Журналистика данных: перспективное направление развития медийных стартапов
В сентябре на факультете коммуникаций, медиа и дизайна открывается новая магистерская программ «Журналистика данных». Одним из партнеров программы выступит автономная некоммерческая организация «Информационная культура». Перспективы развития программы согласился прокомментировать директор «Инфокультуры», один из ведущих российских экспертов в области открытых данных и открытого государства, член Комитета гражданских инициатив, посол «Open Knowledge Foundation» по направлению открытых государственных данных, представитель «Clarity International» в России Иван Бегтин.
Журналистика данных – это будущее
В сентябре на факультете коммуникаций, медиа и дизайна открывается новая магистерская программ «Журналистика данных». Одним из партнеров программы выступит автономная некоммерческая организация «Информационная культура». Перспективы развития программы согласился прокомментировать директор «Инфокультуры», один из ведущих российских экспертов в области открытых данных и открытого государства, член Комитета гражданских инициатив, участник рабочей группы фонда «Open Knowledge Foundation» по направлению открытых государственных данных, представитель «Clarity International» в России Иван Бегтин.
«Информационная культура» - первая организация в России, которая начала просветительскую деятельность в сфере журналистики данных. У Вас много важных и интересных направлений работы: общественные проекты по продвижению и развитию государственной открытости и осведомленности общества о деятельности государства, наиболее нашумевшие - «ГосЗатраты» и «Открытая полиция», коммерческие проекты.
Какое значение для Вас имеет журналистика данных ?
Журналистика данных – это, в первую очередь, продолжение развития концепции открытых данных. Журналистика не может существовать в закрытом пространстве, не имеет смысла писать в закрытых сетях. Результат работы журналиста должен быть общедоступным и общеизвестным. Журналисты - одни из самых активных потребителей государственной, коммерческой и общественной информации, которая находится в открытом доступе. Кроме того, журналисты пополняют ресурсы открытых данных материалами, которые сами находят. Для меня журналистика данных – это журналистика, завязанная на банках данных, собранных именно журналистами. Во многих ведущих изданиях, таких как «Гардиан», сотрудники не только делают инфографику, визуализируют, но и создают свои базы данных, собирают их, публикуют и целенаправленно реализуют спецпроекты. Аналогично выглядят инициативы по сбору различных данных: о декларациях чиновников, о политических и околополитических проектах, об устройстве политической системы в США. Очень много иных систем данных, в которых журналисты, политические активисты, представители некоммерческих организаций по мониторингу различных видов деятельности от экологической, политической, социальной и пр. работают в связке. Журналистика данных в этом контексте представляется неким инструментом, позволяющим историю с данными подавать наиболее наглядным для потребителя, читателя образом и одновременно максимально эффективно использовать ресурсы современных технологий.
Как Вы считаете, чем журналистика данных может быть полезна для российского общества?
Надо отдать должное, что у нас в России много СМИ, которые переходят в мультимедийный формат или присутствуют только в веб-среде. Есть множество экспериментов в области того, как подавать материалы открытых данных. От логридов до специальных проектов, много попыток реализовывать видеоконтент, который интегрирует разные формы информации и каналы подачи (текст, аудио, видео). Но, к сожалению, вся эта активная деятельность не систематизирована. За пределами России профессиональное сообщество не только экспериментирует, но и пытается подвести под эти процессы некую смысловую базу: анализируется журналистика данных, современные медиаформаты, уникальные медиастартапы, которые создают технологические плаформы для подачи информации и многое другое. У нас СМИ находятся пока еще отчасти в архаичной форме. Во многом это, конечно, связано с недостатком финансирования или с усиленным доминированием государственного финансирования. Поэтому дата-журналистика может помочь конечному потребителю, в первую очередь, тем, что это более системный подход к формированию контента, что уже сейчас частично делается, подход, которому, безусловно, нужно учить и который позволит получить продукт несколько иного качества. Не в плане оценки - более высокого качества, но другого, связанного с совершенно иными каналами восприятия информации
Насколько в ближайшие 5-7 лет будут востребованы специалисты по журналистике данных?
Специалисты по журналистике данных уже востребованы. Людей, умеющих добавлять интерактивность в публикации, дефицит в стране, поэтому, я думаю, что в течение 5, даже 7 лет дефицит останется. В дальнейшем трудно предсказать, может быть, интернет заменит какая-нибудь глобальная гала-сеть и придется говорить не про журналистику данных, а про журналистику голограмм или чего-то подобного. Но на ближайшее время, думаю, подобные специалисты будут непременно востребованы.
