• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи «Экономика, политика и бизнес в Азии»»

Интервью с преподавателем Сударенко Алексеем Александровичем

Сударенко Алексей Александрович — преподаватель дисциплины «Маркетинг» на магистерской программе «Экономика, политика и бизнес в Азии». В интервью Алексей Александрович рассказал, как он решил получить образование в области физики атомного ядра и частиц, как начал свою карьеру в бизнесе, и поделился впечатлениями от преподавания на программе. 

Интервью с преподавателем Сударенко Алексеем Александровичем

© Сударенко Алексей Александрович
1. У Вас образование физика атомного ядра и частиц. Почему Вы решили выбрать данную специальность, и почему в итоге перешли в другую сферу?

В моем поступлении на Физический Факультет МГУ помог лишь случай. Мой «трек» был предопределен специальностью родителей (они инженеры), а также лицеем при МГИЭТе, где я учился. Поэтому нужен был понятный, надежный, «рабочий» ВУЗ. И МГИЭТ был таким вариантом.

Когда мои одноклассники позвали меня на предварительную олимпиаду, я, не раздумывая, поехал попробовать свои силы. В итоге я стал призером этой предварительной олимпиады и получил шанс гарантированно пойти учиться в МГУ.

Если говорить про специальность, то мне всегда было интересно находиться в авангарде. И квантовая механика является одним из таких авангардных фундаментальных направлений, требующая хороший математический аппарат, логику и абстрактное мышление.

Правда, позже я понял, что мне все-таки интереснее применить себя в бизнесе. Однако я ни капельки не жалею, что окончил МГУ, где смог получить самое ценное, что можно было получить, — математический и логический аппарат, образ мышления и умение видеть суть вещей.

2. Ваша основная деятельность - работа в компании Kimberly Clark. Почему Вы решили начать преподавать?

Отчасти случай, отчасти везение. Они сопровождают меня всю мою жизнь. Когда появилась возможность и понадобился преподаватель по курсу «Маркетинг» на бакалаврскую программу двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи, я снова не стал отказываться от этого предложения. Мне было интересно передать свои знания и навыки следующим поколениям, а также мне было критически важно развить навык публичных выступлений для роста в бизнесе. Без публичных выступлений невозможно управлять бизнесом, а в силу моей глубокой интровертности они всегда были для меня большим стрессом. Получилось своеобразное Win-Win-Win решение для меня, факультета и студентов.

В итоге мне удалось не только реализовать поставленные цели, но и сделать намного больше. Во-первых, структурировать свои наработанные практические навыки. У меня никогда не было бизнес образования, все шло через опыт. Во-вторых, я начал намного больше читать и изучать теоретическую базу маркетинга, что, наверное, в обычной жизни вряд ли бы сделал. И, конечно, смог сформировать глубокий курс по маркетингу и уже в течение нескольких лет передавать свои знания новому поколению.

3. Вы бы хотели посвящать больше времени и сил преподаванию?

Сейчас у меня установился здоровый баланс. Больше читать тот же курс будет сложно, но чем мне хотелось бы заняться, так это фундаментальной исследовательской деятельностью в маркетинге. Как гормоны влияют на принятие решений и есть ли какие-то способы лучше понять на уровне статистики эти эффекты? Как эволюция детских мультфильмов и сказок влияет на эволюцию модели поведения взрослых на B2C рынках? Какие культурные факторы и особенности актуальны сейчас для построения Lovemarks и сильной эмоциональной связи с потребителями? И многое, многое другое. Поэтому я веду курсовые работы у нескольких студентов магистратуры на программе НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи и на программе международного бизнеса в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Школа экономики и менеджмента).

4. Наверняка, у Вас особый преподавательский стиль. Как Вы можете описать свои подходы к преподаванию?

Яркой моделью для меня стал герой Робина Вильямса из фильма «Общество мертвых поэтов» и опыт своей учебы. Мой стиль — это открытость со студентами, равенство, безопасная среда, в которой студенты могут высказывать любые мысли. Но это не всегда легко — у нас в культуре очень высокая дистанцированность между людьми разных поколений, между преподавателем и студентами. Во время первых занятий я создаю ощущение этой «безопасной» среды для студентов, в которой все идеи приветствуются, нет правильного или неправильного, есть полное уважение чужого мнения, возможность высказать всё. И каждый раз очень приятно наблюдать эту трансформацию. Как результат, после первых занятий ребята начинают раскрываться и предлагать свое видение концепций, размышления на их тему, анализ. И это привносит новые, зачастую неожиданные и в чем-то гениальные идеи. Я сам учусь в таких диалогах и нахожу что-то новое для себя.

Второй важный момент для меня — это дать глубинные концепции и идеи, но простым языком и на простых примерах. Я понимаю, что за несколько лет обучения впереди основные идеи могут забыться, если не использовать их «здесь и сейчас». Поэтому мне важно, чтобы у ребят сформировалось общее понимание дисциплины, ее концепции, и загорелись глаза. Но при всей, казалось бы, простоте этот же курс можно также читать и на MBA-программе — глубина диалога возрастет, но вся основа курса не поменяется.

5. Какие у Вас есть «фишки» преподавателя?

Мои фишки — это большое количество понятных, интересных, жизненных кейсов и примеров из бизнеса и личной практики. Это яркие и минималистичные презентации, ведь мне важно, чтобы студенты поняли материал и запомнили его, а не просто заучивали термины. Это баланс теории и практики в учебе. Это стремление зарядить аудиторию и всегда (ну или почти всегда) позитивный настрой. 

6. Как мотивируете студентов?

Чтобы поднять мотивацию студентов, я использую несколько методов. Во-первых, это фокус на тех, кто хочет учиться: читает кейсы, активно ведет себя на парах, стремится получить знания. Невозможно научить, можно научиться. Во-вторых, я считаю, что имеет смысл объяснять всё простым языком и на простых примерах, т. к. это позволяет понять суть. А это гораздо важнее, чем сложные термины и концепции. Тем более мы ведем занятия на иностранном языке. В-третьих, система оценки построена справедливым образом, и она отражает и знания ребят, и проделанную работу. 

7. А кем Вы хотели стать в детстве? Какой совет Вы бы дали самому себе в школьные годы?

Я мечтал летать. Эта мечта пока не реализовалась, но всё еще впереди. Если говорить про советы, то я мог бы посоветовать себе следующее:

1. Мечтай – создавая мечты и пытаясь их реализовать, ты создаешь то, чего другие, возможно, еще не делали. И это двигатель прогресса, двигатель маркетинга.

2. Не иди на «сделку» со своими интересами и будь собой. Жизнь очень коротка, чтобы жить в вечной депрессии. Если ты чувствуешь глубокую тоску каждый или почти каждый день от работы, учебы, отношений, значит, нужно что-то менять в себе или в окружении.

3. Продолжай пробовать, ошибаться, подниматься, идти дальше. И не бойся рисковать. Хотя ты и не боишься этого делать. Без осознанного риска невозможно сделать что-то значимое.

4. Не верь в талантливость. «Talent is overrated» — это прекрасная книга о том, что же приводит к результату. И да, она про практику, опыт, обучение и обратную связь. Но не про талант.

5. Инвестируй. В свое здоровье — перестань думать «оно пройдет само», перестань издеваться над своим организмом, начни заниматься спортом. В свои знания и навыки — учись новому, читай, пробуй. В безопасность — открой инвестиционный счет и постоянно пополняй его, покупая акции, облигации, металлы.