Экскурсия на ГАЗ. Каждый день президента начинается с совещаний в комнате в центре производства
Красивый финал учебного года на легендарном заводе ГАЗ.
По приглашению Оксаны Исаковой, директора группы ГАЗ по производственной системе, вместе с магистрами и экспертами программы “Производственные системы и операционная эффективность” приехали в Нижний Новгород. Мы осмотрели главный сборочный конвейер, суперсовременный цех окраски, цех сварки, изучили работу корпоративного университета и учебного центра. Перед входом на главный сборочный конвейер мы встретили президента группы ГАЗ Вадима Сорокина, который только что завершил ежедневную планерку в цеху.
Такие экскурсии – это часть практической подготовки магистров по операционной эффективности. В частности, мы изучили:
- визуализацию показателей,
- каскадирование целей,
- комнаты производственного анализа,
- инструменты ПС ГАЗ,
- организацию рабочих мест,
- комнаты аудита продукта с позиции потребителя (CSA),
- систему менеджмента качества,
- управление критическими операциями QCOS,
- аудит процессов производства (VDA 6.3.).
Из наблюдений участников:
Отлично настроен процесс закладки комплектующих во внутрицеховой логистике
Это профессиональная зависть. Она белая, но очень сильная!
Визит на ГАЗ на меня произвёл неизгладимое впечатление. О радушном приёме и чёткой организации говорить можно бесконечно, было очень удобно, понятно, слышно и интересно. Сама Производственная система Газ была видна невооружённым глазом. Это не “рисунки” и “power point”. Видно, что система живёт и живёт практически во всех сотрудниках, с которыми так или иначе смогли пообщаться. Яркое впечатление от цеха окраски. Это профессиональная зависть. Она белая, но очень сильная! Прекрасный цех, замечательное оборудование. И, снова, Система Производства, которая позволяет поддерживать техническую красоту в первозданном виде. Но, пожалуй, самое сильное чувство вызывает центр подготовки и развития персонала. Прекрасные программы подготовки поддерживаются современным “лабораторным” оборудованием, на котором хочется работать и развиваться. Виден неподдельный интерес в глазах преподавателей и студентов этого центра. Хочется пожелать развития и процветания в наши непростые времена.
Каждый день президента начинается с совещаний в информационной комнате, расположенной в центре производства
Наталья Косарева впервые познакомилась с ГАЗом еще на школьной, затем на студенческой практике в 80х, где заработала первые и весьма солидные деньги. Затем была на экскурсии от Вадима Аркадьевича Лапидуса в 2014 году, в 2019 году в рамках Кубка Гастева. Вот и в этот раз я с большим интересом и желанием присоединилась к экскурсии на ГАЗ, зная, что он постоянно развивается, – пишет Наталья. И я не ошиблась: с 2014 года произошло много позитивных изменений. Особенно хочется отметить следующие сильные стороны в разрезе направлений:
- Лидерство. Каждый день Вадима Николаевича начинается с совещаний в информационной комнате, расположенной в центре производства.
- Взаимозаменяемость. На рабочих участках стараются максимизировать взаимозаменяемость рабочих для освоения смежных профессий или операций.
- Обучение. На заводе всегда существовал и развивается Корпоративный университет, в котором обучают от рабочих профессий до менеджмента. Сейчас ГАЗ на территории корпоративного университета организовал обучение и для подрастающего поколения: открыты кружки технического творчества «Кванториум» и «Техноспейс».
- Социальные проекты. ГАЗ продолжает лучшие традиции по реализации социальных проектов, заложенные еще в советское время. Недавно ГАЗ подарил автомобиль для гастролей Российскому институту театрального искусства (ГИТИС), а перед Новым 2022 годом вручил ключи от автомобиля многодетной семье, усыновившей 15 детей.
- Вовлечение сотрудников через информирование достижений. На ГАЗе с 1932 года выпускается газета Автозаводец, в которой рассказывается о жизни автомобильного гиганта. С 2017 года выпускается журнал «Время машин», тема последнего номера – «Цифровая трансформация».
- Развитие процессов. Компания давно внедряет инструменты Производственной системы и не для показа их в презентациях, а для оптимизации процессов и устранения потерь.
- Визуализация. Очень много целевых показателей и их визуализации для всех уровней управления. Участвуя в аудитах на кубок Гастева, практически мало где видела на рабочих местах такое богатство визуализации показателей. К сожалению, многие руководители недооценивают этот инструмент.
- Стандартизация. Автомобили собираются на конвейере, который постоянно движется. Замешкаться нельзя, поэтому все движения сотрудников выверены досконально. На всех рабочих местах есть Рабочие стандарты, выверенные нормативы выполнения по времени.
- Решение проблем. На рабочих местах есть андоны, позволяющие остановить конвейер, в случае обнаружения проблем. Дальше вступает в силу цепочка помощи решения проблемы в зависимости от направления и времени, прошедшего с момента остановки конвейера.
- Канбан. Система обеспечения рабочих мест необходимыми деталями точно-в-срок постоянно совершенствуется.
- Цифровизация. ГАЗ понимает, что успешность любых разработанных программ цифровизации зависит не только от финансовых инвестиций, она напрямую связана с уровнем цифровой зрелости компании и подготовкой кадров. В 2022 году ГАЗ объявил о создании Академии IT на базе корпоративного университета совместно с ведущими вузами Нижегородской области.
- Процессы продаж. Старт проекта происходил поэтапно, первым делом был создан новый сервис – онлайн витрина автомобилей, доступных для заказа, затем покупателям было предложено онлайн-бронирование. И затем сервис полноценной онлайн покупки с оплатой всей суммы по счету, дистанционным оформлением документов и лизинга.
- Процесс планирования производства. Этот процесс является самым сложным и важным для любого производства. На ГАЗ он выстроен с виртуозной точностью по комплектации и времени, и это с учетом огромного количества комплектующих и разнообразия моделей.
- Основные производственные процессы. Восхитили производственные участки сварки и окраски, где более 90% операций выполняются роботами. Но завод не следует моде (вспомним главного героя бизнес-романа «Цель»), а подходит к принятию решения о замене ручного труда – роботом на основе экономических расчетов.
- Процесс получения справок. Теперь сотрудник ГАЗа может заказать любую необходимую справку с предприятия в один клик – либо с рабочего места, если это офисный сотрудник, либо с терминала, уставленного на производстве, если это рабочий, и в указанное время просто прийти и забрать ее.
В финале встречи Наталья Косарева спросила, не собираются ли коллеги из ГАЗ писать книгу о производственной системе? Наталья привела в пример книги Технониколь. Оксана Исакова ответила, что да, такие планы есть у руководства. По мнению Косаревой, это здорово, потому что “опыт ГК «ГАЗ» нужен нашей стране, как никогда – сейчас. Можно приехать на экскурсию на завод, восхититься, как он изменился, но это очень полезно для исполнителей и линейного менеджмента. Для топ-менеджмента необходимо погрузиться в систему управления“.
Большое спасибо за теплый прием Оксане Исаковой, директору по развитию производственной системы, «Группа «ГАЗ», члену Академического совета магистратуры Производственные системы и операционная эффективность”, Алексею Николаеву, директору по развитию производственной системы АЗ ГАЗ, Михаилу Зыкову, директору по ПС ПАО ГАЗ.
Хочется регулярно посещать подобные мероприятия? Поступай к нам в магистратуру "Производственные системы и операционная эффективность" ВШБ ВШЭ.