Интервью с академическим руководителем магистратуры Оксаной Мороз
Оксана Мороз стала новым академическим руководителем программы «Практики кураторства в современном искусстве». Мы поговорили с Оксаной о ее профессиональных интересах и роли «внешнего» эксперта на магистерской программе.
Ваши академические интересы напрямую не связаны с музеем. Почему вы приняли предложение присоединиться к команде Garage Academy и включиться в работу над магистерской программой?
У меня как у культуролога есть большое преимущество: я могу довольно легко путешествовать между разными методологическими полями, если это важно для текущих интересов. Скажем, больше 10 лет назад я какое-то время изучала концептуальное искусство и соц-арт, поскольку работала с позднесоветской постмодернистской литературой. Так что нельзя сказать, что в своих академических треках я совершенно игнорировала арт-практики. Кроме того, в последние годы я довольно много анализирую инклюзивные решения разных социальных и культурных институтов, применимость принципов DEIB [Diversity, equity, inclusion, and belonging — прим.]. Этот интерес не может не роднить меня с «Гаражом» — одним из российских флагманов среди культурных институций по работе с инклюзией. Подобные наблюдения помогли отказаться от комплекса самозванца, когда случилось предложение присоединиться к команде.
Решающим фактором для меня оказалась возможность применить навыки педагогического и методического дизайна, на которые у команды академических программ и был спрос. Garage Academy — это проект, объединяющий университетские традиции, заведомо довольно устойчивые, с профессиональной оптикой в области, которая подвижна и изменчива. Бесшовное сочетание этих сущностей — большая и серьезная задача, не лишенная фана и вызова. После моего более чем десятилетнего опыта проектирования бакалаврских и магистерских отдельных курсов и целых программ я не могла упустить шанс поработать с такой гибридной сущностью. Тем более, что в основании этой сущности — стремление передать студентам опыт кураторских высказываний и менеджериальных практик, во всех их внимательности и упорядоченности. Мало какое дело в образовании сегодня может быть, на мой взгляд, полезнее, чем быть частью команды, которая таким соучастным образом учит людей думать о мире и жить в нем.
Как вы определяете для себя вашу функцию как приглашенного, не связанного отношениями с музеем эксперта?
Я вижу свою функцию как более или менее беспристрастного — как раз благодаря непринадлежности внутримузейному комьюнити — метапроектировщика программы, включенного также в решение тактических и операционных задач по методической настройке преподавания, исследовательских студенческих опытов и т.д.
Меня тут стоит, наверное, расшифровать. Я невероятно уважаю культуру «Гаража», но главное мое этическое обязательство — перед педагогическими и преподавательскими практиками, которые должны быть эффективны для всех участников. Поэтому мои функции, скажем, двойственны. В вопросах, связанных с практиками кураторства и арт-менеджмента, я скорее выступаю в роли того, кто помогает аккуратно укладывать практический опыт преподавателей и студентов пусть в неконвенциональные, но все же образовательные практики. А там, где речь заходит о теоретических курсах, ВКР и т.д., я позволяю себе чуть большую настойчивость. Но в целом я не чувствую себя внешним человеком или тем, кто осуществляет «прыжок на доверие» в непрозрачных условиях и с неясным исходом. «Часть команды — часть корабля» — это более удачное описание логики взаимодействия людей, задействованных в строительстве магистратуры в Garage Academy.
Что нового вам уже дал опыт преподавания и работы на программе?
Про опыт преподавания пока говорить рано: основные мои занятия со студентами начнутся ближе к концу календарного 2022 года, и тогда станет понятно, в какой степени подготовленные педагогические эксперименты «зайдут». Но я точно знаю, какой навык пригодится и мне, и студентам: это умение отвечать на простые вопросы так, чтобы мышление оказалось последовательностью преобразований. Нет ничего проще устройства интеллектуальных игр на жонглировании сложными концепциями. Свою педагогическую задачу я вижу немного в другом — в объединении разнообразного бэкграунда студентов в процессе деконструкции сложных понятий до поиска прозрачных и этичных систем знания.
Что же до работы на программе в целом — это драйвово и нескучно. Самым большим открытием стал мир профессионалов, строящих арт-пространства и их содержания. Одно дело — смотреть на искусство с позиции теоретика, и совсем другое — постепенно погружаться в его практику. И это же стало счастливым челленджем: Garage Academy впустила меня в этот мир, обеспечив поддержкой и доверием, а я, в свою очередь, стремлюсь сделать так, чтобы этот мир был источником такого мышления и внимания, которые далеко не всегда доступны более жестким и неповоротливым системам знания.