Поездка студентов магистерской программы «Практики кураторства в современном искусстве» на 5-ую Уральскую индустриальную биеннале современного искусства
Студенты магистратуры «Гаража» побывали в Екатеринбурге на одном из самых значимых арт-событий современной России
Студенты магистерской программы Музея современного искусства «Гараж» «Практики кураторства в современном искусстве», успешно стартовавшей в сентябре этого года в рамках партнерства с НИУ ВШЭ, вместе с командой преподавателей и создателей академической программы (Анастасией Лесниковой, Марией Кравцовой и Марией Польниковой) побывали в Екатеринбурге на 5-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства – одном из самых значимых арт-событий современной России.
Особенностью Уральской биеннале является ее индустриальная специфика. В этом году проект расположился на двух площадках города Екатеринбурга – в старейшем кинотеатре города «Колизей» и на территории действующего Уральского оптико-механического завода (УОМЗ), – и был посвящен теме «Бессмертие» в самом широком понимании этого слова. В основном проекте биеннале приняли участие 75 художников из 25 стран, куратором проекта выступила Шаоюй Вэн (куратор Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке).
За три дня, проведенных в Екатеринбурге, будущим кураторам и координаторам выставочных проектов удалось посетить обе площадки биеннале, Уральский филиал ГЦСИ, Ельцин Центр и совершить экскурсию по архитектурным объектам Екатеринбургского конструктивизма. Все экскурсии и дискуссии строились вокруг институциональных вопросов, погружая их участников в опыт работы локальных художественных институций и знакомя с местным художественным сообществом.
В первый день команда «Гаража» отправилась в кинотеатр «Колизей», или павильон «Бессмертия искусства». Помимо осмотра основной экспозиции, представленной 14 работами участников выставки, магистры пообщались с Дмитрием Безугловым, куратором, и Валентиной Ануфриевой, координатором Интеллектуальной платформы биеннале, которые рассказали о своей Научно-театральной лаборатории «1000 лет вместе» в рамках Публичной программы биеннале.
Вечером в Уральском филиале ГЦСИ Владимир Селезнёв, художник и куратор, провел для магистрантов Гаража экскурсию по своей выставке «После нас», которая является специальным проектом биеннале. Владимир поделился с будущими коллегами своим личным опытом работы с художниками и различиями в работе институционального и независимого куратора.
Второй день начался с удивительного общения с Дмитрием Москвиным, политологом, социологом, автором более 50 научных публикаций, и экскурсией по уникальному архитектурному наследию конструктивизма 1920-30-х годов. Прогулка с Дмитрием познакомила со столицей Урала, ее инфраструктурой и настроением
После обеда и до позднего вечера студенты изучали главную площадку биеннале: территории, как уже было сказано, действующего Уральского оптико-механического завода, где 91 работа российских и зарубежных современных художников расположились на 2 этажах одного из корпусов завода. Магистрам удалось пообщаться с Артемом Антипиным, продакшн-координатором программы арт-резиденций биеннале, подробно рассказавшем о проекте и о работах, представленных на заводе, в том числе о специфике взаимодействия с индустриальными производствами, принимающими участие в подготовке выставки.
Последний, третий день, команда «Гаража» провела в Ельцин центре. Помимо осмотра основной экспозиции студенты встретились с программным директором Ельцин центра Денисом Корнеевским, руководителем Образовательных программ Олегом Лутохиным и старшим специалистом по работе с партнерами Ульяной Игониной. Коллеги поделились опытом развития образовательных и развлекательных программ для жителей Екатеринбурга и области, рассказали о том, как и что приходится менять и дорабатывать в процессе работы, о своих планах на будущее. Чуть позже Илья Шипиловских, куратор, руководитель арт-галереи в Ельцин центре, любезно провел нас по проходящей в арт-галерее выставке «Урал мари. Смерти нет», тематика которой обусловлена основной темой биеннале. Илья довольно долго общался с магистрантами, отвечал на вопросы о жизни институции, о современной практике работы куратора, о новом направлении деятельности Ельцин центра – продаже работ молодых уральских художников.
Первая поездка участников магистерской программы оказалась успешной и показала результативность совместных визитов. Погружение в локальный контекст дает возможность в том числе определиться с профессиональной специализацией внутри магистратуры. Знакомство с тем или иным региональным сообществом помогает сформировать представление о том, как сегодня в России функционирует современное искусство, его деятели, тем более, что сами слушатели академической программы являются представителями большого количества регионов и благодаря таким выездам могут соотнести культурные активности внутри нашей большой страны со своим личным опытом.