• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Андрей Дорожный: Почему дата-журналисту можно идти в бизнес, чем ему вдохновляться и чего нельзя делать на хакатонах.

В начале октября 3 команды дата-журналистов из НИУ ВШЭ заняли призовые места на Уральском хакатоне по дата-журналистике. Арина Ишметова, участница одной из команд-победителей, взяла интервью у организатора и ментора хакатона Андрея Дорожного.

Коротко об Андрее

  • Три главных достижения в жизни:
  • Они еще впереди, думаю.
  • Любимое время года:
  • Лето. Хотя раньше была зима. Наверное потому что жил в северном городе — Череповце.
  • В чем секрет успеха?
  • Пробовать всегда новое и разное. 
  • Жизненный девиз:
  • Лови день. Как-то давно у меня был такой статус ВКонтакте.
  • О чем мечтаешь?
  • Хочу пожить год в разных странах. В Европе, в США, набраться опыта, вернуться с этим опытом и попытаться воплотить что-то у нас, в России.
  • Первая страна, куда бы полетел?
  • США. Но не Нью-Йорк, а регионы. 
  • ТОП-5 российских городов?
  • Вологда, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Егорьевск (Московская область). 
  • Профессии, в которых бы хотел себя попробовать, если бы не дата-журналистика?
  • Археолог / геолог. Телеведущий. Ремонтник ключей возле рынка «Сказка» в Череповце :)

Про хакатон

  • Почему хакатон проводится на Урале?
  • В Москве подобные мероприятия проходят уже лет 5-6. Поэтому фокус был изначально на регионы — важно развивать дата-журналистику именно в них. А Урал — это один из наиболее доступных с точки зрения транспорта регион. И он самобытный, отличается от центральной России, поэтому особенно интересно было увидеть, какие дата-истории могут получиться здесь.
  • То есть цель хакатона — это помочь не только развитию журналистики данных, но и региону в целом?
  • Это звучит слишком громко. Но мы помогаем открыть глаза на проблемы региона. Например, мы выяснили, что в Екатеринбурге нет качественной питьевой воды: здесь ее набирают не из-под крана, а покупают бутилированную. У нас страна большая, живем далеко друг от друга, а таких проблем не знаем и не видим.
  • А какая польза хакатонов именно для участников?
  • Вот есть разные баттлы. А хакатон — это дата-батл. Соревнование, которое помогает создать комьюнити, посмотреть людям друг на друга. Во время хакатонов создаются сообщества, клубы, чатики. Поэтому хакатон существует для того, чтобы дать этому всему старт. На наш хакатон приехали ребята из Москвы, Кургана, Челябинска, Санкт-Петербурга, есть местные ребята. И все они уже познакомились и знают, как могут быть полезны друг другу.  И кроме того, мы делаем проекты, ориентированные на публикацию в медиа. Для начинающих ребят это способ быть услышанными и увиденными.
  • Андрей, ожидания организаторов от хакатона оправдались?
  • Да. Бесспорно. Ожидания были ниже. На хакатонах всегда самое интересное и самое сложное — это темы и их определение. На нашем все идеи оказались классными. И для нас это стало приятным удивлением. Соревнования получились практичными, движовыми и полезными. 
  • А на что обращать внимание, если решиться самому организовать хакатон?
  • Кейтеринг! Главное не берите булки на хакатон! Просто углеводы усыпляют людей (шучу). В центре всего — классные участники и площадка. Но, как и для любого другого события, важно продвижение. Но главное, конечно, не брать булки на кейтеринг:)