Где специалисты по журналистике данных, по Вашему мнению смогут работать?
Безусловно, во всех крупных изданиях, во всех изданиях, которые представлены в интернете, не только в России, но и за ее пределами. Конечно, нельзя забывать того, что дата-журналистика – это одна из тем для создания стартапов в этой области. Если кто-то получает опыт и способность интерактивной визуализации, то это может быть использовано как для прямой монетизации себя, т.е. продажа своих услуг работодателю, так и для создание специальных проектов - стартапов для продажи медиапродуктов, медиаизданий, причем очень оперативно. Если вы посмотрите на такие сервисы как Plot.ly, Infogr.am – то это вполне успешные стартапы, продающие инструменты создания инфографики журналистам, активистам, огромному количеству людей разных специальностей. Подобных успешных стартапов намного больше, нужно понимать, что журналистика данных находится на стыке двух важных направлений одно из них узко профессиональное, с одной стороны, это – журналистика, способность понимать то, что нужно аудитории, способность четко оформлять послание для аудитории, для которой оно предназначено, с другой стороны, - это технологическая тема, которая завязана на умении программировать, работать с базами данных, большими и малыми открытыми данными и т.д. Все темы, которые находятся на стыке, безусловно, являются не только темой профессионального развития, но и потенциальными темами для развития коммерческих проектов, стартапов, что уже в мире появляется в большом количестве.
Кого бы вы хотели видеть в качестве студентов программы (образование, трудовой бэкграунд), с кем Вам было бы интересно работать?
Я сталкивался с саммыми разными студентами: и с теми, кто обладал очень хорошими навыками, но был абсолютно пассивным. и с теми, кто ничего не умел на старте, но очень хорошо проходил дистанцию, потому что очень хотел этим заниматься. Поэтому в идеале необходимо либо технологическое базовое образование и желание освоить новую для себя тему журналистики, либо наоборот хорошее понимание журналистики и много сил и воли, чтобы освоить техническую часть. Поскольку как людям с техническим образованием иногда сложно связывать слова в красивые тексты, так и людям, которые изначально обучены красиво говорить и писать, бывает сложно овладевать различными математическими дисциплинами. Но, безусловно, самое важное – желание всем этим заниматься.
Думаю, что в процессе обучения следует соблюдать пропорцию соотношения теории и практики 50 : 50. При этом теория должна быть ориентирована на практическое применение, поскольку предполагается, что общие принципы журналистской работы аудитория уже знает. Анализировать и изучать, как правильно визуализировать информацию, чем один график отличается от другого, как правильно компоновать в медиатексте речевой материал, визуализацию, инфографику, какие есть примеры создания успешных спецпроектов, какие есть лучшие лонгриды в области дата-журналистики. Должны ли журналисты уметь программировать или достаточно уметь четко ставить задачи? Очень важно изучить и решить много теоретических вопросов, которые непосредственно связаны с практикой.
Что Вы посоветуете поступающим на новую магистерскую программу? Какие шаги им нужно предпринять, чтобы повысить свои шансы на поступление?
Настоятельно советую пройти один или два онлайн-курса по программированию Python или Javascript, посмотреть современные онлайн-проекты СМИ, какие новые инструменты подачи информации они используют. Настоятельно советую проверить свою готовность работать с технологиями.
Поскольку именно технологии могут стать основными вашими драйверами, мотивацией и, наоборот, демотивацией, если у вас ничего не будет получаться. Именно Ваша готовность работать с журналистикой в технологическом ключе – это и есть самый главный вопрос, от которого зависит ответ: участвовать или не участвовать в этой магистерской программе.
Какие направления сотрудничества с программой Вам представляются наиболее интересными?
«Инфокультура» - некоммерческая организация с четким приоритетом в открытость данных и в широком смысле - в открытость государства. У нас есть несколько проектов, непосредственно завязанных на визуализации данных. Это такие проекты, как «Открытая полиция», « ГосЗатраты», «Прозрачность некоммерческих организаций», а также есть еще большое количество проектов, которые мы только начали прорабатывать.
Мы хотели бы привлекать лучших магистров для стажировки, надеемся видеть всех студентов программы как участников конкурсов по визуализации, хакатонов, проходящих по этой теме, на наших мероприятиях, посвященных проблематике открытых данных, работе с данными.
Возможно, мы будем готовы выступить как работодатели и как организация, которая может рекомендовать достойных выпускников потенциальным работодателям.