«Старайтесь вобрать в себя максимум и ничего не бойтесь»: интервью с Полиной Старосоцкой, выпускницей 1-го выпуска программы DH
Полина Старосоцкая в 2021 году стала одной из первых выпускниц образовательной программы «Цифровые методы в гуманитарных науках». Еще во время учебы в магистратуре начала работать над чат-ботами в Сбербанке и в настоящее время продолжает работу над чат-ботами уже в рамках проекта Ростелекома для Госуслуг «Робот Макс».Студентки Вышки Любимова Дарья и Ермакова Полина встретились с Полиной, чтобы узнать, почему Полина выбрала именно эту образовательную программу, что интересного было во время учебы на программе, легко ли было учиться и что вспоминается уже после окончания учебы.
Полина, расскажите, пожалуйста, о себе, где вы учились и почему решили поступать в магистратуру «Цифровые методы в гуманитарных науках»?
Когда я оканчивала школу, то думала, может быть, пойти в глобалистику и изучать политические процессы. Еще я писала стихи и какое-то время серьезно подумывала о поступлении в литературный институт… Я понимала, что я гуманитарий и мои предметы – это обществознание, русский, литература и история. В какой-то момент, обсуждая этот вопрос с родителями, мы пришли к идее: “А почему бы не философский факультет?” Мы решили, что философское образование в НИУ ВШЭ – неплохой вариант, потому что это довольно обширная фундаментальная гуманитарная база, после которой я смогу найти уже более узкую специализацию. Так получилось, что я выбрала Вышку, и не расставалась с ней следующие 6 лет.
Что касается выбора магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках», то к концу бакалавриата стало понятно, что сфера моих научных интересов — это психология, онтология, теория познания, логика и лингвистика, что от магистратуры мне бы хотелось больше прикладных навыков. Благодаря дополнительным курсам в бакалавриате была возможность попробовать кусочки разных образовательных программ и понять, что интересно. Меня очень интересовала нейропсихология, как мозг принимает решения, как и почему мы, люди, понимаем или не понимаем друг друга и самих себя, я даже проходила курс по нейроэкономике на Coursera и практику у Ключарёва Василия Андреевича, научного руководителя магистерской программы Вышки "Когнитивные науки и технологи от нейрона к познанию". На четвертом курсе была практически уверена, что продолжу обучение уже в нейропсихологической магистратуре Вышки. Однако госы я сдала не так хорошо, как хотела бы, расстроилась и задумалась — а стоит ли вообще идти в магистратуру, моё ли место в университете? Помню даже, как поделилась этим с Еленой Григорьевной Драгалиной, — она на тот момент уже четыре года была моим научным руководителем, — сказала, что подумываю стать фотографом и снимать рок-концерты. Она была удивлена, но посоветовала мне не опускать руки, напомнила, что оценки — это оценки, а знания — это знания. И рассказала мне, что в Вышке на базе школы лингвистики открывается новая (это был 2019 год) перспективная программа "Цифровые методы в гуманитарных науках", — программа, на которой гуманитариев разных профилей будут учить использовать цифровые инструменты для гуманитарных исследований. То есть, это казалось неким компромиссом между моим гуманитарным началом и моим интересом к digital. Я решила, что это мне подходит, прошла вступительное собеседование и поступила.
На тот момент академическим руководителем был Скоринкин Даниил Андреевич, ему хочется сказать большое спасибо, во-первых, за программу, за то, как он лично болел за каждого из нас, во-вторых, за людей, студентов и преподавателей. Благодаря Даниилу Андреевичу магистратура была практически вторым домом — и по ощущениям, и по количеству личного времени, которое нам всем хотелось уделять. Я считаю себя интровертом, но могу ответственно сказать, что наш магистерский коллектив — мой самый лучший и уютный коллектив, по сей день. Что касается учёбы, это было непросто. Пришлось столкнуться с такими предметами как высшая математика, статистика, теория вероятности, в общем, со всеми теми вещами, которые до этого вызывали страх. Ну и программирование, конечно же, про которое я раньше только слышала. Но я вот прямо горжусь собой, что все-таки решилась на это. Да, я не программирую, как программист, я программирую, как гуманитарий. Но после двух лет учёбы я знаю намного больше, чем до, и хочу развиваться дальше. Мне кажется, это такой маркер качества обучения — когда уже нет ни сессий, ни лекций, ни оценок, ни экзаменов, а тебе хочется учиться дальше, для себя.
Касательно вопроса о том, чем были полезны и важны знания, полученные на Философии...для меня философия это, в первую очередь, логика. Способность соотносить одно с другим, сложное декомпозировать в простое, раскладывать по шагам. И философия с программированием в этом похожи в том смысле, что программирование требует от тебя способности "есть слона по кусочку", мыслить структурами и алгоритмами. Кстати, и для моего хобби тут нашлось место — моя выпускная магистерская работа «"Перед сносом снять": цифровой фотоархив исторических домов Басманного района, попадающих под реновацию» была связана с созданием сайта для моего фотопроекта о реновации в Басманном районе.
Знания в философии помогли Вам в магистратуре по «Цифровым методам в гуманитарных науках»?
Я бы сказала, что они по жизни помогают, это большая поддержка во многих вещах. В принципе, философский факультет — это про кругозор, здесь тебя учат думать, это помогает ориентироваться по жизни. Во время учебы было много разного чтения и письменной работы, это было трудно, но сейчас, когда всё закончилось, чувствуешь, что тебе самой иногда не хватает знаний, ты хочешь еще сама почитать, хочешь в чем-то разобраться, для себя. Учеба в Вышке привила мне любовь к познанию всего вокруг, и конечно, по жизни она помогает понимать людей и коммуницировать с ними. Я абсолютно не жалею о своем выборе.
