«"Работа с аудиторией" сработала как тест-драйв академических программ "Гаража"»
Garage Academy реализует программы для разной аудитории: от студентов бакалавриата до действующих профессионалов. Иногда выпускники наших программ снова возвращаются к нам в качестве студентов. Мы решили узнать об их опыте.
Елена Бугакова
Выпускница магистратуры «Практики кураторства в современном искусстве» (набор 2019-2021), выпускница программы повышения квалификации «PRO Архив» (2022)
В магистратуру я пришла из смежной гуманитарной сферы – мне было интересно искусство в целом и современное искусство в частности. За два года обучения на программе был пройден совершенно невероятный и разнообразный путь с ошибками, успехами, открытиями и переопределениями. Так удачно сложилось, что после выпуска я присоединилась к команде Музея «Гараж», хотя уже во время учёбы приобретенные знания помогли мне найти работу в сфере и не потеряться на первых проектах.
Осенью я вновь вернулась в Garage Academy, чтобы пройти обучение на программе «PRO Архив». Мне давно было интересно больше узнать о внутренних процессах работы архивов, но теперь появилась и профессиональная необходимость: в последнее время я стала чаще работать с материалами из Архива Музея «Гараж» и чувствовала нехватку структурированных знаний о каталогизации и работе с документами. На курсе мне особенно запомнились занятия, посвященные подходам к работе с данными, и чёткие памятки о разных типах архивных сущностей и процессов.
Отдельный восторг и вдохновение – слушатели курса. Каждый рассказал о своем архиве и трудностях, с которыми сталкивается в процессе работы с ним. Коллеги хранят такие невероятные вещи! Надеюсь, часть из их коллекций позже будет открыта для исследователей и широкой аудитории.
На программе «PRO Архив» для меня оказалась важна возможность соприкоснуться с разными гранями предмета и благодаря этому выделить интересные для себя темы. Теперь я знаю, где анализировать документы или как собрать техническое задание для базы данных, понимаю, о каких аспектах работы архивов мне хочется узнать больше. И это ощущение мне напоминает об учебе в магистратуре: у нас вместе учились кураторы и менеджеры, были более теоретические и более практикоориентированные курсы, что давало больше пространства для личных открытий.
Анастасия Дергоусова
Выпускница программы повышения квалификации «Работа с аудиторией в сфере культуры» (2021), студентка магистратуры «Практики кураторства в современном искусстве»
В 2021 году я поступила в магистратуру Garage Academy, но не смогла поехать учиться (Анастасия тогда проживала в Екатеринбурге – прим.). Я сразу решила, что через год буду поступать снова, и поэтому видела в gap year возможность набраться опыта и знаний в новой для меня сфере.
Рабочие проекты в культуре я нашла быстро, а с образованием было не так просто. Без выстроенной академической структуры был страх расслабиться и все забросить. Недавно смеялись с друзьями, вспоминая, что я даже завела школьный дневник, чтобы сделать свои занятия системными. Самообразование прекрасно, но когда ты новичок в индустрии, ты будто движешься в темноте наощупь: все кажется важным, объем незнания обескураживает, и никогда не знаешь, в верном ли направлении идёшь. Хотелось, чтобы кто-то расставил акценты в материале и дал обратную связь. Тогда я записалась на подготовительные курсы одного известного онлайн-факультета современного искусства, но мне совершенно не подошла система: большие группы, постоянный перенос занятий, отсутствие обратной связи.
А в октябре я узнала о запуске «Работы с аудиторией в сфере культуры». Меня привлекла программа, краткий срок обучения (всего 1,5 месяца) и уже сложившийся к тому моменту кредит доверия к Garage Academy.
В программе было два блока. Блок Audience development был посвящен исследованию аудитории: какие типы посетителей могут прийти к вам в институцию, как это можно отслеживать и что с полученной информацией делать. Исследования аудитории меня как раз очень интересовали, потому что я готовила культурный проект в Тобольске — моем родном городе, в котором на тот момент уже много лет не жила и потому плохо представляла себе портрет его жителей.
Блок Visitor experience подробно рассказывал, как сделать институцию/проект на разных уровнях гостеприимными, комфортными и предугадывающими запросы аудитории. Многие вещи здесь понятны интуитивно (мы все стараемся сделать «как для себя» и лучше), но было важно проследить пользовательский путь комплексно, не пропустить ни одного звена: от охраны при входе до получения рассылки на почту. А архив фотографий Вари и Егора из разных культурных институций по всему миру — просто сокровище! Мы тогда шутили, что он должен стать всеобщим достоянием в виде телеграмм-канала о гостеприимстве в музеях (до сих пор актуально!). После теоретической части была практика: в группах мы разбирали работу с аудиторией конкретных культурных институций (анализировали сильные/слабые места, предлагали варианты как их исправить/улучшить).
Отдельно ценю «Работу с аудиторией» за знакомство с коллегами из разных регионов и институций разной специфики. А еще за встречу с Анной Ендриховской — она абсолютная role model в деле гостеприимства.
Я бы сказала, что кроме прикладных знаний и навыков, очень важный результат программы — новый ракурс для анализа работы культурных институций, который ты больше не можешь игнорировать. Всего за 6 недель ты получаешь «прививку» гостеприимства и неизбежно накладываешь этот фильтр на все будущие проекты: в моем случае, на образовательную программу для студентов и городское общественное пространство.
К тому же «Работа с аудиторией» сработала как тест-драйв академических программ «Гаража», и я стала существенно увереннее в выборе магистратуры. Заканчивается первый из четырех семестров учебы: пока реальность только превосходит мои ожидания и я очень ценю все, что происходит.
Подробнее узнать о возможностях обучения на программах Garage Academy можно, написав на почту academy@garagemca.org или в соцсетях.