• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с выпускниками магистерской программы Института образования

Мы обратились к выпускникам магистерской программы “Доказательная образовательная политика” (сейчас “Доказательное развитие образования”) — Алине Семёнычевой и Константину Анчикову — чтобы узнать об их карьерном пути и ощущениях “до” и “после” окончания магистратуры.

Интервью с выпускниками магистерской программы Института образования


А. С.: Пытаясь поступить в 3-ий раз на программу “Управление образованием” я обнаружила магистерскую программу “Доказательная образовательная политика” (сейчас “Доказательное развитие образования”). Я ознакомилась с ней. Мне понравилось, что программа обещала научить меня аналитике данных и проектированию образовательного опыта. Именно это я искала тогда. В тот момент я хотела работать в Министерстве образования (сейчас Министерство просвещения). Вскоре, я написала эссе с анализом опыта Тихоокеанского региона и прошла на программу с одними из самых высоких баллов по портфолио. На этом мой тернистый путь на программе только начался. Мою мечту — обучаться в Институте образования, пришлось отложить на 5 лет. В моей жизни появились три малыша, которым я была тогда нужнее. В 2019-ом я вернулась на учебу. Это был мощный возврат меня к карьерному развитию и самосовершенствованию.


К. А.: Если быть точным, моя магистерская программа называется "Доказательная образовательная политика", и она совместно с программой "Экономика и управление образованием" стала составной частью объединенной программы ДоРО. 


Программу выбрал весьма романтично. Когда решился на магистратуру, первым делом проверил программы Вышки в Петербурге, потому что учеба в ВШЭ была незакрытым гештальтом — мне не удалось закрепиться в вышкинском бакалавриате, поэтому очень хотелось вернуться. Программы, связанные с образованием, в петербургском кампусе мне не подходили, поэтому открыл московский. Оказалось, что здесь целый отдельный Институт образования, и первой программой, попавшейся на глаза, оказалась "Доказательная образовательная политика". В описании было всё, что мне интересно и в чём есть какие-то задатки — аналитика, исследования, политика и всё это про образование. Дальше даже не особо смотрел, как будто нашёл ровно то, что искал. Подал документы, прошёл собеседование и чувствовал, что смогу поступить.

 

  • Расскажите о своем бэкграунде: как вы выбирали бакалаврскую программу? Какие были ощущения после ее окончания? Были какие-то планы на будущее? 

А. С. : Я обучалась на программе специалитета. В 10 классе я поняла, что мне интересна психология. Я ярко представляла себя консультирующим психологом, который уверенно помогает людям преодолевать их трудности. Я поступала в несколько ВУЗов, тогда мы еще не сдавали ЕГЭ. Мне пришлось 3 раза сдавать вступительные и искать ВУЗы где экзамены не совпадали в один день. Не могу сказать, что я была довольна выбором ВУЗа. Однако, это был старт моей нынешней профессиональной деятельности и во многом я благодарна своей первой альма-матер. На 5 курсе я проходила преддипломную практику в Российской академии образования. В тот момент, мой профессиональный путь продолжился в научном направлении. Я пошла в аспирантуру. Однако, я уже знала об Институте образования НИУ ВШЭ и пыталась поступить на программу “Управление образованием”. Безусловно, моих компетенций не хватало и я не проходила по баллам 2 года подряд. 


К. А. : Меня интересовали образование и экономика, и два этих направления сложились в педагогическое образование. Кроме того, не последнюю роль сыграло то, что университет находится в самом сердце Петербурга — на Казанской улице. Крайне важно, чтобы на учёбу было приятно приезжать. После выпуска ощущения были неоднозначные. С одной стороны, я хотел закончить с учебой и серьезно заняться работой. Но в процессе поиска вакансий начал задумываться, в чем же я специалист. Пришлось честно себе признаться, что и учитель из меня не лучший, и экономист посредственный. Оказалось, что знаю всего понемногу, и не имею ни опыта, ни уверенных hard skills, чтобы быть конкурентоспособным на рынке. В этот момент и понял, что прекращать обучение сейчас нельзя, иначе развитие прямо здесь и остановится.


  • Что вам понравилось/запомнилось больше всего в процессе обучения в магистратуре? 

А. С. : На программе было множество интересных событий. Однако, больше всего запомнились выезды в рамках НИСа на 1 курсе, когда мы еще не узнали о пандемии. Выезды были в Международную гимназию Сколково и Дворец Пионеров

Такой контрастный опыт, одно бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования и второе — мощный образовательный центр, оснащенный и модернизированный, где учатся одни из лучших учащихся. Это был интересный опыт, который подарил много новых знакомств. Еще мне очень понравилась возможность участия в разнообразных проектах, где ты чувствовал себя полноценным участником процесса. Опыт, полученный в проектах, был по настоящему практическим, и все проектные кейсы были интересны для работодателей, когда я проходила собеседования. 


