• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Системная семейная психотерапия»

30
Ноябрь

Семинар наставника "Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии"

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освовения дисциплины студент на практическом уровне готовится к решению комплексных задач в тераппевтической работе: учится использоваться приобретенные ранее в тренинговом формате знания и компетенции соответственно терапевтическим задачам, возникающим в реальной работе; использовать свои личностные и профессиональные ресурсы и осознавать их ограничения и пути преодоления последних при работе с терапевтическими случаями; использовать приемы и методы как классических, так и постклассических направлений в системной работе с семьей; рефлексировать адекватность применения (в соответствии с теорией и практической базой выбранного психотерапевтического подхода) того или иного метода, технического приема, выбранного способа взаимодействия в том или ином конкретном случае – при наблюдении терапевтической сессии или ведении собственной практической работы; вычленять в наблюдаемых психотерапевтических случаях основные профессиональные принципы и нормы осуществляемой деятельности, следовать этим профессиональным стандартам в собственной практике; следовать этическим нормам психотерапевтической и супервизионной практики; видеть этапы и особенности взаимодействия терапевта с клиентом или клиентской семьей в каждом из осваиваемых подходов, уметь сопоставлять эти особенности, отслеживать свои реакции на разные варианты и этапы осуществляющегося взаимодействия; четко, логично и последовательно представлять результаты наблюдения и собственной выполненной работы в устной и письменной форме; понимать особенности коммуникации, в том числе терапевтической – с людьми различных культур и национальностей, оценивать существенность или не принципиальность – в каждом конкретном случае необходимости ориентироваться на культурные различия и нормы; опознавать и соотносить с конкретной моделью терапевтического взаимодействия наблюдаемый способ взаимодействия. Осознанно выбрать, обосновать и следовать в ходе собственной практической работы выбранной логике терапевтического взаимодействия. владеть: навыками психотерапевтического видения осуществляющего процесса взаимодействия, вместо «захваченности клиентской историей» или автоматического реагирования на нее и самих клиентов эффективного терапевтического взаимодействия с группой, семьей, парой; владеть разными типами терапевтического контакта, в зависимости от выбранного метода и подхода терапевтической работы; навыками выработки системной гипотезы и соответствующих методов воздействия – в классической логике работы в ССТ, навыками установления сотрудничающего контакта с клиентами и выработки «решения» и сопровождения клиента в достижении желаемого результат построения «уникального эпизода и применения всех техник его «уплотнения» в логике постклассической психотерапии; владеть навыками групповой дискуссии и профессионального обсуждения, работы в супервизионной группе, в рефлексивной команде, написания отчетов по наблюдаемым случаям.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • практическое освоение студентами методов, методик и техник классической и пост-классической системной семейной психотерапии в работе с реальными семьями, отработка на практике принципов построения терапевтического контакта и проведения терапевтического процесса, адекватного выбранному методу работы
  • • последовательное использование обучающимися системного мышления в их практической работе, обретение ими навыка построения системных гипотез – в результате освоения классических системных подходов
  • • обретение навыков сотрудничающего, осуществляемого с позиций «не-знания» и признающего клиентов экспертами в их собственной жизни терапевтического взаимодействия с клиентами – в результате освоения методов психотерапевтической работы пост-классическими конструктивистскими методами психотерапии
  • • рефлексия студентами их профессионального опыта, понимание ими своих профессиональных ограничений, связанных с потерей нейтральности, не отрефлексированностью своей психотерапевтической позиции; а также с нарушениями логики работы, смешения логики разных методологических позиций в работе
  • • последовательное использование обучающимися системного мышления – специфически реализующегося в различных вариантах системного подхода - и навыков и приемов, освоенных ранее в тренинговых занятиях по различным направлениям ССТ в практической работе с реальными клиентами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Видение взаимодействия в паре/семье; психотерапевтических интервенций и особенностей взаимодействия терапевта и клиентов в классических подходах.
  • Видение принципов и методов построения проблемного текста и решения. Видение нарративных техник работы с парой. Построение решения в детско-родительских взаимоотношениях.
  • Видение, определение и понимание целей, задач, этапов, принципов и техник работы в трансгнерационном подходе.
  • Демонстрирует владение логикой и техниками одного из конструктивистских подходов, в котором заявляет работу.
  • Демонстрирует владение логикой и техниками подхода (классической школы ССТ), в котором заявляет работу.
