В феврале студенты магистерской программы «Практики кураторства в современном искусстве» вместе с куратором Каспарсом Вагансом посетили выставку «Секретики» в Музее «Гараж»
С середины декабря прошлого года в Музее современного искусства «Гараж» проходит выставка «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985, куратора Каспарса Ванагса, живущего и работающего в Риге. Проект основан на архивных материалах Музея (хотя использовались также и другие источники) и повествует о советском неофициальном искусстве, развивавшемся вопреки (а, может быть, благодаря) условиям тотальной цензуры и изоляции. Подпольное искусство советского периода посредством выставки представляется как тайное знание, доступное только узкому кругу друзей-единомышленников, как игра советских детей, прятавших свои «сокровища» под кусочком цветного стекла в земле. В этом смысле стратегия детей напоминает стратегию куратора выставки: постановка вопроса о том, кому доверить свои секреты, кто же целевая аудитория выставки? «Работы нонконформистов были предназначены не для широкого круга зрителей, не для всех. Можем ли мы тогда показывать их?» - рассуждает куратор.
Способы репрезентации архивных материалов давно интересуют Каспарса в его кураторской практике. Он много работал с архивами, которые зачастую считают скучными и неинтересными, и через новый проект вновь говорит зрителю о том, как много может рассказать «выставка-книга», «выставка-библиотека» о времени и контекстах, в которых жили и создавали свои произведения художники. Архивы нередко создавали они сами, боясь, по мнению Георгия Кизевальтера, художника и одного из участников группы «Коллективные действия», «...навсегда исчезнуть с лица земли и территории искусства, не оставив на ней никаких следов по объективным причинам (отсутствие галерей, выставок, каталогов, музеев)»[1].
Каспарс сделал своей задачей исследование человеческой склонности к тайне и засекречиванию: художники в СССР пытались совмещать повседневную жизнь и творчество, искали формы самовыражения, способные мимикрировать под так называемую нормальную жизнь. В обществе, жестко контролируемом государством, это было естественно и вынужденно одновременно. Сегодня, в эпоху социальных сетей, важно посмотреть, как в прошлом художники выстраивали невидимые сети взаимодействий, организуя квартирные выставки и выезжая за город для проведения акций.
На выставке представлены не только работы художников-нонконформистов, но также объекты неизвестного назначения, дневники, фотоальбомы, самиздат. Произведения представителей советского нонконформистского искусства (Вячеслава Ахунова, Армена Бугаяна, Риммы и Валерия Герловиных, Андриса Гринбергса, групп «ТОТАРТ», «Гнездо», «Коллективные действия», «Мухомор», «Перцы» и других) сопоставлены с экспериментами самиздатовской литературы, в том числе о запрещенных телесных практиках и восточной философии.
Выставка начинается с документального фильма Феликса Соболева «Семь шагов за горизонт», снятого в 1968 году на киностудии «Киевнаучфильм». Режиссер исследует пределы возможностей человеческого мозга, творческих и сенсорных способностей человека. В фильме гроссмейстер вслепую играет в шахматы, профессиональный водитель управляет автомобилем на загруженном шоссе с завязанными глазами, рассказывается о телепатических и гипнотических способностях и пр.
А в качестве постскриптума выставки выступает «Комната гениев» Яна Гинзбурга, молодого художника, работающего с архивами нонконформиста Иосифа Гинзбурга, чьим учеником и наследником он является. Работа представляет собой своеобразную «доску почета», на которой собраны портреты мыслителей, философов и политиков, считавшихся в официальной советской культуре носителями истинного знания, при этом портреты выстроены в уравнительной алфавитной последовательности, а в центре - бюст Луи Брайля. «Таким образом, пройдя по всей экспозиции, начиная со слепоты искусственной, мы приходим к работе Яна и понимаем, что всегда есть кто-то, кто не увидит этого, и сама выставка в результате становится секретом», - этими словами Каспарс Ванагс завершает свой увлекательный рассказ о проекте «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985», который продлится в Музее до 24 мая.
[1] Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст 70-80-е годы XX века, Фонд Культуры “Екатерина”, 2010, стр. 27
Большим преимуществом магистерской программы «Практики кураторства в современном искусстве», целью которой является подготовка кураторов и координаторов выставочных проектов для работы в современных музеях, является возможность студентов посещать выставки в сопровождении кураторов. Это уникальная возможность получить ответы на волнующие вопросы о подготовке выставки из «первых уст». Куратор не просто проводит стандартную экскурсию по своему проекту: он рассказывает об этапах его подготовки, о том, что послужило триггером и стало отправной точкой всей кураторской концепции, о работе с художниками - то есть обо всем, что интересует студентов в первую очередь.
По всем вопросам обучения на программе вы можете обращаться через форму обратной связи на странице программы или написать нам на m.polnikova@garagemca.org