• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Стажировки – это возможность понять для себя, что – твое, а что – нет»

В рамках обучения на магистерской программе «Практики кураторства в современном искусстве» студенты проходят стажировки: в том числе, на проектах Музея «Гараж», на выпускных выставках студентов старшего курса и на внешних проектах. В честь международного дня стажера выпускница и студентка магистратуры поделились историями о своем опыте стажировок.

Монтаж выставки «Точка 55.754630, 37.638530»

Монтаж выставки «Точка 55.754630, 37.638530»
Фото: Александр Шевцов

В последний четверг июля во многих странах отмечается международный день стажера. Стажировки – важный элемент обучения на программе: они позволяют отработать на практике полученные в процессе учебы знания и навыки, ближе познакомиться с устройством культурных институций и их команд, дополнить свое резюме первой записью об опыте работы по новой специальности и получить финансовую поддержку (поскольку большинство стажировок оплачивается программой). 

Хорошей традицией стали стажировки магистрантов-первокурсников на выпускных выставках студентов старшего курса. А некоторые студенты успели попробовать себя сразу в двух ролях: сначала – в роли стажеров, а через год – в роли тех, кто сам формирует стажерские задачи.

Выпускница второго набора магистратуры Ангелина Ворона
Фото: Валерий Белобеев

Ангелина Ворона

Первая стажировка в рамках обучения на программе у меня была на выставке «Уют и разум». Я помогала делать комнату архива: ребята рассказали, что у них есть идея сделать отдельный зал с материалами, которые помогали бы познакомиться с практикой художников конца 80-х – начала 2000-х, я сделала его архитектурный план и вместе с куратором выставки Ваней Карамновым искала архивные материалы в базе RAAN. Получилась достаточно большая база, которую я потом перевела в таймлайн (и оформила его). После этого я помогала с координацией получения материалов из архива «Гаража». И, конечно, помогала на монтаже с какими-то срочными задачами. 

Таймлайн на выставке «Уют и разум»
Фото: Марк Серый

Во второй раз я стажировалась у ребят, которые делали выставку «Музей искусственной истории» в Дарвиновском музее. Эта стажировка была гораздо короче: всего пару недель. Я помогала с закупкой стройматериалов, работала на монтаже – то есть была человеком, который выполняет много заданий в духе «подай, принеси, съезди, возьми, подержи».

Стажировки – это важный опыт с нескольких сторон. Во-первых, ты начинаешь по-настоящему работать, знакомишься с людьми, обзаводишься контактами. Так, например, я взяла контакт у оракальщиков и монтажников после стажировки на «Уюте и разуме». Во-вторых, ты получаешь практический опыт, который лучше помогает спланировать свою собственную выставку. Когда ты видишь, что в процессе монтажа может потребоваться что-то докупить, что-то может не приехать вовремя, ты учишься все планировать заранее, как бы банально это ни звучало. При этом ты одновременно понимаешь, что спланировать все идеально невозможно и обязательно будут моменты, когда что-то идет не так, и должен быть человек, который поможет решить проблему. Для этого, в том числе, на площадке постоянно нужен будет стажер, на которого надо заложить деньги в смету выставки. 

В-третьих, стажировки – это возможность понять для себя, что – твое, а что – нет. Например, я поняла, что я бы не смогла работать в архиве на постоянной основе, но на монтаже я чувствую себя в своей тарелке. 

Студентка третьего набора магистратуры Лена Микулинская
Фото: Дмитрий Шумов

Лена Микулинская

Ребята из команды выставки «Точка 55.754630, 37.638530» обратились ко мне, зная о моем опыте работы в качестве сценографа. Нужно было помочь решить пространство одного из залов выставки, где экспонировались видеоработы Анастасии Богомоловой и группы «Коллективные действия», и предложить сценарий их просмотра. В первую очередь это, конечно, касалось Настиных работ, потому что они очень медитативные и сама художница хотела, чтобы у зрителей была возможность замедлиться и провести с работой больше времени. Меня с Настей познакомила Маша Яшникова (выпускница второго набора магистратуры, одна из кураторок выставки – прим.), которая отвечала на выставке за этот зал. Настя рассказала о своих пожеланиях, мы вместе накидали идеи, я их визуализировала. Мы согласовывали варианты, подбирали материалы, утверждали пробники печати и тканей. А на монтаже воплощать все руками мне помогала моя однокурсница Диля, тоже стажировавшаяся на выставке. 

Зал с видеоработами Анастасии Богомоловой на выставке «Точка 55.754630, 37.638530»
Фото: Егор Слизяк

Это был интересный опыт. Во время монтажа была возможность посмотреть, как ребята работают в команде, как у них на деле распределяются обязанности. А побывав в позиции стажёра, я собрала заметки, которые, надеюсь, пригодятся нам в работе со стажерами в нашем проекте.