  • Демонстрирует владение логикой и техниками трансгенерационного подхода.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.1. Наблюдение за ведением психотерапевтического случая в трансгенерационном подходе М. Боуэна. Дисфункция многопоколенной семьи, работа с супружеской парой, индивидуальная работа над проблемами взаимоотношений в семье.
  • Тема 1.2. Наблюдение за ведением терапевтического случая в классических подходах. Терапевтическая работа с случаями супружеского конфликта. Терапевтическая работа с семьями с нарушением поведения и развития ребенка.
  • Тема 1.3. Наблюдение за ведением терапевтических случаев в пост-классических подходах. Терапия детско-родительских взаимоотношений. Терапия взаимоотношений в паре
  • Тема 2.1 Ведение студентами собственных случаев под наблюдением супервизора. Трансгенерационный подход.
  • Тема 2.2. Ведение студентами собственных случаев под наблюдением супервизора Использование приемов подхода В.Сатир. Структурный и стратегический подход. Миланский подход.
  • Тема 2.3. Ведение студентами собственных случаев под наблюдением супервизора. Ориентированный на решение и Нарративный подход.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета эссе - анализ случая в классическом подходе
    Описание и анализ наблюдаемого на занятиях случая
  • неблокирующий аудиторная работа по разделу Пост-классических подходов 1 курс
    оценивается содержательное участие студентов в обсуждении кейсов во время занятий
  • неблокирующий аудиторная работа по разделу Трансгенерационного подхода 1 курс
    Оценивается активность студентов в обсуждениях наблюдаемого случая
  • неблокирующий аудиторная работа по разделу Классических подходов 1 курс
    оценивается активность студентов в обсуждении наблюдаемых случаев
  • блокирует часть оценки/расчета эссе - анализ случая в трансгенерационном подходе
    Описание и анализ наблюдаемого на занятиях терапевтического случая
  • блокирует часть оценки/расчета эссе - анализ терапевтического случая в пост-классическом подходе
    описание и анализ наблюдаемого на занятиях психотерапевтического случая
  • блокирует часть оценки/расчета Супервизия устного анализа психотерапевтического кейса, который ведется обучающимся (подход 1)
    Супервизия каждого из видов контроля осуществляется разными преподавателями (одним из трех преподавателей курса).
  • блокирует часть оценки/расчета Супервизия устного анализа психотерапевтического кейса, который ведется обучающимся (подход 2)
    Супервизия каждого из видов контроля осуществляется разными преподавателями (одним из трех преподавателей курса).
  • неблокирующий Аудиторная оценка (2 курс, раздел 1)
  • неблокирующий Аудиторная оценка (2 курс, Раздел 3)
  • блокирует часть оценки/расчета Супервизия ведения приема в режиме реального времени (очно или видео)
    Супервизия каждого из видов контроля осуществляется разными преподавателями (одним из трех преподавателей курса).
  • неблокирующий Аудиторная оценка (2 курс, Раздел 2)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.04 * аудиторная работа по разделу Классических подходов 1 курс + 0.04 * аудиторная работа по разделу Классических подходов 1 курс + 0.03 * аудиторная работа по разделу Пост-классических подходов 1 курс + 0.03 * аудиторная работа по разделу Пост-классических подходов 1 курс + 0.03 * аудиторная работа по разделу Трансгенерационного подхода 1 курс + 0.03 * аудиторная работа по разделу Трансгенерационного подхода 1 курс + 0.3 * эссе - анализ случая в трансгенерационном подходе + 0.3 * эссе - анализ случая в трансгенерационном подходе + 0.3 * эссе - анализ случая в классическом подходе + 0.3 * эссе - анализ случая в классическом подходе + 0.3 * эссе - анализ терапевтического случая в пост-классическом подходе + 0.3 * эссе - анализ терапевтического случая в пост-классическом подходе
  • 2024/2025 3rd module
    0.03 * Аудиторная оценка (2 курс, Раздел 2) + 0.03 * Аудиторная оценка (2 курс, Раздел 2) + 0.03 * Аудиторная оценка (2 курс, Раздел 3) + 0.03 * Аудиторная оценка (2 курс, Раздел 3) + 0.04 * Аудиторная оценка (2 курс, раздел 1) + 0.04 * Аудиторная оценка (2 курс, раздел 1) + 0.5 * Супервизия ведения приема в режиме реального времени (очно или видео) + 0.5 * Супервизия ведения приема в режиме реального времени (очно или видео) + 0.2 * Супервизия устного анализа психотерапевтического кейса, который ведется обучающимся (подход 1) + 0.2 * Супервизия устного анализа психотерапевтического кейса, который ведется обучающимся (подход 1) + 0.2 * Супервизия устного анализа психотерапевтического кейса, который ведется обучающимся (подход 2) + 0.2 * Супервизия устного анализа психотерапевтического кейса, который ведется обучающимся (подход 2)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • под редакцией К. Бейкер, А. Я. Варги - Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика - ООО "Когито-центр" - 2015 - ISBN: 978-5-89353-338-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109184
  • Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга, А. Я., 2001
  • Системная семейная терапия: классика и современность, , 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Залевский, Г. В.  Психологическая супервизия : учебное пособие для вузов / Г. В. Залевский. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 176 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10431-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475449 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Системная психотерапия супружеских пар, , 2017

Авторы

  • Казанков Виталий Игоревич
  • Будинайте Гражина Леонардовна
  • Чеботарева Елена Юрьевна