«Сегодня в университете выучил, а завтра на работе применил»: интервью с Полиной Ужвак, студенткой 2 курса «Журналистики данных»
Полина Ужвак стала автором в «Важных историях», учась на втором курсе магистерской программы «Журналистика данных». Мы поговорили с Полиной о том, как учеба помогает в построении карьеры.
Почему ты выбрала «Журналистику данных»?
Я окончила бакалавриат по направлению «Журналистика» в МГУ. Хотела продолжить учиться по специальности и получить абсолютно новые навыки. Магистерская программа «Журналистика данных» стала новым направлением в уже знакомой сфере и показала профессию с другой стороны.
Сложно ли было поступить и перестроиться с формата обучения МГУ на ВШЭ?
Я поступила по портфолио. Все критерии были четко прописаны, поэтому мне оставалось их просто выполнить. Написала мотивационное письмо, собрала характеристики. Привыкнуть к Вышке было несложно. Мне сразу понравилась система модулей: проще отчитываться по четыре раза в год, чем дважды, но сразу по 10-15 предметам.
На большинстве курсов итоговая работа ― это проект, в рамках которого ты применяешь полученные знания и который идет в портфолио. При таком формате обучения информация усваивается лучше.
Как ты попала на работу в «Важные истории»?
Сначала я работала продюсером мультимедийного контента в отделе РБК Pro. Потом поняла, что социальная журналистика привлекает меня больше, чем деловая. После первого курса магистратуры пошла на практику в дата-отдел «Важных историй» с темой о вторичном сиротстве. Если бы не учеба, я бы даже не узнала о такой возможности.
Легко ли совмещать учебу, проектную деятельность и работу?
На первом курсе было нелегко, потому что я работала в режиме фултайм и было много сложных курсов. На проектную деятельность в рамках учебы не всегда хватало времени. Тем не менее, я научилась распределять ресурсы. На интересные и важные дисциплины выделяю больше времени, на оставшиеся — меньше.
Какие курсы можешь выделить как наиболее интересные и важные?
Самым полезным был курс «Визуализация данных» с Александром Богачевым. Он давал много прикладных знаний, которые я сейчас использую. Еще было много домашек, которые стали частью моего портфолио. С Александром Андреевичем я писала курсовую работу о вторичном сиротстве, которая потом стала основой для моего первого материала в «Важных историях». Кроме того, мне понравился курс по программированию. Нам дали неплохую базу, с которой можно было двигаться дальше.
С какими сложностями приходится сталкиваться дата-журналисту?
Автор в дата-отделе отличается тем, что он придумывает темы, главный источник информации в которых ― данные. Сложность в том, что статистику не всегда можно собрать. Иногда она отсутствует, а иногда является ложной.
Помогает ли тебе учеба в профессиональной сфере?
Программа «Журналистика lанных» оказалась полезной и повлияла на мои профессиональные интересы. До поступления в Вышку я не знала о дата-журналистике ничего. Учеба погрузила в эту сферу и дала инструменты, которые ты, например, сегодня выучил, а завтра на работе применил в реальном материале. Именно эти практические навыки я считаю главной ценность программы. Хотелось бы только, чтобы на практические курсы выделяли больше часов.
Какими своими исследованиями в журналистике данных можешь поделиться?
После аварии в Норильске и катастрофы на Камчатке мы с Юлей Алыковой исследовали проблему нефтеразливов, чтобы разобраться, почему и как часто происходят нефтеразливы в России. Посмотрели новости за последние 10 лет и пришли к выводу, что многие громкие случаи о разливах не попали в СМИ. Уже когда работали с отчетами, узнали, что только 1% из всех прорывов освещается журналистами.
Еще было два материала о сиротстве в России. Недавно вышло исследование о том, почему сотни тысяч российских сирот годами не могут получить положенное им жилье.
Текст: Онасенко Диана