К. А. : Мне понравилось "погружение в объект" — интенсивное посвящение студентов в особенности исследований и политики в сфере образования в течение первых двух-трех месяцев. Понравилось сопровождение исследовательской деятельности и отзывчивость большинства сотрудников Института. Если возникает вопрос, то практически любой сотрудник Института готов оказать поддержку, проконсультировать, посоветовать литературу. 

Обучение практикоориентированное даже на такой теоретизированной программе как "Доказательная образовательная политика". Экзаменов в виде проверки знаний практически нет, всё сдается на основе кейсов или проектов, где и показываешь всё, что освоил на курсе. Это очень ценно, когда видишь, где могут применяться полученные знания. Нравится камерность Института, тесное сообщество коллег. Семинары, мастер-классы и другие мероприятия, где можно почерпнуть столько же новых и важных знаний, как и в процессе учебы. Как вечно голодный человек, я был приятно удивлен традицией Института на всех мероприятиях организовывать кофе-брейк. Но самый значительный плюс для меня — это возможность стажировки и работы в подразделениях Института. Здесь узнаешь даже больше, чем в процессе обучения за счёт доступа к опыту старших коллег. Мне очень повезло с командой и наставниками, за работу с ними стоит отдельный диплом выдавать. Рабочие проекты часто подразумевают экспедиции и командировки по стране, я собрал уже 8 регионов и 24 населенных пункта, посещал самые разные школы, от супер продвинутого физмата в Тюмени до школы в горах Дагестана с роскошными пейзажами.


  • Столкнулись ли вы с трудностями во время обучения в магистратуре? С какими?

А. С. : Трудности возникли, когда в процессе обучения произошла трансформация программы: случилось слияние двух групп, двух программ. Это объединение совпало с ограничениями из-за пандемии и переходом в онлайн формат. Лично для меня очная онлайн магистратура была самым тяжелым периодом. Дважды я планировала отчислиться. Вся семья находилась дома, я не успевала заниматься бытом и развлекать детей, которые сходили с ума в 4-х стенах. Уровень стресса был зашкаливающий, я почти не спала. Тяжелое время.


К. А. : Были рядовые организационные проблемы, которые лично мне не кажутся критичными. Если включаться в работу в подразделении серьезно, то нагрузка возрастает, и иногда совмещать становится сложно. Первокурсников приглашают на стажировки в подразделения Института образования. В сентябре каждого года руководители представляют на НИСах свои проекты и идеи, студенты проходят различные тестовые задания, после чего могут приниматься на минимальную ставку стажера по ГПХ. Со временем можно получить приглашение в штат и оформить срочный (годовой) контракт сотрудника на новых условиях.


Я изначально планировал работать в институте, поэтому к стажировке относился серьезно, уделял много времени работе. Меня взяли на стажировку в октябре, через месяц подключили к процессу разработки мониторинга цифровой трансформации школ, а в январе уже подписали контракт штатного сотрудника. 

 

Также я поступал в 2019 году, когда пандемия еще не началась, поэтому из Петербурга переехал в Москву. Бытовые проблемы неизбежны, но я считаю это ценным опытом. Первые пару месяцев магистров расселили по гостиницам, что только звучит романтично, а на деле крайне неудобно. Ближе к концу осени пришлось переселяться в другую гостиницу. И только в феврале получил место в общежитии. Способность адаптироваться в таких условиях здорово развивается.


  • Вы работали или занимались какими-либо проектами в процессе обучения в магистратуре?

А. С. : В процессе обучения я осознанно не стала искать официальную работу в Институте образования. Для меня было важно как можно больше времени уделить именно своему образованию. Однако я участвовала в множестве проектов, как внутри кампуса, так и от других департаментов. Пожалуй, проектная деятельность закрыла все мои потребности: получение образовательного опыта и реальная профессиональная деятельность.


К. А. : Да, это всё про проекты. Как я уже отмечал выше, здесь можно работать, это здорово прокачивает навыки. Кроме того, в процессе обучения большую долю занимают проекты, кейсы, длинные задачи. И необходимость набрать 8 проектных кредитов определяет работу еще и с проектным офисом — там может оказаться что угодно. От организации мероприятий до экспедиций, это очень здорово.


  • Как сложилась ваша карьера после магистратуры? 

А. С. : Сейчас я работаю Научным сотрудником Центра оценки качества образования Института стратегии и развития образования Российской академии образования. На данный момент я рада, что участвую в 3-х масштабных проектах и коллеги-ученые воспринимают меня компетентным сотрудником. 


