Магистранты ДОРО выступили на конференции ИВО-2023
С 25 по 27 октября на базе НИУ ВШЭ прошла XIII Международная российская конференция исследователей высшего образования (конференции ИВО). В этом году конференция ИВО проходила в партнерстве с ИОТ-конференцией, посвященной индивидуальным образовательным траекториям.
Студентка 2 курса магистратуры "Доказательное развитие образования" Арина Насонова выступила на ИВО с докладом. Тема ее исследования связана с самыми распространнеными способами поступления в университет: ЕГЭ и олимпиады. Арина проанализировала лонгитюдные данные студентов НИУ ВШЭ, обучающихся в бакалавриате с 2018 по 2022 год на Факультете гуманитарных наук, Факультете компьютерных наук, Факультете права и в Московском институте электроники и математики. Целью исследования было оценить прогностическую валидность ЕГЭ и олимпиад как инструментов отбора студентов в НИУ ВШЭ.
Одни из интересных выводов:
• Прогностическая валидность ЕГЭ на 4 исследуемых факультетах (ФКН, ФЭН, ФП и МИЭМ) варьируется от 10% до 45%.
• Доля объясненной дисперсии успеваемости в течение 4 лет обучения выше по сумме 4 предметов ЕГЭ, чем по 3 предметам. Значит, помимо двух основных предметов ЕГЭ, русского и математики, необходимо учитывать еще 2 профильных предмета при поступлении.
• Успеваемость олимпиадников, поступивших в НИУ ВШЭ по ВсОШ на протяжении всего бакалавриата выше, чем успеваемость тех, кто поступил по результатам перечневых олимпиад и ЕГЭ.
Арина поделилась своими мыслями после выступления.
"Участие в конференции такого уровня - отличный опыт для начинающего исследователя. Есть возможность обсудить с единомышленниками интересующие темы. Кроме того, после выступления можно услышать комменатрии и вопросы по исследованию, которые подталкивают к продолжению, дополнению исследования. Для студентов, интересующихся высшим образованием, ИВО - шанс найти научного руководителя для будущей КР или ВКР, а также исследовательский проект, куда можно пойти стажером-исследователем."
Никита Смирнов — магистрант той же программы и стажер-исследователь Центра социологии высшего образования в этом году работал в программном комитете ИВО, а также выступил с докладом. Исследование Никиты — попытка понять, как изменился академический дискурс об аспирантуре за последние 20 лет. С использованием машинного обучения Никита показывает, что если в начале века исследователи рассматривали аспирантов как "машины" по производству знания и пытались любыми способами повышать эффективность, то современные работы уделяют внимание индивидуальному опыту аспирантов, их идентичностям, а также трудностям, с которыми аспиранты сталкиваются при подготовке диссертации.
Комментарий Никиты:
“Это моя вторая конференция ИВО. Первая помогла укрепиться в исследовательском интересе и познакомиться с коллегами из других университетов и городов. В этом году я смог не только поделиться результатами нового исследования об аспирантах, но и помочь конференции с отбором заявок и подготовкой программы. ИВО — отличный старт долгой и интересной дороги в исследованиях высшего образования, возможность познакомиться с совершенно прекрасными людьми и шанс найти для себя новый академический интерес.”