• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методология исследований в образовании

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
9
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина посвящена исследованиям как основе принятия решений в образовании. В ходе освоения дисциплины студенты познакомятся с типами ситуаций в образовании, в которых необходимы исследования, с источниками данных в образовании, основными видами дизайна исследований в образовании, качественными и количественными методами сбора данных. Курс также нацелен на формирование «методологической чувствительности» или критического взгляда на методологию исследования. Этот курс поможет научиться видеть сильные и слабые стороны в методологии любого этапа исследования - в постановке исследовательского вопроса, в инструментарии сбора и анализа данных, оценивать достаточность оснований для выводов исследования и т.д. В рамках курса студенты разработают несколько проектов исследования от формулировки исследовательского вопроса до выбора дизайна, подбора качественных или количественных методов и апробации выбранной методологии в контексте ситуации, вызвавшей необходимость исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс формирует представления о доказательном подходе в образовании. Знакомит студентов с тем, что такое информационная основа для принятия решений, оценки эффективности изменений, программ и политик. Курс формирует знания и навыки проведения и интерпретации результатов исследований с применением различных дизайнов исследования, качественных и количественных методов сбора данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Аргументирует выбор визуального представления анкет для проведения опросов и отдельных анкетных вопросов
  • Аргументировать, когда на каком этапе принятия решений и с какой целью необходимо найти доказательную основу для принятия решений/провести исследование
  • Воспроизводит международные стандарты проведения и представления результатов исследований с использованием опросных методов сбора данных
  • На всех этапах проведения качественного исследования студент демонстрирует знакомство с принципами исследовательской этики
  • Называет и различает разные типы выборок, используемые в опросах, обосновывает выбор дизайна выборки релевантный целям и задачам опроса
  • Называет преимущества и ограничения использования разных способов сбора опросных данных
  • Программирует электронные опросные формы
  • Студент владеет техниками включенного наблюдения
  • Студент владеет техниками интервьюирования
  • Студент выбирает дизайн исследования и методы сбора данных, адекватные исследовательскому вопросу в качественном исследовании
  • Студент определяет оптимальный способ доступа к респондентам/информантам
  • Студент проектирует инструменты исследования (гайды интервью/ фокус-групп и планы включенного наблюдения) в соответствии с исследовательскими вопросами качественного исследования
  • Студент умеет проводить поэтапный анализ данных
  • Формулирует адекватные исследовательским целям и грамотно составленные вопросы и шкалы ответов для проведения опросных исследований
  • Программирует электронные опросные формы с системой маршрутизации (разной логикой предъявления вопросов респондентам в зависимости от их ответов)
  • Аргументирует выбор техник постопросного повышения качества данных (перевзвешивание, идентификация ненадежных данных)
  • Формулировать для решения каких профессиональных задач необходимо использовать доказательный подход к управлению в образовании. Аргументирует его ценность и пользу для руководителя
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Доказательный подход в образовании
  • Полевая работа. Метод наблюдения.
  • Дизайны исследования в качественной методологии. Обзор качественных методов сбора данных.
  • Особенности качественной методологии в социальных науках и исследованиях образования.
  • Качественные интервью.
  • Фокус-группы и групповые интервью.
  • Подходы к анализу качественных данных.
  • Опрос как метод сбора данных
  • Дизайн выборки в исследованиях с использованием опросных методов
  • Методы постопросного повышения качества данных (ремонт выборки)
  • Ошибки измерения в исследованиях с использованием опросных методов и способы их преодоления
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальные задания
  • неблокирующий Групповые задания в классе
  • неблокирующий Групповые домашние задания
  • неблокирующий Итоговое задание
  • неблокирующий Разработка исследовательского инструмента 1. (Наблюдение)
  • неблокирующий Разработка исследовательского инструмента 2. (Выборка и гайд)
  • неблокирующий Проведение интервью (транскрипт)
  • неблокирующий Анализ данных
  • неблокирующий Исследовательский проект (отчет об исследовании)
  • неблокирующий Тесты (3 модуль)