Вы работали в лабораториях НИУ ВШЭ. А что вы там делали?
Да, работала в лаборатории логики, лингвистики и формальной философии. Это было в тот момент, когда я училась на 3-4 курсе бакалавриата. Это была очень интересная работа, которая шла параллельно с учебой и непосредственно её касалась. В основном это были организация и проведение семинаров, в том числе по темам наших курсовых/дипломных работ, у нас также были конференции где-то раз в полгода, к нам приезжали коллеги-учёные из других лабораторий, даже из других стран. Очень было здорово и полезно пообщаться, я познакомилась с такими интересными людьми! Поскольку я увлекаюсь фотографией, на таких мероприятиях я также была еще и фотографом по совместительству.
Вы проходили практику или стажировку еще где-нибудь, кроме Вышки?
Я участвовала в учебной практике по разработке логических игр, где нужно было придумывать целые сценарии, также были разные выездные школы по философии для школьников и абитуриентов, я работала в качестве волонтера.
Если говорить о производственной практике на старших курсах, в 2018 году я стажировалась в прекрасной компании ESET, которая занимается антивирусами, у меня также была гуманитарно-техническая область: я была помощником IT-редактора. Эту работу я зачла как практику. Моя задача заключалась в создании контента для соцсетей ESET, это были тексты на тему IT, переводы иностранных статей, интересные исторические факты о технике, интервью с членами компании. Мне доводилось много читать про компьютеры, технические достижения и, наверное, какое-то зерно интереса к программированию заложилось еще тогда и предопределило мое поступление в гуманитарно-техническую магистратуру.
Во время учебы в магистратуре «Цифровые методы в гуманитарных науках», я проходила практику в Государственном музее Л.Н. Толстого (г. Москва). Мы с однокурсниками делали проект «Инстаграм Л.Толстого». Его суть – создание открытой базы данных из примерно 26 тысяч фотографий музея, чтобы затем объединить фотографии и письма, имеющиеся в распоряжении музея. Очень необычный и увлекательный опыт!
Сейчас Вы работаете в Сбербанке. Расскажите, как Вы к этому пришли?
В настоящий момент в Сбербанке уже не работаю, ушла в ноябре 2021 года. Да, действительно, в Сбербанке я проработала полтора года. Сначала была стажёром в команде, которая занималась разработкой чат-ботов для сайта банка, а потом стала уже полноценным бизнес-аналитиком в команде, которая выводила навыки для виртуальных ассистентов семейства Салют в приложении Сбера, меня это затянуло. Мне интересно в принципе разбираться в самой области, потому что чат-боты — это так или иначе искусственный интеллект, это про нейролингвистическое программирование. Бизнес-аналитик — это одна из самых подходящих для меня вакансий. Потому что бизнес-аналитик в команде — это человек, который связывает бизнес и разработку, то есть как раз понимает язык и гуманитариев, и разработчиков. Грубо говоря, я связующее звено между двумя мирами.
Скучаете ли Вы по университету?
Очень много всего связано с университетом. Это же была не только учеба, но и друзья, коллеги, люди, коммуникации. Были, конечно, и грустные, и хорошие моменты, но, скажем так, я вспоминаю с теплом. Часто бываю в Басманном районе, где учится факультет гуманитарных наук, даже моя выпускная магистерская работа была связана с Басманным районом, поэтому я бы сказала, что ностальгирую время от времени. Я поступила в вуз в 18 лет, сейчас всё чаще думаю о том, что это было слишком... рано, наверное, сейчас бы многое воспринималось мной иначе. Было бы интересно вернуться уже в теле 25-летнего человека, еще раз это пройти и взглянуть на все как-то по-другому.
Как называется компания, в которой Вы сейчас работаете?
Сейчас работаю в качестве бизнес-аналитика в одной из дочерних компаний Ростелекома над проектом «Робот Макс» — это чат-бот для Госуслуг, который помогает пользователям портала оформлять услуги и узнавать интересующую информацию о них. Если совсем просто, то моя задача как аналитика — проанализировать и понять, как робот должен коммуницировать с пользователем, чтобы было лучше и удобнее для пользователя. Много работы с текстами, которые должны быть информативными, но живыми, понятными всем людям, написанными не "чиновничьим" языком, много работы со схемами, по которым разрабатываются сценарии бота и которые должны быть понятными и бизнесу, и разработке. Это похоже на то, чем я занималась в команде Сбербанка, и все-таки роботы, как и люди, все разные.
Что вы можете сказать поступающим в магистратуру и студентам, которые там учатся? Именно «с высоты» опыта работы и учебы.
Студентам, которые уже учатся на ОП «Цифровые методы в гуманитарных науках», во-первых, хочу пожелать сил и терпения — учёба это сложно, особенно в Вышке.
Во-вторых, думаю, я не сильно ошибусь, если предположу, что вы часто получаете в свой адрес шутки про "гуманитариев и свободную кассу". Поверьте, та работа, которую вы проделываете сейчас на лекциях и семинарах, намного сложнее, интеллектуальнее и глубже, чем офисные рабочие задачи. Наверное, крамольную вещь скажу, но по своему опыту работы и по опыту друзей и знакомых все больше убеждаюсь, что диплом как таковой в рабочем процессе не имеет значения. Что действительно имеет значение, так это ваша способность схватывать суть, вникать, думать, анализировать, учиться и переучиваться с минимальными потерями. Это нечто более важное, чем просто инструмент зарабатывания денег, — вы их заработаете, не сомневайтесь, — это ваш диалог с самими собой в масштабе жизни. Поэтому, старайтесь вобрать в себя максимум и ничего не бойтесь.