К. А. : Мне понравилась работа в стенах Института, и я решил продолжить академический трек, поэтому сейчас поступаю в аспирантуру. И конечно, продолжаю работу в Центре им. Пинского.


  • Как выбранная магистерская программа помогла вам в работе или в построении карьеры? 

А. С. : Я думаю, судить об отражении в карьере моего обучения на программе можно будет через пару лет. Сейчас я востребованный специалист и мне доверяют участие в проектах — это самый лучший результат на данный момент. 


К. А. : Образование полностью соответствует моим рабочим задачам. Вплоть до того, что некоторые рабочие материалы я сдавал в качестве учебных заданий и наоборот — использовал в работе материалы с занятий. Учеба показала, где есть компетентностные дефициты, как их можно восполнять и куда двигаться дальше. В этом плане магистратура хороша преподавательским составом — здесь нет строгой дистанции, атмосфера доверительная и дружелюбная, коллеги часто помогают и направляют.


  • Расскажите, пожалуйста, о проекте, над которым вы сейчас работаете. Пригодились ли вам знания из магистратуры в процессе работы?  

А. С. : В данный период времени я задействована в 3-х проектах. Один из них международное сравнительное исследование PIRLS. Полученные на программе знания помогают анализировать большие объемы данных и верно представлять результаты.


К. А. : Сейчас я работаю параллельно над несколькими проектами, которые условно можно разделить на 3 категории — наука, аналитика и экспертиза. По научной части в работе две статьи про адаптивность социальных систем в условиях кризиса, по аналитической — обработка данных свежего “Мониторинга экономики образования” (МЭО), по экспертной — формирование и проведение мониторинга дополнительного образования и еще пара региональных сюжетов с аудитом системы допобразования. 

Знания, полученные в магистратуре, безусловно пригодились. Это и владение инструментами анализа данных, и понимание структуры имеющейся статистической информации, и понимание правил работы с академическими текстами.


  • Планируете ли продолжать обучение? 

А. С. : Безусловно. Я планирую получить кандидатскую степень. Я не пошла в аспирантскую школу, поскольку завершила программу аспирантуры по  психологии. Я думаю о соискательстве, но хочу заняться этим плотнее после спада ограничений связанных с пандемией. Мне оказалось важным более тесное сотрудничество с научными руководителями, а сейчас в дистанте это общение ограничено. Да и если говорить об исследовании, то его проведение затруднительно. Институт образования это одно из мест, которые я рассматриваю. Еще департамент психологии и социологии НИУ ВШЭ в возможных вариантах.


К. А. : Поступаю в Аспирантскую школу по образованию в Институт образования. 


  • Какими лайфхаками обучения вы могли бы поделиться с будущими студентами Института образования?

А. С. : Прежде всего мне хочется сказать, не бойтесь препятствий и несмотря на все сложности следуйте по тому маршруту, который избрали.

Учиться на программе сложно, однако вас будут обучать не просто хорошие преподаватели, а эксперты образования. Бесценный опыт, который даст вам Институт образования пригодится в вашей карьере, не сомневайтесь. Большинство из вас, не завершив еще обучение на программе, уже найдут работы и успешно начнут строить карьеру. 


Главный лайфхак: Не закрывайтесь от возможностей. Говорите возможностям — да. Издавайте статьи. Заявляйте о себе. Весь мир образования у вас в руках.


Ну и о дедлайнах. Не откладывайте все на последнюю ночь. Старайтесь использовать инструменты тайм-менеджмента, планируйте — это существенно снизит уровень стресса и будет выступать гарантом успешного обучения.


К. А. : Общайтесь с преподавателями и наставниками, в большинстве своем это отзывчивые люди. Здесь можно не понимать, можно ошибаться, можно просить помощи и совета, все относятся с пониманием к процессу обучения. Если учеба в Институте не просто ради галочки, то очень рекомендую хотя бы временно стажироваться в подразделениях Института Образования. Это хороший опыт, который далек от образа инертных ученых, погруженных в думы о судьбах родины. Здесь часто очень интенсивная консалтинговая работа, много живых и энергичных людей, которые увлечены своим делом и понимают ценность и значимость своей работы, это очень заряжает. Связка работы и учебы в данном случае наиболее удачна.

Из коротких лайфхаков:

  1. пользуйтесь Mendeley при работе с литературой; 
  2. освойте хотя бы один инструмент работы с данными;  
  3. купите очки с фильтром для работы за компьютером; 
  4. не приносите домой все книги, выпущенные Институтом образования, они не пропадут, их очень много на полках.