Про дата-журналистику

  • Почему дата-журналистике на государственном уровне обучают только в Вышке
  • Сейчас будут плохие новости: журналистское образование в России плохое. Везде и совсем. Гуманитарное образование в принципе везде у нас не лучшее: сам учился на гуманитарном и знаю. А именно журналистике у нас учат только в редакциях. Только тогда, когда ты сам пишешь, знакомишься с редактором, арт-директором, ты начинаешь понимать и усваивать, что интересно и неинтересно аудитории, как показать, как преподнести, как сделать дешево и быстро. А дата-журналистика — это сложно в квадрате. Это суперсложная многофакторная штука: в ней есть и работа с данными, и визуализация, и сторителлинг. Учить этому всему в отличие от классической журналистики сложнее в несколько раз. В других же странах дата-журналистская составляющая — это уже как часть скиллсета, они не выделяют это. Читателю не важно, сделал ты материал на гигабайтах данных или это тебе коллега рассказал. Главное, чтобы публикация была правдива и качественно подана читателю.
  • В одном из интервью ты говорил, что «экономика и политика — мои любимые темы».  Поменялось ли что-то с тех пор? Может, другие темы стали любимыми?
  • Да, раньше нравились эти темы, потому что работал в экономическом издании. Но я устал от рынка бетона, и сейчас больше люблю fun, что-то более веселое, востребованное. Есть такие темы, которые всегда будут классно качать. Часто дело не в теме, а во взгляде на нее. Мало того, что нужно тему найти, важно ее еще правильно подать. Например, я могу сделать карту зарплат в России по регионам, а могу сделать калькулятор, где читатель будет указывать свою зарплату и узнавать, насколько он больше или меньше получает, чем среднестатистический житель своего региона.
  • Андрей, а если говорить о современных трендах дата-журналистики, то что выделишь?
  • Сейчас у бизнеса появляется запрос на дата-истории, на корпоративные блоги. У крупных компаний есть огромные базы данных, а они не знают, что с ними делать. А ведь дата-сторителлинг — это одно из средств пиара и привлечения к бренду, как раз то, что нам миллениалам необходимо, как воздух. Например, появились и отлично функционируют СберИндекс, Tinkoff Data. То есть сейчас это очень востребовано, и уходить в это направление и делать под заказ разные дата-исследования для бизнесов — это тоже интересно. 
  • А ведь твоя студия тоже занимается этим направлением?
  • Да. Я и несколько человек, которые мне помогают.
  • У тебя есть уже определенный пул знакомых дата-журналистов, талантливых ребят, которые могут круто себя проявлять в этом направлении — не было мысли создать свое полноценное дата-издание?
  • О! У меня давно была эта мечта. Особенно сильной она была в году 2017. Хотелось сделать The Pudding по-русски. Во-первых, этой идеей перегорел — заниматься сейчас журналистикой в России не совсем благодарное занятие. Чтобы нормально функционировать, нужно начертить вокруг себя кучу линий и не ступать за них. Себе дороже. 

Советы для новичков

  • Андрей, среди любимых дата-изданий ты часто выделяешь команды The New York Times, Financial Times, The Washington Post. Исследования каких еще команд посоветуешь почитать?
  • Я всегда еще советую The Pudding. Если The New York Times и The Washington Post — это все-таки деловые издания, то The Pudding —  это абсолютно безбашенные панки, которые исследуют все подряд, и у них очень крутые исследования, которые рвут представления о реальности.  У Reuters неплохая команда. Стартап Axios выпускают интересные исследования. Если говорить об отечественных, то это Тинькофф-журнал. При этом The New York Times и The Washington Post не отлетают: это реально крутые компании, которые делают максимально качественные истории. И у них можно подглядеть много интересных форматов и сделать так же.
  • Значит, воровать идеи — это не плохо?
  • Не вижу ничего плохого, чтобы взять чужую идею. Особенно в начале своего профессионального пути. Есть если идея зашла где-то, то ее можно просто развернуть на основе своей страны, региона, города. Я сам часто использую этот прием, это работает. Не надо стремиться делать что-то уникальное. Многое уже придумано до вас.
  • Получается, что, чтобы быть успешным дата-журналистом, можно просто перенимать уже готовые идеи. А что еще необходимо делать журналисту для достижения классных результатов?
  • Мона Чалаби, британская дата-журналистка, которая ведетInstagramс прикольными графиками, сказала, что есть три столпа, главных принципа, на которых держится дата-журналистика:
  • Любознательность. Важно быть любознательным и любопытным. Это должно стать образом жизни, когда ты будешь каждый день вокруг замечать любые мелочи, образы, и на любое увиденное задумываться — а почему это вот так? А еще не нужно бояться задавать глупые вопросы, если ты вдруг чего-то не понимаешь, и выглядеть дурачком. Люди с удовольствием все расскажут и объяснят, если увидят твой искренний интерес.
  • Критичность. Нужно быть критичным к любым данным, высказываниям. Максимально исследовать идею и понимать, что это за данные, откуда они взяты, почему они показывают именно это.
  • Наличие технологической базы. Тот скилл, благодаря которому ты сумеешь пользоваться инструментами для скачивания и сбора данных, их визуализации. Часто важно не столько сделать, сколько показать. То есть многие исследователи и ученые могут сделать много великих вещей, но рассказать об этом понятно, на языке простого читателя не могут. В этом главная проблема.
  • А какие фильмы или книги посоветуешь для вдохновения?
  • Я не люблю советовать никаких фильмов и книг. Можно вдохновиться чем угодно, если быть любознательным, как я сказал ранее :) Но если говорить о работе с данными, то фильм «Человек, который изменил все» правдиво расскажет, какая монотонная и скучная может быть работа с данными, но какой великий успех она приносит. В этом вся суть работы дата-журналиста. Мы знаем, что скрывается под капотом, как нелегко бывает работать с данными, но все равно делаем это, потому что это действительно важно и может приносить пользу.