущих социокультурных программ и стратегий развития общества
- ПК-1 Способен, опираясь на знание современных проблем культурологии, разрабатывать и обосновывать способы их решения в своей научно-теоретической и практической деятельности
- ПК-2 Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно- исследовательских и прикладных задач
- ПК-3 Способен самостоятельно и ясно формулировать задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку, корректно формулировать цели и достигать новых результатов в своей профессиональной области
- ПК-4 Способен осуществлять экспертизу исследований и проектов социокультурного профиля и представлять ее итоги в виде отчетов, обзоров, аналитических карт, докладов и статей
- ПК-5 Способен грамотно использовать качественные методы при работе с современными визуальными медиа
- ПК-6 Способен организовать научные исследования, соблюдая принципы академической этики, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы
- ПК-7 Способен предоставлять консультации в области разработки культурных государственных и частных проектов
- ПК-8 Способен создавать и использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей
- ПК-9 Способен руководить профессиональной деятельностью в сфере культурного проектирования и функционирования культурных институций на основе правовых и профессиональных этических норм
- ПК-10 Способен понимать и анализировать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности
- ПК-11 Способен создавать и редактировать на русском (государственном) языке культурологические тексты для задач профессиональной и научной деятельности
Блок НИСов готовит студентов к исследовательской деятельности в сфере изучения культуры: изучаются методы исследований, современные подходы к анализу и описанию культурных феноменов, обсуждаются актуальные проблемы, проводятся ридинг-семинары.
Студентам предлагаются, кроме того, курсы по выбору, позволяющие индивидуализировать отдельный образовательный трек и осуществить дополнительную специализацию, сделав собственное исследование междисциплинарным, ориентированным на актуальные разработки в сфере современной гуманитаристики.
Блоком, подводящим итог обучению, являются написание и публичная защита ВКР по одному из проблемных вопросов исследований культуры.
Культурная антропология
- КОР-1 Разрабатывает теоретические модели для описания различных явлений в сфере современной культуры
- КОР-2 Обосновывает выбор методологических стратегий, адекватных исследованиям в области современных культурных исследований
- КОР-3 Анализирует, верифицирует и оценивает полноту информации, полученную в ходе профессиональной деятельности и при необходимости восполняет недостающую информацию, используя методы культурных исследований
- КОР-4 Объясняет социальные и политические процессы на основе современных культурологических концепций, формулирует актуальные проблемы развития общества и культуры, прогнозирует социальную и культурную динамику
- КОР-5 Анализирует результаты фундаментальных и прикладных исследований в сфере культурологии, формирует экспертные заключения, нацеленные на модернизацию текущих социокультурных программ и стратегий развития общества
- ПК-1 Способен, опираясь на знание современных проблем культурологии, разрабатывать и обосновывать способы их решения в своей научно-теоретической и практической деятельности
- ПК-2 Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно- исследовательских и прикладных задач
- ПК-3 Способен самостоятельно и ясно формулировать задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку, корректно формулировать цели и достигать новых результатов в своей профессиональной области
- ПК-4 Способен осуществлять экспертизу исследований и проектов социокультурного профиля и представлять ее итоги в виде отчетов, обзоров, аналитических карт, докладов и статей
- ПК-5 Способен грамотно использовать качественные методы при работе с современными визуальными медиа
- ПК-6 Способен организовать научные исследования, соблюдая принципы академической этики, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы
- ПК-7 Способен предоставлять консультации в области разработки культурных государственных и частных проектов
- ПК-8 Способен создавать и использовать нормативные документы в пределах своих профессиональных обязанностей
- ПК-9 Способен руководить профессиональной деятельностью в сфере культурного проектирования и функционирования культурных институций на основе правовых и профессиональных этических норм
- ПК-10 Способен понимать и анализировать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной деятельности
- ПК-11 Способен создавать и редактировать на русском (государственном) языке культурологические тексты для задач профессиональной и научной деятельности
Блок НИСов готовит студентов к исследовательской деятельности в сфере изучения культуры: изучаются методы исследований, современные подходы к анализу и описанию культурных феноменов, обсуждаются актуальные проблемы, проводятся ридинг-семинары.
Студентам предлагаются, кроме того, курсы по выбору, позволяющие индивидуализировать отдельный образовательный трек и осуществить дополнительную специализацию, сделав собственное исследование междисциплинарным, ориентированным на актуальные разработки в сфере современной гуманитаристики.
Блоком, подводящим итог обучению, являются написание и публичная защита ВКР по одному из проблемных вопросов исследований культуры.
