• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Системная семейная психотерапия»

Отзывы наших студентов и выпускников

Елена Лисянская

Выпускница 2024г.

«Аааа… то есть можно учить и учиться ВОТ ТАК!», - подумала я к середине первого курса нашей магистратуры.
Я пришла на «Системную семейную психотерапию», уже будучи магистром права. Первое образование я тоже получила в Вышке и, решив учиться на психолога, рассматривала только ее, полагаясь на высокое качество образования.
Но эта магистратура перевернула мои представления о том, каким может быть обучение! Поскольку наша группа состоит всего из 27 человек, каждая из студенток получает очень много внимания преподавателей. Во-первых, на парах всегда можно задать вопрос и получить развернутый ответ. Во-вторых, каждую нашу письменную работу преподаватели буквально «разбирают на атомы» и подробно комментируют. В-третьих, каждая из студенток на втором курсе обязана показать три своих клиентских кейса - мы смотрим и обсуждаем их всей группой совместно с преподавателями. Кроме того, наши наставники на протяжении всего обучения готовы супервизировать нас и, в целом, никогда не отказывают в помощи. Практически индивидуальный подход!
Наверняка, выбирая программу, вы задаетесь вопросом о том, сможете ли вы после обучения начать консультировать? В случае с магистратурой ССП, Вы начнете консультировать уже во время обучения. У вас просто не будет других вариантов! "Но где же взять первых клиентов?", - спросите вы. А я отвечу, что на программе организован масштабный проект, где начинающие психологи могут проводить бесплатные сессии для реальных клиентов и получать бесплатные же супервизии от наших преподавателей.
Отсюда вывод: если вам нужен диплом, как формальность, возможно, эта программа не оправдает ваших ожиданий. Но если вы хотите и готовы много… очень много учиться, практиковаться в медицинских учреждениях, пробовать свои силы в работе с реальными клиентами под супервизией с первого же курса - вам понравится на ССП! И, что важно, вас здесь поддержат.
Для меня эта магистратура стала любимым и увлекательным путешествием, которое не хочется завершать! Сквозь призму системного семейного подхода я переосмыслила многие важные аспекты собственной жизни, по-новому посмотрела на себя и своих близких. Ни на минуту я не пожалела, что выбрала "Системную семейную психотерапию" НИУ ВШЭ!
Учиться здесь нужно много. Придется постараться! Но если вы выберете для себя магистратуру ССП, вашими союзниками станут: 1. огромное любопытство и желание узнавать новое; 2. грамотная расстановка приоритетов и заблаговременное планирование задач; 3. внушительное количество свободного времени на учебу; 4. поддержка близких и наличие хобби, не связанных с психологией.
И самое главное! Если решитесь поступать, постарайтесь не сравнивать себя с другими (у всех свой путь) и просто прожить эти два года с максимальным кайфом!

Алена Баскина

Выпускница 2024г.

К выбору направления обучения я подходила очень основательно – на протяжении долгого времени присматривалась к различным программами и подходам, однако все время оставалось много сомнений и неуверенность в том, что полученные навыки и знания сделают из меня качественного специалиста. Однако, когда я ознакомилась с программой магистратуры по системной семейной терапии, никаких сомнений не осталось - я поняла, что это именно то, что я так долго искала.
Практикоориентированность программы проявляется уже на первом занятии, на котором изучаются основы психологического консультирования, которые сразу же отрабатываются в учебной группе под пристальным наблюдением коллег и преподавателей. Подобные отработки, на которых каждый студент может попробовать себя в роли терапевта в безопасных условиях и получить моментальную обратную связь от преподавателей, все из которых практики с большим опытом работы, являются постоянной частью занятий на протяжении всего обучения. Такой подход не только помогает в ходе обучения постоянно практиковать и совершенствовать свои навыки, но и учит осознавать свою ответственность в ходе консультирования и внимательно относится к каждому слову.
Безусловной ценностью программы является её насыщенность: 2 года обучения охватывают около 9 разных подходов внутри системного семейного направления, студенты обучаются осуществлять индивидуальное, парное и семейное консультирование. При этом важно, что компетенции выпускников не ограничиваются работой с семейными вопросами, однако умение увидеть любую проблему системно, внутри разных контекстов и в целом значительно шире, чем она представляется на первый взгляд – ценная отличительная черта студентов данной программы. Также однозначным преимуществом обучения является возможность прохождения клинической практики (и не одной), где с поддержкой преподавателей студенты уже на первом курсе осуществляют полноценное консультирование, а также получают опыт взаимодействия со смежными специалистами.
В связи с насыщенностью программы и серьезным подходом к подготовке студентов – учиться в данной магистратуре действительно очень не просто, обучение требует огромного количества усилий и времени. Однако, кажется, что это тоже является показателем качества данной программы и совершенно точно стоит вложенных усилий.

