• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Госпитальная педагогика: исследование преподавателей и магистрантов Института образования в проекте «УчимЗнаем»

Ведущий эксперт и преподаватель Института образования, Алексей Сергеевич Обухов, совместно с магистрами Института и руководителем проекта «УчимЗнаем» провели исследование по типологизации профессиональных и личностных характеристик педагогов, работающих в госпитальных школах флагманской и региональных площадок проекта.

https://www.facebook.com/caringschool/posts/792308494834130

https://www.facebook.com/caringschool/posts/792308494834130
Проект «УчимЗнаем»

Совместно с руководителем проекта «УчимЗнаем» Сергеем Витальевичем Шариковым и ведущим экспертом и преподавателем Института образования Алексеем Сергеевичем Обуховым выпускники программы «Экономика и управление образованием» провели исследование по типологизации профессиональных и личностных характеристик педагогов, работающих в госпитальных школах флагманской и региональных площадок проекта «УчимЗнаем».

 

Одна из главных особенностей госпитальных педагогов – необходимость постоянного контроля собственных эмоций, но при этом – честность, открытость и готовность реагировать на различные вызовы искренне. Госпитальная педагогика задействует эмоциональные ресурсы учителя зачастую больше, чем в обыкновенной школе, поскольку он работает с детьми, которые столкнулись с угрозой их жизни.

Учителя госпитальной школы должны научиться разбираться в диагнозах, последствиях тех или иных медицинских процедур, вникать в проблемы ребенка. Они должны объективно оценивать достижения ребенка и видеть как прогресс, так и слабые стороны в его обучении; выявлять те или иные скрытые таланты, тем самым давая толчок для развития; готовить детей к выходу в повседневную обычную жизнь, чтобы, вернувшись в свою школу по месту жительства, они продолжали развиваться в том направлении, которое открыли для себя во время учебы в больнице, и не чувствовали себя оторванным от мира.

Исследователями было опрошено более двух десятков учителей-предметников и педагогов дополнительного образования. Респонденты отвечали на вопросы об их повседневной работе в школе проекта, внутренних и внешних связях и предшествующем профессиональном опыте, о методике преподавания, о мотивации участия в проекте «УчимЗнаем», о взаимодействии с коллегами внутри проекта в своем регионе, с флагманской площадкой, с родителями учеников и медицинским персоналом, взаимодействующим с пациентом.

По результатам исследования дискурсивной практики респондентов была разработана типология профессиональных позиций госпитальных педагогов, ориентируясь на которую, руководство образовательного проекта «УчимЗнаем» может выстраивать стратегию кадрового развития. Было выявлено два превалирующих типа госпитальных педагогов относительно их профессиональных позиций: педагог-друг и педагог-классик.

Позиция «педагог–друг» характеризуется высоким уровнем эмпатии по отношению к детям, связана с риском выгорания учителя во время работы, одновременно с этим позволяет выстроить доверительные отношения с ребенком и его родителями, тем самым поддерживая семью. Проблема выгорания может быть разрешена своевременной помощью и поддержкой педагога со стороны руководства.

Позиция «педагог–классик» отличается более формальным подходом к педагогической деятельности в госпитальной школе, отсутствием инициативы со стороны педагогов, что может лишить процесс новых идей, требует постоянной подпитки новыми знаниями, опытом и практиками.

Общим для двух профессиональных типов является значимость взаимодействия с другими значимыми социальными агентами госпитальных школ – медиками и родителями детей, находящихся на длительном стационарном лечении, а также стремление помочь ребенку.

Для продуктивности деятельности госпитальных школ важно разнообразие профессионально-личностных позиций педагогов в коллективе. Со стороны руководства госпитальных школ важно выстраивать разные стратегии взаимодействия с педагогами выявленных типов. Это позволит избежать проблемы профессионального выгорания, а также повысить продуктивность деятельности педагогов в их ежедневной работе.

Текст подготовлен на основе коллективной статьи С.В. Шарикова, А.С. Обухова, В.В. Вагариной, А.А. Филатова «Профессионально-личностные позиции педагогов госпитальных школ», опубликованной в журнале «Педагогика», 2020. Т. 84. №10.  Тьюторы проекта «УчимЗнаем» являются частью междисциплинарной команды, включающей врачей, медсестер, социальных работников, клинических психологов и других лиц, обеспечивающих лечение и уход за детьми в детских больницах.

Оригинал новости опубликован на странице проекта "УчимЗнаем".