К конкурентным преимуществам программы следует отнести следующие ее особенности:
– Программа не только исповедует, но и воплощает принцип междисциплинарности, включая в себя три взаимосвязанных тематических направления: культурная антропология, визуальные исследования и исследования взаимосвязи культуры и чувственности.
– Это единственная программа в Российской Федерации и СНГ по направлению визуальных исследований и вторая в России, предлагающая студентам возможность получения магистерской степени по культурологии с антропологическим профилем.
– Программа основывает свои учебные планы и содержание курсов на передовых международных исследованиях в сфере современных культурных исследований.
– Среди преподавателей программы – ведущие специалисты в области культурных и визуальных исследований.
– Программа эффективно использует развитую инфраструктуру НИУ ВШЭ (доступ к международным базам актуальной научной периодики, университетская библиотека, разветвлённая сеть исследовательских центров и научных лабораторий НИУ ВШЭ), а также культурную инфраструктуру Москвы, позволяющую организовать разноплановую учебную практику для студентов программы.
– Программа оптимально сочетает в себе прикладную и исследовательскую составляющие, а также предоставляет студентам широкие возможности в формировании индивидуальной образовательной траектории.
Программа включает в себя три траектории, каждая из которых относится одновременно к двум видам: «общая» и «исследовательская».
1. Культурная антропология
Основной тематический фокус траектории: исследование различных обществ, вовлеченных в сложные процессы современного мира, такие как миграция, транснациональные практики, глобальные экономические кризисы, постколониальные отношения прошлого и современности. В центре внимания также находится влияние цифровой культуры на формирование культурной и социальной идентичности жителя современного города.
2. Визуальная культура
Тематический профиль этой траектории – когнитивные и социальные функции визуальных образов; взаимосвязь визуальности и социальной организации; трансформация визуального опыта в цифровых средах; влияние современной визуальной культуры на сферу искусства; роль визуальных образов в науке, политике, медицине и образовании; этические импликации визуальной коммуникации.
3. Социальная эстетика
Социальная эстетика – активно развивающееся в настоящее время междисциплинарное направление в культурных исследованиях, нацеленное на исследование роли перцептивного и эмоционально-аффективного опыта в современной культуре. Основная проблематика траектории: культурное измерение перцептивного опыта (sensory studies); культурализация и эстетизация экономики; роль телесности и чувственности в производстве и распространении знания; исследования функции звука в современной культуре и культурах прошлого (sound studies); децентрация искусства и ее значение для расширения эстетической сферы; социальные и культурные следствия современной экспансии эстетического опыта за пределы искусства; эстетические предпосылки социальной и политической коммуникации; исследования материальной культуры (material culture studies).
Траектории дополняют друг друга в тематическом отношении, образуя образовательное пространство, содержательно более насыщенное по сравнению с обычным – монотематическим – форматом магистерских программ. Модульная система организации программы позволит индивидуализировать учебные планы студентов, связать учебные курсы с актуальной повесткой культурных исследований, а также оптимально использовать кадровые ресурсы университета. Возможность варьирования траекторий как в количественном, так и в содержательном отношении позволит оперативно реагировать на текущие изменения на рынках труда и в актуальной исследовательский повестке.
Программа ориентирована на подготовку выпускников, способных:
- хорошо ориентироваться в современных культурологических концепциях, теориях образности, визуальности, влиянии процессов эстетизации на экономику, политику и социальную жизнь, а также в многообразии форм культурных практик, связанных со спецификой человеческих сообществ.
- аккумулировать, систематизировать и обрабатывать эмпирический материал
- проводить квалифицированные междисциплинарные исследования в области современных культурных исследований
- осуществлять критический анализ разнообразных стратегий визуальной репрезентации, используемых СМИ, рекламой, государственными учреждениями и различными социальными и политическими группами;
- работать в СМИ в качестве редактора, аналитика, критика или рецензента
- ориентироваться в области современных технологий визуализации, понимать возможности и границы этих технологий;
- осуществлять экспертное сопровождение коммерческих и государственных проектов, связанных с современной культурой
Возможные места работы выпускников магистратуры
- Средства массовой информации (редакции телерадиокомпаний, сетевых и бумажных изданий)
- Учреждения искусства (фонды, музеи, художественные галереи, культурные центры)
- Коммерческие проекты в сфере современной культуры
- Научные учреждения (институты, исследовательские группы и проекты)
- Федеральные и региональные учреждения культуры (муниципальные, региональные и федеральные отделы и управления культуры, аналитические отделы)
- Высшие учебные заведения (университеты, художественные школы и академии)
- Негосударственные организации и инициативы в сфере культуры (региональные и международные проекты в сфере культуры, креативные кластеры, частные институты и фонды)
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин