• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи «Экономика, политика и бизнес в Азии»»

02
Сентябрь

Интервью с преподавателем Екатериной Михайловной Паниной

Екатерина Михайловна Панина — преподаватель дисциплины «Лидерство и управление командой» на магистерской программе двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи «Экономика, политика и бизнес в Азии». В интервью Екатерина Михайловна рассказала,об одном интересном разговоре, в течение которого ее желание работать в крупной компании изменилось. Она поняла, что на самом деле хочет стать преподавателем. Екатерина Михайловна объяснила, как теперь в её рабочей деятельности взаимно переплетаются сферы бизнеса и преподавания и поделилась историей создания компании «РИХТ», в которой является генеральным директором.

Интервью с преподавателем Екатериной Михайловной Паниной

© Панина Екатерина Михайловна
1. Екатерина Михайловна, расскажите, пожалуйста, как Вы стали преподавателем? Какой путь Вы прошли, прежде чем начать делиться своими знаниями с другими людьми?

В 2000 году, когда я заканчивала философский факультет МГУ, я уже собиралась начать карьеру в бизнесе. На тот момент меня уже ждали в представительстве крупной европейской компании, с которой я сотрудничала, будучи студенткой.

Однако в день, когда мы сдавали госэкзамены, получилось так, что профессор Майоров, который слушал мой ответ на экзамене, выйдя из аудитории, заметил меня рядом, заговорил со мной, спросил о планах, выслушал и сказал: «Екатерина, дело Ваше, но я прошу Вас – не уходите в бизнес. Останьтесь в профессии. Я слышал Ваш ответ, я вижу, что это – Ваше».

В общем, после того, как объявили результаты экзамена, я пошла не подписывать контракт с компанией, а к своему научному руководителю, который уже неоднократно предлагал мне должность младшего научного сотрудника у себя на кафедре, и сказала, что согласна. Так я начала карьеру преподавателя философии для студентов факультета естественных наук. Вскоре я защитила диссертацию. Потом, когда создавался факультет госуправления, я начала преподавать там управленческие дисциплины.

2. Преподавание не является Вашей основной сферой деятельности. Расскажите, пожалуйста, чем Вы занимаетесь и как Ваша работа помогает Вам в преподавательской деятельности?

В определенном смысле преподавание и есть моя основная сфера деятельности, поскольку, кроме работы в собственной компании, я еще и бизнес-тренер в компании «Школа критического мышления», входящей в группу компаний «Бизнес Спич». Тренинги, разумеется, очень отличаются от классического преподавания в высшей школе, но глубинный смысл один и тот же – научить людей тому, что позволит им сделать свою профессиональную деятельность более эффективной для организации и для них самих.

В бизнесе всё просто – мы применяем то, чему учим, и находим новые подходы, которыми потом делимся в обучении, так что это такая восходящая спираль постоянно наращиваемого взаимного обогащения знаний и опыта. Часто я могу на примере из практики показать магистрам: вот смотрите, у нас, например, есть классическая рациональная модель принятия решений, по учебнику, и вот в таких ситуациях она отлично работает, но вот давайте посмотрим на вот такую ситуацию – что будет, если мы тут применим эту модель? А как еще можно было бы поступить? Они рассуждают, генерируют идеи, а потом у нас есть возможность сверить это с реальностью. Потому что ситуация реальная, из моего опыта. И студенты всегда отлично чувствуют, когда опыт настоящий, а когда – вычитанный из книжек.

3. Поделитесь, пожалуйста, как у Вас появилась идея создать компанию «РИХТ» и как Ваше образование помогло Вам в развитии компании?

В какой-то момент мне стало тесновато в рамках классического высшего образования. Кроме того, совпали некоторые внешние факторы, и оставаться в организации, которая была моим основным местом работы, стало некомфортно. В общем, хотелось чего-то нового.

На тот момент у меня уже был опыт работы в сфере бизнеса, поскольку параллельно с преподаванием я много работала в консалтинговых проектах. Кроме того, я люблю читать и говорю на иностранных языках, и однажды по просьбе знакомого я сделала перевод большого и интересного руководства для крупной фармкомпании. Перевод понравился, посыпались заказы. Я уже не брала их сама, а привлекала переводчиков. После переводов мы поняли, что можем заниматься и аналитикой – искать и анализировать информацию, отвечать на сложные вопросы, писать проблемные тексты. Я по специализации методолог науки, поэтому работа со сложными запросами – это именно то, что я умею профессионально. Так появилась компания «РИХТ».

Потом мы пошли дальше и стали разрабатывать программное обеспечение для проектов, за которые другие разработчики или не брались, или делали за совершенно несуразные деньги – небольшие пациентские регистры, системы для сбора и анализа данных, в общем, все, что относилось к нетривиальным запросам в области работы с информацией. Более того, с 2017 года мы организуем междисциплинарную конференцию МОБИ-ХимФарма, где сводим на одной площадке представителей бизнеса и науки, занимающиеся разработкой новых молекул, которые потенциально могут стать лекарственными препаратами. Поскольку я сама из академической среды, то могу говорить на языке и науки, и бизнеса, а такое взаимодействие очень часто упирается именно в проблему отсутствия общего языка. Вот тут образование тоже очень помогает.

4. На программе двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи «Экономика, политика и бизнес в Азии» Вы преподаете курс «Лидерство и управление командой». Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, насколько этот курс помогает выпускникам в их будущей профессиональной деятельности?

Любой курс хорош настолько, насколько он является практико-ориентированным и направленным на решение текущих или будущих рабочих задач. В этом смысле наш курс максимально практичен, поскольку независимо от того, будут ли наши магистры работать в бизнесе, экономике или политике, им придется столкнуться с вопросами командообразования, управления людьми, принятия решений, построения и изменения организационных структур, развития собственных лидерских навыков и раскрытия потенциала своей команды.

Кроме того, мы постоянно держим в фокусе мультикультурный характер их будущей деятельности, акцентируем внимание на кросс-культурных командах, особенностях лидерства в разных культурах, смотрим, какие нюансы будут особенно важны с точки зрения их дальнейших рабочих перспектив.

5. Как Вы общаетесь со студентами-магистрами? Ведь это уже взрослые люди, которые, как правило, знают, чем хотят заниматься в будущем. Какие методы преподавания Вы используете?

Здесь как раз и помогает тренерский опыт и практика. Мы активно используем принципы и методы, которые лежат уже в большей степени в области андрагогики, а не педагогики, поскольку магистры – действительно взрослые люди, многие уже с опытом работы. Поэтому общение строится скорее из равной позиции, а не из позиции «учитель-ученик». Мы обсуждаем кейсы в мини-группах, лекции у нас во многом интерактивные, занимаемся разными практиками, отрабатываем нужные в работе навыки. Наше взаимодействие – это прежде всего диалог и сотрудничество.

6. У нас есть традиционный вопрос преподавателю. Екатерина Михайловна, пожалуйста, расскажите, кем Вы мечтали стать в детстве?

Я мечтала стать палеонтологом и изучать историю жизни на Земле, особенно динозавров, конечно. Сейчас у современных детей динозавры очень популярны. Существует масса ресурсов, чтобы узнать что-то новое – книги, фильмы, передачи. В моем детстве этого всего не было, но мне повезло, у меня была большая книга Ирины и Владимира Яковлевых «По следам минувшего», которую я знала наизусть. Палеонтологом я не стала, зато до сих пор помню, какой период следовал за Юрским, и знаю, зачем тираннозавру передние лапы. Это очень помогает в общении с моей семилетней дочерью, которая тоже очень увлечена динозаврами.