Щавелева Наталия

Магистрантка 1 года

При выборе магистерской программы, я как и любой студент-бакалавр долго думала: «а надо ли мне оно?»
Но оказалось, что да. Путь выбора дальнейшего профессионального пути оказался тернистым, но я упорно искала хорошую теоретическую подготовку, которая не отменяла бы важность практики при подготовке меня, как психолога, психотерапевта. И я нашла!

Очень сильная теоретическая подготовка магистерской программы «Системная семейная психотерапия», которая уверено ложится на базовое психологическое образование, чередование разных форматов проведения занятий, всё это не перестает вдохновлять меня, подпитывать жажду к знаниям. 
Не буду скрывать, что такое обучение требует огромной включенности и больших  затрат как временных, так и физических. В вышей школе экономики невозможно НЕ выучить, нельзя забыть какую-то часть методологии, как неважную, вся информация переплетается единым клубком, который нельзя запутать, всё важно. И даже если какая-то часть информации путается или не укладывается в голове сразу, домашнее чтение, различные работы и итоговые домашние задания заставляют приложить усилия, чтобы вновь взяться за этот запутавшийся кусочек. Для меня это однозначный плюс, который подсвечивает мои как слабые, так и сильные стороны. Преподавательский состав также сильный и включенный, что помогает не «угаснуть» на пути получения новых знаний.

Что касается практики, то для меня практика на магистерской программе самой продуктивной и полезной за всё время обучения в высших учебных заведениях. Наблюдения за клиентскими случаями именитых профессионалов, супервизии под их руководством и проведение своих собственных, сначала не очень уверенных, консультаций в рамках клинической практики в ДГКБ ДЗМ Морозовской больницы.

Конечно у меня впереди ещё больше года обучения на магистерской программе, но тот скромный багаж, который я получила уже сейчас, смело можно назвать крайне ценным и полезным для моего развития. Меня вдохновляет возможность быть частью профессионального сообщества, заниматься как научными дисциплинами, так и практикоориентированными. И пусть иногда процесс обучения дается с трудом, эти усилия явно взращивают во мне специалиста, практика и немного научного деятеля.

Гурбанова Мария

Магистрантка 1 года

Примерно год назад я приняла решение, что пойду учиться в магистратуру. И тут начался поиск учебного заведения. Читала отзывы, смотрела разные видео на просторах интернета и вот я оказалась на сайте нашей программы) Долго думать не пришлось, я сразу поняла, что хочу учиться именно здесь. Меня сразу же заинтересовало то, что ожидалось много практики. Вдобавок к этому я очень хотела написать научную работу, на тот момент уже существовала интересующая меня тема. Я понимала, что Вышка даст мне такую возможность, предполагала, что сильный преподавательский состав наделит знаниями в этой области. И как же я была права) 

Первые два месяца мы вливались в учебный процесс, прошли несколько невероятно интересных курсов. Наш первый курс «Основы психологического консультирования» уже предполагал практику. Те, кто еще ни разу не пробовал себя в роли психотерапевта, получили такую возможность, тренируясь друг с другом. 

