"Синдром отчужденного родителя"
Публикуем заметку Екатерины Жуйковой о "Синдроме отчужденного родителя"
Речь идет о так называемом Parental alienation syndrome (Синдроме отчужденного родителя). Этот термин, коротко используемый как PAS, ввел Ричард Гарднер в 1980-х годах. Он описывал особое состояние ребенка в ситуации острого конфликта родителей (как правило, при разводе), когда ребенок испытывает отторжение и агрессию в адрес родителя, с которым он разделен. Гарднер, будучи психиатром, считал, что это состояние, которому необходимо найти место в DSM, так как оно характеризуется «неадекватностью» чувств ребенка, когда ненависть к родителю не рождается на основе собственных переживаний, а транслируется. Ребенок демонстрирует чувства родителя, с которым он объединен, и потому отвергает отчужденного родителя. Гарднер описал даже восьмерку симптомов, которые в синдром и объединились.
Плохая история вокруг PAS стала развиваться, когда основной интерес к этому феномену проявили не психологи, а юристы, занимающиеся бракоразводными процессами, стали использовать его для прессинга матерей, скрывающих своих детей, в том числе, и от насилия бывших супругов. Психологическое и медицинское сообщество объединилось и заявило о недоказанности этого синдрома, ненаучности и пр. PAS объявили фейком, а Гарднера «страшным человеком, оправдывающим педофилию, насилие и т.д.», в стремлении вернуть права быть любимым отчужденному родителю. Добавил демонизации его фигуре и факт самоубийства Гарднера (хотя он страдал от комплексного регионального болевого синдрома, и по словам близких, это стало причиной ухода из жизни).
Поскольку я работала в системном подходе, проблемы отвержения родителя мне всегда виделись в контексте конфликта лояльности, искаженной коммуникации, баланса и пр. Идея того, что ребенок «неадекватен» пролистывалась мною, как не слишком помогающая работе.
Но вот в Афинах на конференции EFTA я оказалась совершенно случайно, так как интересующий меня мастер-класс отменили, на докладе испанского профессора Juan Luis Linares из Барселоны. Слегка внешне напоминающий Гарднера он прочитал доклад, в котором описал результаты работы с сотней семей, которые были направлены на семейную психотерапию судом “Family Alienation Practices. The Parental Alienation Syndrome reformulated”. Речь в докладе шла о динамике семей и характеристике этапов психотерапии в тех случаях, когда в результате развода ребенок оказывается на стороне одного из родителей, другой родитель отвержен, родители судятся между собой, а суд выносит решение, которого категорически не хватает в российской практике: 6 месяцев психотерапии – а затем вновь заседание и решение.
Вот некоторые его тезисы:
- Перед судом ставятся вопросы, ответа на которые нет: кто из родителей при разводе больше виноват в конфликте и травматизации ребенка.
- Ситуации подобных конфликтов крайне остры, из них нет лёгкого выхода, их сопровождают не только случаи депрессии, но суицида, в том числе и детей.
- Гарднер чётко говорил, что PAS не используется, когда речь идет о любых формах насилия в семье. Там проводится работа другой формы, основа которой – безопасность жертв.
- 100 семей для нас – это лавина случаев, суды просто направляли к нам все семьи, в которых не разрешался конфликт между родителями, это была далеко не лёгкая работа для нас.
- В конфликте обычно один родитель уходит, тот, кто остается, становится более близким, нуждающимся в поддержке. Его и поддерживает ребёнок.
- Распределение ролей происходит по принципу: кто-то один здесь хороший, кто-то один здесь плохой, стороны имеют противоположное мнение, власть решать делегируется ребенку. Совместная ответственность отрицается.
- Любое решение суда в пользу одного из родителей не принимается семьей, так как для семейной системы это внешнее, а не внутреннее решение.
- Тот, кто больше критикует – объединен с детьми. Детям в близком эмоциональном контакте транслируется негативный образ другого родителя.
- В Испании велика роль членов расширенной семьи, они транслируют свои идеи обвинения той или иной стороны, дети видят, например, как дедушка патрулирует дом отчужденного родителя, как родственники распределяются по лагерям.
- Дети становятся самыми «ужасными» судьями, в деталях и безжалостно они анализируют поведение отлученного родителя с гласной или негласной поддержкой близкого родителя. Это очень сложный этап терапии, так как системные процессы часто двигают терапевта в коалицию с отчужденным родителем.
- Работа психотерапевта в сотрудничестве с судом помогает нейтральности, выстроить работу в направлении рождения внутреннего для семьи решения, в противовес внешнему.
- Однако суд не вынуждает, а активно рекомендует терапию. К терапевту обращается тот родитель (и занимает активную роль), который чувствует себя проигрывающим, и ищет у терапевта поддержки.
- Психотерапия проходит с родителями сначала по отдельности, затем их объединяют.
- В ходе терапии два кризисных момента: а) в начале терапии, когда ребенка наделяют властью отвергать и «судить» родителя б) когда удалось добиться первых договоренностей, и отчужденный родитель неожиданно делает «разрушительный» шаг, например, выселяет детей с другим родителем из дома, лишает финансовой поддержки, организует тайные действия по слежке.
- Важные техники связаны с «переписыванием» историй, снижением разницы между историями, конструированием общих фрагментов историй («мы оба любим ребенка», «мы были рады, что он появился на свет», «мы не хотим сделать ему больно» и т.п.). А также с включением расширенной семьи – именно бабушки и дедушки помогают конструировать эту общую историю.
- В суде речь идет о правах родителей, в центр мы ставим право ребенка любить обоих родителей и иметь с обоими контакт, именно это право защищает суд, направляя на терапию.
- Решения суда всё больше сейчас в Испании и Греции стали приниматься в пользу равных прав родителей (если нет насилия).
- Обесценивание родителей – общественные тенденции, дети обвиняют их в своем плохом детстве, психологических проблемах, на них перекладывается вина, мы отмечаем развитие своеобразной нарциссичности у детей.
Я потом немного поговорила с профессором Линаресом про практику в России пойти к психологу, чтобы он написал заключение, что ребенок травмируется, когда контактирует с другим родителем, чтобы его можно было использовать в суде. Он такой грузный и уставший от дискуссии с греками на тему того, зачем психотерапия, когда в таких случаях нужна – медиация, похлопал меня по плечу: «Дорогая Екатерина, это вопрос времени, уверен, что скоро и в России семейным терапевтам скажут: «У вас 6 месяцев и 100 семей, каждая из которых разделена на враждующие лагеря». Не отказывайтесь ни от каких идей, которые помогут вам и этим семьям». Что тут я могу добавить: ни от каких идей, что бы о них ни было написано в Википедии.
Екатерина Жуйкова