Интервью с первокурсниками программы Доказательное развитие образования
Первокурсники ДоРО о предыдущей учебе и работе, ожиданиях от программы и впечатлениях от первого месяца учебы.
Среди всех программ Инобра “Доказательное развитие образования” — возможно, самая многообразная. Здесь самый широкий диапазон возможностей в Институте — студенты как занимаются эмпирическими исследованиями, так и учатся управлять образовательными системами и Edtech-продуктами. Помимо этого, сюда приходят учиться люди с максимально разнообразным бэкграундом и целями. Мы поговорили с первокурсниками об их предыдущем опыте, ожиданиях от программы и впечатлениях от первого месяца учебы.
Полная инфографика доступна по ссылке
Почему выбрали программу “Доказательное развитие образования”
Никита Смирнов, окончил бакалавриат “Политология”
В Инобр я хотел попасть где-то с первого курса бакалавриата. Я всю жизнь сильно интересовался сферой образования. Мне хотелось больше понимать о том, как здесь работают процессы, и почему они работают не так, как задумывалось. Бакалавриат я окончил по направлению “Политология” и уже там начал интегрироваться в Инобр, ходить на семинары, знакомиться с преподавателями и пытаться выстраивать связи. Мои курсовые и ВКР, хоть косвенно, но все же связаны с социологией высшего образования. Мне никогда не нравилось, как все устроено в российской системе высшего образования. И очень логично, мне кажется, дорожка политолога и полит-аналитика заканчивается на программе, которая тоже занимается policy making и анализом реформ в сфере образования.
Ксения Вовченко, окончила бакалавриат “Иностранные языки и межкультурная коммуникация”
Я бакалавриат оканчивала тоже в Высшей школе экономики по направлению “Иностранные языки и межкультурная коммуникация”. Со второго курса я начала давать частные уроки английского, очень ответственно за своих учеников переживать и серьезно готовиться к урокам. Мне все больше начинало это нравиться, и в конечном счете я начала работать в дополнительном образовании. Это случилось как раз весной, и летом решался вопрос магистратуры. Я хотела продолжить учиться на педагогической программе, но нашла намного более интересный вариант — программа “Доказательное развитие образования” в Вышке. В ней меня привлекла именно новизна подхода и тот факт, что на образование здесь смотрят с точки зрения экономики, социологии и других наук. Думаю, что эти комплексные знания мне помогут добиться высот в этой сфере.
Алёна Гришина, окончила бакалавриат “Менеджмент”
Я окончила бакалавриат пять лет назад по направлению “Управление бизнес-проектами”, четыре года отработала в сфере образования, три из них в Edtech. В какой-то момент я поняла, что у меня не хватает академической базы и опыта в исследованиях, чтобы двигаться дальше в своей работе. Я нашла программу ДоРО и поняла — это именно то, что мне нужно. Здесь хорошая исследовательская подготовка, мы много работаем с цифрами, изучаем методологию, рассматриваем разные подходы к исследованиям образования. Это очень хорошая теоретическая база, на которую можно опираться.
Что вы ждете от обучения на ДоРО
В Институт образования приходят студенты с абсолютно разным образованием и опытом. Кто-то уже давно занимается наукой и хочет повернуть свое исследование в русло образования, а кто-то, наоборот, впервые оказался в академической среде. Также на программе находят себе место учителя, желающие сменить карьерный трек в сторону образовательной аналитики.
Алёна Гришина, окончила бакалавриат “Менеджмент”
В своих проектах я много работаю с данными, но не на очень глубоком уровне, поэтому курс по анализу данных очень нужен мне сейчас. В работе мне нужно понимать, какие у нас есть области роста для бизнеса, и опираться при этом на данные. У нас достаточно большие объемы данных, и Excel в какой-то момент перестал справляться. Я поняла, что мне нужно владеть более продвинутой аналитикой, знать языки программирования R или Python, чтобы быстрее работать. Также мне хочется больше погрузиться в сферу образования, но уже с научной оптикой, не только с точки зрения бизнеса. Я хочу погрузиться в академическую среду, получить навыки академического письма и попробовать себя в науке. Сейчас я участвую в одном из проектов нашей лаборатории по исследованию неравенства в образовании.
Никита Смирнов, окончил бакалавриат “Политология”
Я хотел получить совершенно новые для меня исследовательские “очки”, чтобы научиться совершенно другим языком описывать все, о чем я говорю. Потому что критиковать на бытовом уровне силен каждый, а с опорой на доказательную базу — это другой разговор, так как-то более убедительно получается. Базово я заходил на программу с двумя запросами — подтянуть методологический блок и получить экспертизу конкретно в области образования, потому что политология учит тебя анализировать примерно все и дает очень общие фреймворки для того, чтобы делать выводы. А здесь есть люди с экспертизой именно в области высшего образования, которые готовы своей экспертизой делиться.
Ваши первые впечатления от программы
Учиться на программе “Доказательное развитие образования” сложно, но несмотря на это, очень интересно. Наши студенты с нуля осваивают методологию исследований и аналитику данных, участвуют в исследовательских и прикладных проектах, а также проходят стажировки в центрах и лабораториях Института образования.
Ксения Вовченко, окончила бакалавриат “Иностранные языки и межкультурная коммуникация”
Сейчас я смотрю на образование через узкую призму, а хочу смотреть всесторонне и стать именно экспертом в образовании. Это получается за счет всестороннего и индивидуального подхода преподавателей Инобра — они нас всех уважают и ценят как личностей, спрашивают про наши цели и всегда готовы помочь. У нас есть великолепная возможность научиться комплексному анализу данных и методологии исследований, общаться с разными известными деятелями в сфере образования и сделать для себя выводы о том, как можно двигаться дальше. У меня не было анализа данных в бакалавриате, поэтому сейчас у меня с ним большие сложности, но нам присылают много дополнительных материалов. Также наши преподаватели очень отзывчивые, всегда спросят: “Поняли, нужно ли еще раз объяснить?”. И мне нравится, что в начале семинара мы повторяем то, что было на предыдущем, это очень помогает.
Алёна Гришина, окончила бакалавриат “Менеджмент”
Учеба на программе очень интенсивная. Из-за того, что я совмещаю учебу с работой, мне бывает тяжело. Кажется, что все-таки обучение рассчитано на тех, кто работает part-time или вообще не работает. У меня сейчас полный рабочий день, поэтому я периодически делаю домашние задания до 02:00 и все выходные. Но в целом учиться очень интересно, то есть на программе нет заданий, которые мне не хочется делать, или которые хочется принести просто для галочки. Еще мне было сложно влиться в систему Вышки, потому что я из другого университета. Мне сначала было непонятно, что такое кредиты, Major и Minor. Но у нас есть семинар наставника, который ведет академический руководитель программы. На этих встречах мне все подробно объясняли, и через пару недель я успокоилась.
Анастасия Шароварова, окончила бакалавриат “Математика”
Мне нравится, что от нас сразу требуют каких-то результатов в учебе и в новой для нас области знаний. Конечно, учиться непросто, но меня это не пугает. Я уже вижу свой прогресс, например, в поиске статей. Если я в начале учебы не могла понять, где и как искать статьи, то сейчас на какой-нибудь групповой работе я могу за 5 минут уже что-то найти, хотя раньше на это требовалось 10-20 минут.
Ксения Цицикашвили, окончила бакалавриат “Педагогическое образование”
Обучение на программе проходит очень интенсивно. Мы не просто сидим за учебниками, а изучаем различные материалы, потом сразу же используем полученную информацию – почти на каждом занятии мы защищаем групповой или индивидуальный мини-проект, то есть я вижу, что «не пишу в стол». Я что-то почитала дома, потом эти знания использовала на защите проекта, получила обратную связь. Моя главная цель обучения - изучить новые подходы и практики в образовании, разобраться с анализом данных – уверена, это мне очень пригодится.
Еще мне очень нравится, что все преподаватели воспринимают нас как коллег. Мы можем высказать свое мнение, в чем-то не согласиться, а они пытаются понять нашу мысль, направить ее в более нужное русло. Еще здорово, что со мной учатся люди разного возраста с очень разным бэкграундом. Многие уже работают в образовании и дают много полезных советов нам, новичкам. Такая разнородность очень полезна при выполнении заданий, когда есть возможность услышать мнения одногруппников с разным опытом, посмотреть на проблему под другим углом.
Программа “Доказательное развитие образования” подходит всем, кто интересуется образованием, но еще не определился, чем именно в этой сфере хочет заниматься. Здесь можно стать универсальным специалистом — научиться принимать управленческие решения, проводить исследования или создавать образовательные продукты. Эти три траектории наших студентов объединяет важная для программы характеристика — опора на доказательный подход и различные типы данных.
Автор материала: Елизавета Коротких,
студентка 2 курса программы “Доказательное развитие образования”