• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Системная семейная психотерапия»

17
Февраль

Отношения, которых мы очень хотим, но боимся

На лекции в Парке Горького в рамках проекта «Университет, открытый городу» руководитель магистерской программы ВШЭ «Системная семейная психотерапия» Анна Варга рассказала о браках, которые не всегда заключаются на небесах.

О кризисе брака говорят уже не один десяток лет, но нужно понимать, что функции и смысл брачных отношений менялись на протяжении всей истории человечества. Человек был, есть и будет групповым существом, «социальным животным», подчеркивает Анна Варга. Поэтому семья, несмотря на всевозможные кризисы, которые она переживает, будет существовать всегда. В браке есть биологическая и социальная функции. Биологическая функция брака заключается в том, чтобы максимально благополучно вырастить потомство.

Постепенно у брака возникли социальные и экономические функции. В последние сто-сто пятьдесят лет люди стали связывать счастье в браке с любовью. Долгое время (а во многих случаях это верно и сейчас) «хорошим» браком считался брак патриархальный. Вкладом мужчины в него были деньги, имя, социальный статус. Женщина должна была быть хранительницей очага. По словам Анны Варги, огромное влияние на кризис патриархального брака оказала эмансипация женщин. Она имела два важных следствия — снижение экономической зависимости от мужчины и обретение контроля над рождаемостью (секс «отделился» от деторождения).

Свою роль сыграла и урбанизация — семья переместилась в город и уменьшилась в размерах. Увеличение продолжительности жизни и трансформация брака привели к тому, что люди теперь успевают побывать во многих браках.

Человеческие связи рвались на протяжении многих десятков лет, и эта травма невольно передавалась каждому следующему поколению: мир опасен, люди злы, верить никому нельзя

Современный брак, по словам Анны Варги, это очень хрупкое образование, принимающее самые разные формы. Например, семья часто бывает «бинуклеарной», или «двухъядерной». Это происходит, когда родители разводятся, но без обид (то есть можно сказать, что развод эмоционально завершился), затем вступают в новые союзы, а их дети «кочуют» из одной семьи в другую. Но нередко встречаются и другие виды браков: бездетные браки, «белые» браки (без секса), свободные браки, предусматривающие возможность отношений на стороне, и прочие.

В таких условиях заключить надежный, безопасный длительный союз сложно. Между тем теперь, когда объективного смысла заключать брак нет, именно психологический мотив становится главным для брака. Люди женятся, чтобы лучше себя чувствовать. Но чувствуют ли?

Знаки любви, заботы и принятия у каждого человека разные, отмечает Анна Варга, и люди не умеют о них договариваться. Всё становится еще сложнее, если учесть, что «картинку любви» мы получаем из родительских семей.

Российское общество — это общество травмированное, говорит Анна Варга. XX век был веком насильственного разлучения людей — в войнах, репрессиях, ссылках, переселениях. Человеческие связи рвались на протяжении многих десятков лет, и эта травма невольно передавалась каждому следующему поколению: мир опасен, люди злы, верить никому нельзя. Сложился парадокс: с одной стороны, мы боимся вступать в отношения, а с другой — очень этого хотим.

Уровень тревоги нарастает по мере развития отношений. В состоянии тревожного взаимодействия человек пытается в каждой коммуникации занять более высокое положение. Это проявляется через хвастовство, непрошенные советы, навязывание помощи, контроль за временем и другие вещи. Таким образом, создавая союз, люди нередко заботятся не о создании надежных отношений, а о снижении тревоги путем обретения власти над партнером. Мы хотим «победить» своего избранника.

У девочек появляется высокая толерантность к пьющим мужчинам, они, наученные опытом, уверены, что «спасут» своих избранников

Созданию счастливого брака препятствуют еще два типа сценариев, «наследуемых» нами из родительской семьи. Россия пьющая страна, констатирует Анна Варга. И редко в какой семье не встретишь алкоголика, который в состоянии опьянения представляет угрозу для членов своей семьи — ребенку (нередко дочерям) приходится успокаивать таких отцов. Так у девочек появляется высокая толерантность к пьющим мужчинам, они, наученные опытом, уверены, что «спасут» своих избранников (и это, кстати говоря, еще один способ проявления контроля в отношениях с любимым). Другая зависимость свойственна мужчинам. Им часто трудно выстроить свою семью из-за слишком сильной эмоциональной привязанности к матери — для чувств к другим женщинам не остается места. И мать, привыкшая к этому, будет пытаться дискредитировать любую потенциальную партнершу сына.

И даже если люди не имели столь тяжелого опыта отношений в своей родительской семье, создать свой собственный счастливый брак им бывает очень непросто. Виной тому — мифы о счастливых браках, порожденные в том числе русской литературой, которая в России больше, чем литература. Современный брак перегружен эмоциональными ожиданиями: если любовь «настоящая», то партнер должен уметь быть всем — мужем\отцом\братом\любовником\другом и сыном и главное — в правильной последовательности.

Хотите узнать, например, почему стремление к искренности, пониманию без слов и «слиянию душ» может повредить отношениям — смотрите полную видеозапись лекции Анны Варги в Парке Горького.