    Тесты для оценки знаний по темам: 1) total survey error, 2) asking questions, 3) ремонт выборки
  • неблокирующий Групповые задания (3 модуль)
    Групповые задания 1. "Выборка" 2. "Проектирование и обоснование дизайна исследования для ответа на исследовательский вопрос" 3. "Способы увеличения отклика в опросах" 4. "Визуализация опроса" 5. "Обсуждение плохих вопросов"
  • неблокирующий Домашние задания (3 модуль)
    Домашние задания: 1. "Вопросы для анкеты" (подготовка опросника) 2. "Программирование анкеты" (программирование опросника, переработанного на основе обсуждения домашнего задания №1) 3. "Пилотаж анкеты" (пилотаж с помощью метода когнитивного интервью)
  • неблокирующий Итоговый проект (3 модуль)
    Финальная работа по модулю 3 представляет собой описание проекта исследования, в котором фиксируются исследовательский вопрос, актуальность исследования, гипотезы исследования, описание инструментария, описание процедуры и результатов пилотажа, рефлексия о проекте.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.1 * Анализ данных + 0.125 * Групповые домашние задания + 0.125 * Групповые задания в классе + 0.125 * Индивидуальные задания + 0.2 * Исследовательский проект (отчет об исследовании) + 0.125 * Итоговое задание + 0.05 * Проведение интервью (транскрипт) + 0.05 * Разработка исследовательского инструмента 1. (Наблюдение) + 0.1 * Разработка исследовательского инструмента 2. (Выборка и гайд)
  • 2024/2025 3rd module
    0.25 * Групповые задания (3 модуль) + 0.3 * Домашние задания (3 модуль) + 0.3 * Итоговый проект (3 модуль) + 0.15 * Тесты (3 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cohen, L., Manion, L., & Morrison, K. (2018). Research Methods in Education (Vol. Eighth edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1614634
  • Couper, M. (2008). Designing Effective Web Surveys. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=259196
  • COUPER, M. P. (2000). Review: Web Surveys: A Review of Issues and Approaches. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DDA82E31
  • Creswell, J. W. . V. (DE-588)133331512, (DE-627)543371581, (DE-576)164944168, aut. (2018). Designing and conducting mixed methods research John W. Creswell (Department of Family Medicine, University of Michigan), Vicki L. Plano Clark (School of Education, University of Cincinnati).
  • Designing effective web surveys, Couper, M. P., 2008
  • Dougherty, K. J., & Rebecca S. Natow, R. S. x. (2019). Performance-Based Funding for Higher Education: How Well Does Neoliberal Theory Capture Neoliberal Practice? Conference Papers —— American Sociological Association, 1–35.
  • Fielding, N., Lee, R. M., & Blank, G. (2017). The SAGE Handbook of Online Research Methods: Vol. Second edition. SAGE Publications Ltd.
  • In Search of Evidence: Empirical findings and professional perspectives on evidence-based management. (2015).
  • Sahagún Padilla, M. A. (2011). SALDAÑA, Johnny. The Coding Manual for Qualitative Researchers.
  • Saltelli, A., & Giampietro, M. (2017). What is wrong with evidence based policy, and how can it be improved? https://doi.org/10.1016/j.futures.2016.11.012
  • Барбер М., & Муршед М. (2008). Как Добиться Стабильно Высокого Качества Обучения В Школах. Уроки Анализа Лучших Систем Школьного Образования Мира (Пер. С Англ.). Вопросы Образования // Educational Studies, (3), 7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2008i3p7.60
  • Как люди отвечают на вопросы : применение когнитивного анализа в массовых обследованиях, Садмен, С., 2003
  • Основы построения выборки для социологических исследований, Чуриков, А. В., 2020
  • Основы формирования выборки : лекции для студентов направления 521200 - Социология (пятая ступень высш. проф. образования), Чуриков А. В., 2005
  • ФЕДОРОВСКИЙ А.М. (2015). Качество онлайн-опросов. Методы проверок. Мониторинг Общественного Мнения: Экономические и Социальные Перемены, (3 (127)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16051523

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Antony Bryant. (2019). The Varieties of Grounded Theory. SAGE Publications Ltd.
  • Leavy, P. (2017). Research Design : Quantitative, Qualitative, Mixed Methods, Arts-Based, and Community-Based Participatory Research Approaches. [N.p.]: The Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1497395
  • Mike Lambert. (2019). Practical Research Methods in Education : An Early Researcher’s Critical Guide. Routledge.
  • The science of web surveys, Tourangeau, R., 2013
  • Фрумин, И. Д. (2016). Foreword to the Russian edition of Philip W. Jackson’s “Life in Classrooms” ; Предисловие к русскому изданию книги Ф. Джексона «Жизнь в классе».

Авторы

  • Ахмеджанова Диана Рафаильевна
  • Романенко Ксения Романовна
  • Вилкова Ксения Александровна
  • Шмелева Евгения Дмитриевна