Далее мы плавно перешли к практике в больницах. Прошли практику в Центре психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой, в психиатрической больнице имени Н.А. Алексеева, где наблюдали за работой семейных психологов, клинических психологов и психиатров. А совсем недавно закончилась самая мощная практика, которая проходила в Детской Морозовской больнице, где мы уже сами консультировали пациентов. Этот невероятный опыт невозможно забыть. Даже те кто никогда не работал с клиентами, смогли побороть свой страх и начать реальную работу в больнице. 

Теперь вернусь к теме научного исследования. Потому что это действительно важно и это необходимо осознавать. Большое внимание мы уделяем нашим магистерским диссертациям уже на первом курсе. Каждую неделю проходят научно исследовательские семинары, на которых мы осуществляем подготовку магистерской диссертации, обсуждаем проделанную нами работу с преподавателями. Этот опыт является невероятно интересным и важным, но и конечно же не простым. Уже имея степень магистра в другой области, могу сказать, что такой подготовки к ВКР я еще не встречала. Любой преподаватель программы готов ответить на вопросы, помочь, что-то посоветовать - для меня это максимально ценно. 

Когда я была на этапе поступления, меня предупреждали, что будет высокая нагрузка. Это оказалось фактом) Особенно трудным оказался третий модуль, возможно трудности еще только впереди, я не знаю, но могу сказать одно - преодолев эти трудности ощущаешь такое невероятное наслаждение и довольство собой, понимаешь, что всё это не зря. 

И как-то даже не верится, что не за горами конец первого курса. Хочется сказать спасибо всем преподавателям, которые дают нам возможность стать системными семейными психотерапевтами.

Олег Трошинкин

магистрант 1 года

Психология меня всегда интересовала - такое увлекательное хобби.  Но, честно говоря, я не думал, что буду получать ещё одну профессию в своем возрасте, хотя в нашей стране нужно быть готовым ко всему и не удивляться)

Когда вдруг неожиданно появилось много свободного времени, я подумал, что это замечательный шанс сделать из своего хобби еще одну профессию.

Окончив свое время биофак МГУ, я поначалу думал иди туда же и на психфак. Но, поучившись там на подготовительных курсах, был сильно разочарован - преподавание, казалось застряло там в 80-х годах прошлого века, когда я еще сам учился в университете: ни программа, ни преподаватели, ни сами занятия. Классические академические знания - ничего не поменялось, но это было уже не для меня... На это фоне Вышка выглядела как глоток свежего воздуха. Здесь на подготовительных курсах ССП я  был в восторге от самих преподавателей, стиля подачи, содержания материала. Это было современно, интересно, насыщенно. Я понял, что хочу учиться именно здесь. К счастью, меня зачислили, хотя конкурс в это год был очень высокий. Некоторые  из моих одногруппников смогли  поступить только со второго раза.

 

Сейчас, проучившись уже 7 месяцев, я еще больше уверился в правильности своего выбора.

Мне интересно тут практически все - все предметы. Курсы  действительно были очень  хорошо структурированными, насыщенными информацией, практикориентированными. При том что сами преподаватели  хороши как профессионалы и при этом интересные и приятные в общении люди. Надо отдать должное Вышке, что преподавательский состав они подобрали замечательный.

На ССП мы действительно изучаем системный подход. Это классно. Ты получаешь системный взгляд на вещи, который позволяет тебе видеть картину объёмно, со всех сторон, со всеми взаимными внутренними и внешними связями. И при этом тебе дают и множество различных техник для работы. Наверное, эта широта, и эта системность - основные плюсы программы.И, конечно, еще практика. Очень много и с самого начала обучения. Мы практикуемся тут непрерывно - друг другом, с преподавателями, с пациентами в клиниках. Смотрим вживую сессии, тут же обсуждаем их, даем свою рефлексию, супервизируемся сами после работы в клиниках с пациентамии их родными. Очень много  очень интересной информации, которая требует ОЧЕНЬ МНОГО ТВОЕГО ВРЕМЕНИ. 

Время - это то, что надо иметь очень много в запасе, когда ты выбираешь учиться в магистратуре ССП! И быть готовым к очень интенсивным занятиям. Я думал, что после МГУ, учеба здесь будет легкой прогулкой. Как же глубоко я заблуждался)  Но мне нравится эта сложность, эта интенсивность, и , кажется, у меня что-то получается!

