Как на ДоРО вырастают исследователи: история четырех статей
Программа "Доказательное развитие образования" ориентирована на подготовку аналитиков и исследователей образования – как для работы в академической сфере, так и прикладной отраслевой аналитике.
Магистерская диссертация (ВКР) – ключевой продукт двухлетней работы студентов над своим исследованием. Диссертации на ДОРО бывает трех типов: исследовательская, проектная и портфолио. В ВКР в формате портфолио центральным артефактом выступает опубликованная или принятая к публикации научная статья в ведущем журнале. То есть уже в магистратуре студенты могут сделать первый шаг в капитализации своего академического потенциала. С темами и аннотациями диссертаций ДОРО можно познакомиться в Каталоге ВКР.
Мы поговорили с четырьмя магистрантами второго курса – они в июне защищают ВКР на материале своих статей в ведущих журналах, которые были написаны во время учебы на программе.
Бибигуль Искакова
Искакова Б. С., Присяжнюк Д. И., Зангиева И. К. (2023). Установки родителей и учителей к инклюзивному образованию в России и Казахстане: сравнительный анализ. Мир России, 32(2), 30-51.
https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-2-30-51 https://mirros.hse.ru/article/view/16928
О чем ваше исследование?
“В нашем исследовании мы сравнивали установки учителей и родителей к инклюзивному образованию в двух странах. На материалах массового опроса родителей и учителей в России и Казахстане с помощью факторного анализа мы оценили структуру установок, а при помощи дисперсионного анализа – их выраженность в этих странах.”
Впечатления от подготовки публикации
“Публикации были одним из элементов отчета в научно-учебной группе [НУГ НИУ ВШЭ “Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья”], в которой я работала во время учебы в магистратуре. У меня был черновой вариант статьи и все результаты эмпирического части, но мне было сложно самой “довести” его до уровня текста в сильном журнале. Мой научный руководитель Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова предложила обратиться к Дарье Игоревне Присяжнюк и Ирине Казбековне Зангиевой для совместной работы над статьей, что я и сделала. Мне очень понравилось работать в команде – можно делиться своими сомнениями, задавать вопросы, делить задачи между собой и вместе создавать объективно хорошую работу.”
Александра Гетман
Адамович К.А., Гетман А.В. (2024) Региональные различия в доступе российских учащихся к дистанционному обучению в 2016–2022 гг.: эффекты периода COVID-19. Экономическая социология (принята к публикации).
О чем ваше исследование?
“Это исследование о том, как изменился доступ школьников к дистанционному обучению в период пандемии COVID-19. Но таких исследований довольно много, поэтому мы выбрали новый ракурс и посмотрели на проблему доступа к дистанту через призму регионального неравенства. Для этого мы обратились к теории Географии возможностей и определили, существуют ли в России образовательные “пустыни” и “оазисы”.
Впечатления от подготовки публикации
“Эта ВКР сразу планировалась в формате статьи, поэтому мы постарались завершить работу с данными и текстом еще за полгода до защиты, чтобы оставить время на рецензирование и публикационную подготовку. Поскольку был выбран научный журнал НИУ ВШЭ, мы столкнулись с квотами для “вышкинцев”: журналы заинтересованы в том, чтобы публиковать больше работ от авторов из других вузов. В случае принятии нашей статьи к печати мы могли бы рассчитывать на публикацию только в 2024 году. Мы опасались, что при таком длинном цикле подготовки мы не успеем получить документ о принятии к печати. Но все сработало, и мы получили документ о редакционном решении буквально за несколько дней до дедлайна.”
Евгения Юрчик
Струкова А.С., Юрчик Е.Н., Петракова А.В., Канонир Т.Н., Орел Е.А., Куликова А.А. (2023) Представления учителей начальной школы о социально-эмоциональном развитии учащихся. Вопросы образования (принята к публикации).
О чем ваше исследование?
“Исследование представляет анализ представлений учителей начальный школы о необходимых социально-эмоциональных навыках учеников для благополучного обучения в школе и для дальнейшей успешной жизни. Также были затронуты вопросы, связанные с ролью учителя в формировании тех или иных навыков и анализом практик, которые могут быть использованы для этого.”
Впечатления от подготовки публикации
“Я была рада стать частью команды в такой интересной работе, так как мой ключевой исследовательский интерес представляют собой учителя и процесс их обучения. Кроме того, написание статьи – важный образовательный и профессиональный опыт, который формирует целый ряд компетенций. Для меня особой ценной была возможность поработать как с количественными, так и с качественными данными в рамках этой работы.”
Елизавета Коротких
Коротких Е.В. (2024) Образовательно-карьерные траектории “транзитых” студентов колледж-вуз. Экономическая социология (принята к публикации).
О чем ваше исследование?
“Я изучала транзитную образовательную траекторию 9 классов — колледж — вуз. В этой работе я пыталась ответить на два вопроса: от чего зависит, продолжит ли выпускник колледжа учиться в вузе; и во-вторых, дает ли окончание вуза после СПО отдачу на заработную плату.”
Впечатления от подготовки публикации
“Когда в начале обучения я узнала, что есть вариант защитить ВКР по статье и портфолио, я сразу подумала, что это точно не для меня. До поступления в Инобр я никогда не считала себя склонной к академической работе. Но в конце первого курса мой научный руководитель Вера Андреевна Мальцева сподвигла меня подготовить статью по результатам курсовой работы. Я очень благодарна ей за веру в меня, за все рекомендации и вообще за этот опыт, бесценный для развития моего мышления и академического письма.”