О программе
Магистратура «Практики современного искусства» — образовательная программа, посвящённая исследованию визуальной культуры и работе с художественными проектами различных форматов. Наша задача — готовить новое поколение сотрудников культурных институций, умеющих проектировать выставки, продюсировать междисциплинарные проекты и создавать пространство смыслов. Программа обучения сочетает в себе историко-теоретические и практические блоки для того, чтобы каждый студент в качестве результата показал осмысленное и эффектное кураторское высказывание.
Обучение по программе проходит в кампусе Школы дизайна НИУ ВШЭ, что дает студентам доступ к необходимой инфраструктуре – арт-мастерским, выставочным площадкам HSE ART GALLERY, открытым мероприятиям с ведущими представителями культурной индустрии.
Программа сформирована из двух основных частей — один общего, теоретического свойства, другой — с более специфическими, конкретными дисциплинами в соответствии с выбранной слушателем траекторией внутри программы.
Общая часть включает в себя несколько блоков, облеченных в форму учебных курсов:
Онбординг
Помогает разобраться в институциональном устройстве художественной системы, познакомиться с культурной индустрией и ее ключевыми акторами, а также разобраться в устройстве учебного процесса магистратуры.
Видение
Формирует особую оптику и отношение к образу: готовит к восприятию и адекватному анализу различных явлений в современных визуальных практиках от абстрактной живописи до работы видеохудожников с found footage и перформативных экспериментов. Позволяет перенастроить механизмы получения визуальной информации.
Исследование
В рамках курса исследование рассматривается как базовый принцип современной художественной, критической и кураторской деятельности. Эпоха сверхдоступности информации открывает новые подходы к ее систематизации и аналитике. В программе курса разобраны основные принципы и подходы к оффлайн- и онлайн-исследованию, различия в работе с разными видами источников: частными и публичными архивами, базами данных, альтернативными источниками информации.
Интерпретация и анализ
Для адекватной трактовки наследия модернизма, постмодернизма и актуальной культурной жизни необходимо освоение довольно обширного философского аппарата. Курс предполагает изучение теорий и подходов к интерпретации произведений искусства, основных моделей и школ анализа — от Франкфуртской школы до, например, постколониальной теории.
Выбранная траектория определяет роль студента в командной работе над выпускным выставочным проектом, а также влияет на наполнение учебного плана.
Кураторство
Специализированные дисциплины этой траектории нацелены на концептуальное понимание методологии создания выставочных проектов с позиции куратора как актора поля современного искусства, а также изучение типологии выставочных пространств и механизмов функционирования музейно-выставочных институций, а также внеинституциональных проектов. Студентам предстоит осмысление выставочной деятельности как культурного производства, связанного с социальными, экономическими и политическими процессами и трендами. Выстраивание корреляций между концептуальными основаниями работы куратора и практическими навыками, знаниями в области организации выставочных проектов.
Менеджмент выставочных проектов
Студенты знакомятся с основными этапами подготовки выставочного проекта, учатся проводить оценку возможностей выставочного пространства с точки зрения архитектурных и административно-хозяйственных особенностей, знакомятся со спецификой выставочного освещения, правилами транспортировки и хранения произведений искусства. Отдельный блок дисциплин связан с администрированием и организацией выставочного процесса, в частности, студенты изучают основы составления и ведения бюджетов, а также приобретают навыки управления рисками проекта.
Продюсирование культурных проектов (онлайн)
Обучение студентов траектории проходит онлайн. Студенты учатся создавать концепции социокультурных проектов и создавать мероприятия, практикуют эффективные стратегии проектного управления в культурном поле, подробно изучают различные этапы планирования, отвечающие требованию об универсальности.