Так что со своей стороны я рекомендую учебу здесь  на все 100%.

Это - рай для перфекционистов)

 

Алла Хайдукова

Выпускница 2021г.

Если сейчас вы читаете этот текст, то, очевидно, озадачены выбором самого лучшего варианта высшего психологического образования.
Итак, какие основные плюсы Вышки? Авторитетный диплом, скажете вы, и... ошибётесь. Потому что диплом ВШЭ бесспорный, но не единственный сильный аргумент, на мой взгляд. Получить достойную «корочку» вы можете не только здесь, а вот выйти через два года учёбы «в жизнь» сформированным и абсолютно готовым к реальной работе психологом-ПРАКТИКОМ, это вещь посерьёзнее.
Представьте, как если бы вы пришли на обучение в школу фигурного катания. Вам, скорее всего, не будут читать бесчисленные лекции о свойствах льда и пируэтах, а предложат надеть коньки, выйти на лёд и много трудиться. Станете ли вы выдающимся фигуристом - зависит от ваших усилий и таланта, но вы твёрдо знаете, что уверенно стоять на коньках вас тут научат.
Так и на магистерской программе ССТ. Участие в семинарах, наблюдение за работой педагогов с клиентами и семьями, посещение профильных и медицинских заведений сначала в роли наблюдателя, а затем - действующего психолога, обязательные супервизии, на которых вы показываете, чему научились, и получаете обратную связь от действующих практиков самого высокого уровня - всё это просто не оставляет у вас шансов не научиться работать. 
Отличие от примера с ледовой школой в том, что лекции (в большинстве своём нужные и увлекательные) всё-таки будут, как и написание магистерской работы. Но это уже неотъемлемая составляющая любого академического образования. 
Что ещё? Наверняка вы уже ознакомились со списком педагогов, и нет никакой необходимости говорить о том, что учиться у корифеев - это круто! Но важно и то, что преподавательский состав направления ССТ - большие энтузиасты, активно развивающие направление системной семейной психотерапии в России и неравнодушные к тому, каких специалистов готовят. Магистерская группа небольшая, и каждому студенту уделяется внимание. 
Вообще я была приятно удивлена, если не сказать, поражена, очень доброжелательным, «человечным» и абсолютно не формальным отношением преподавателей к нам, магистрантам. «Коллеги» - это не просто обращение педагогов к студентам с первого дня обучения. Могу сказать, что действительно ощущаю бережную и уважительную поддержку. Нет никаких сложностей в том, чтобы обратиться к педагогу с вопросом или просьбой, вам всегда помогут. 
Скажу честно - учиться трудно. Просто будьте к этому готовы и взвесьте свои возможности. Очень плотный график занятий первого года, которые, поверьте, вам вряд ли захочется пропускать (потому что интересно и потому что невосполнимо), очень приличный объём «домашней» работы, глубокие темы, которые могут затронуть ваши уязвимые места... На какой-то период времени учёба и всё, что с ней связано, становится главным приоритетом.
НО я не перестаю восхищаться тем, как много системный подход даёт в каждодневной, даже не профессиональной жизни. Как структурирует имеющиеся знания и представления. Как многое проясняет в собственной семейной истории. Как будто вы смотрели кино в обычном формате, а потом пришли в IMAX 3D на авторскую версию без купюр в сопровождении лекции Антона Долина :) 
Считаю обучение на магистерской программе ССТ серьёзнейшим вкладом в себя - и с профессиональной, и с обывательской точки зрения.
Могу сказать как инсайдер, что, обучаясь, не только не разочаровалась в своём выборе, но всё больше убеждаюсь в том, насколько верным он был. 
Приходите! Легко не будет, но интересно - безусловно!
 

Алина Рабинович

Выпускница 2021г.

