Играют, тянутся, хотят и очень много говорят: как данные видят образ женщин в произведениях русской классики
Был ли Пушкин сексистом? А граф Толстой? Можно ли назвать феминистом Набокова – или всё же это звание принадлежить Булгакову? Студентки 2 курса “Журналистики данных” задались этим вопросом и выяснили, что мужчины в произведениях русской классики много думают и читают, а женщины чаще ждут и плачут. Авторы хотели понять, какими были мужские и женские персонажи в произведениях русских классиков и наблюдалось ли гендерное неравенство.
Как менялся образ женщины в русской литературе XIX и XX веков
Авторы проекта Виктория Ермакова, Надежда Сидоренко, Арина Ишметова, Ольга Мамедова и Ирина Кадацкая под руководством Анастасии Уткиной, проанализировали глаголы и прилагательные, которыми русские классики чаще всего описывают персонажей. Так они сравнили какими были женщины и мужчины в произведениях классиков XIX-XX веках. Здесь вам и Раскольников, и Наташа Ростова и чарующая Маргарита Николаевна в романе Булгакова.
Виктория Ермакова, автор идеи, кода, методологии: “Для нас было важно посмотреть на классическую литературу с точки зрения современных ценностей. В первую очередь не потому, что мы хотели уличить классических авторов в сексизме — это просто абсурдно. Понятно, что это люди совсем другого времени, и ожидать от них современного представления о женщине бессмысленно. А потому — что эти произведения входят в школьную программу, и многие герои воспринимаются школьниками как ролевые модели, которым стоит следовать. Учителя на уроках, как правило, не говорят о феминизме и переосмыслении роли женщины в мире. Современных авторов в школах, насколько я помню, тоже не проходят. Поэтому это мини-исследование — просто попытка начать разговор на эту тему”.
Магистрантки написали код на языке Python для 19 полных произведений русских классиков: Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, В.В. Набокова, М.А. Булгакова и Ф.М. Достоевского. С помощью библиотеки nltk удалили из текстов предлоги, частицы и местоимения, а с помощью Pymorphy2 — определили часть речи и род слова, привели его к начальной форме и подсчитали, сколько раз оно употреблялось в тексте.
Как отмечает Виктория, сложности возникли именно в коде: “Труднее всего было написать код, потому что мы никогда ничего подобного не делали. Наша преподавательница Анастасия Геннадьевна Уткина рассказала нам про библиотеку питона pymorphy2, с помощью которой мы смогли написать код для анализа корпусов текстов. Было тяжело — приходилось читать документацию, смотреть похожие коды”.
“В итоге на обработку одного небольшого произведения “Приглашение на казнь” Набокова ушло около пяти часов, – вспоминает Виктория. – Вероятно, на анализ “Войны и Мира” могло уйти несколько суток. Тогда мы вынесли несколько строчек кода за рамки цикла, и все заработало в разы быстрее. Вместо десятков часов удалось проанализировать весь массив текстов за минуты, хотя изначально казалось, что это невозможно”.
Автор проекта Оля Мамедова добавляет: «Сложно было определить методологию анализа, так как было много слов лишних или обозначающих обыденные вещи, не несущих гендерной окраски”.
Анастасия Уткина, руководитель проекта, преподавательница “Открытые данные для журналистов” и выпускница “Журналистики данных”: “ Тему, идею, формат и код придумали студенты. Я просто показала им инструменты для этого и вела их работу, корректировала при необходимости. Могу добавить, что девочки большие молодцы, особенно в том, что не отправили учебный проект "в стол", а вместе с командой "Системного Блока" доработали до публикации. Это лучший из возможных вариантов в работе над проектами”.
Так студенты узнали, что у Пушкина мужчины активно действуют, а женщины скорее слабы и пассивны, в произведениях Достоевского мужчины и женщины примерно одинаково активны и решительны, а у Льва Толстого женщины более сентиментальны, мягки и податливы, чем мужчины. У Набокова женские персонажи изображены инфантильными и кокетливыми. Однако по сравнению с авторами XIX века, Набоков изображает мужчин более эмоциональными и разговорчивыми. Замечено также что Набоков чаще описывает внутренние переживания женщин, по сравнению с Толстым.
У Булгакова как мужские, так и женские персонажи очень эмоциональны. Женщины в произведениях Булгакова чаще всего действуют и думают. Это свидетельствует о тенденции развития феминизма и образа женщины в русской литературе. Подробнее читайте в исследовании: “Толстой и Пушкин – сексисты?” и“Набоков и Булгаков – сексисты?”