На программу «Системная семейная психотерапия» я пришла за новой профессией, с желанием обучиться ремеслу психологического консультирования и психотерапии. Учиться снова и заново, спустя 10 лет после выпуска с филологического факультета МГУ, было непростым, но осознанным решением. И я долго искала ту программу, которая отвечала бы моему желанию стать профессионалом и пониманию смысла психотерапии. Когда я узнала о программе «Системная семейная психотерапия» в Высшей школе экономики, пообщалась с ее выпускниками, побывала на нескольких днях открытых дверей, то довольно быстро поняла, что это направление психологии и сама программа – то, что я ищу. И я ни разу не пожалела о своем выборе.
Учиться трудно и легко одновременно. Трудно потому, что приходится осваивать много теории, которую довольно быстро нужно переложить на практику и сразу появляется много практической работы, которая требует сосредоточенности и осознанности. Легко то, что учиться очень интересно и чем дальше, тем больше я убеждаюсь, что программа дает все инструменты для начала работы психологом-практиком. Также большим плюсом программы для меня стала возможность осуществить собственное научное исследование уже на первом курсе. Иногда кажется – это отвлекает от освоения практических навыков, но в процессе работы понимаешь, что опыт научного исследования, умение спроектировать его, выдвинуть гипотезу, подобрать методы, работа с участниками исследования – все это очень важная часть освоения профессии. И самое главное для меня, что происходит в процесс обучения на программе – это смена образа мышления, освоение новой оптики и системности восприятия человеческих отношений и проблем, с которыми люди приходят к психологу.

Людмила Жукова

Выпускница 2020г.

Оглядываясь на полтора года учебы в Вышке и предвкушая оставшиеся полгода, я подумала: А решилась бы я ввязываться в авантюру под названием «Магистратура ССТ», обремененная нынешними знаниями о том сколько это потребует сил и времени? – Да ни за что на свете… я бы не упустила такую возможность )
Для меня решение пойти учиться было довольно радикальным – я уже лет двадцать (даже больше, но к черту подробности) преподаю в РГГУ, несколько лет в Вышке и вновь оказаться в роли студентки было одновременно соблазнительно и страшно. К тому же то, чему я училась раньше и чему учу студентов связано с другой сферой – историей религии, и, соответственно, у меня, как, впрочем, и у многих моих нынешних однокурсников нет базового психологического образования. Кстати, многообразие бэкграундов позволяет нам расширять горизонты – психотерапевту приходится быть любознательным, и когда твое любопытство между делом – на переменке или в неумолкающем групповом чатике – может удовлетворить антрополог, востоковед, журналист, религиовед, священник (sic!), не говоря уже о практикующих психотерапевтах – это, простите за клише, бесценно. Кроме того, очень важно ощущать свою принадлежность к профессиональному сообществу – и группа это ощущение не только дружеской, но и профессиональной поддержки дает. Вообще говорить о группе вне жанра панегирика для меня непосильная задача – «прекрасен наш союз»! А теперь несколько слов о «дружных музах» под сенью которых он «срастался». 
Рассказывая знакомым и незнакомым о магистерской программе периодически чувствуешь себя Хлестаковым в подпитии, поскольку и ты, как выясняется, «с Пушкиным на дружеской ноге» - программу создали и реализуют известные специалисты, пионеры системного подхода в России. И, что очень важно, помимо занятий, предусмотренных расписанием, эти «звезды» доступны и во внеучебное время, открыты для консультаций и супервизий. Мне как преподавателю всегда хотелось, чтобы помимо качественного учебного процесса студенты пребывали в дружелюбной атмосфере, и я, оказавшись по ту сторону «кафедры», очень рада, что преподаватели программы, очевидно, разделяют это мнение.
Должна сказать, что я завидую, вам – читателям этого отзыва, которые решатся пуститься во все тяжкие в двухгодичное приключение-обучение, потому что вот уже полтора года испытываю интеллектуальное и эмоциональное наслаждение, но порой и нечеловеческую усталость. И тем не менее, сейчас мне трудно представить себя вне этого потока – обучения, общения, практики.  Вливайтесь! )

 

Мария Триерс

Когда я решила, что хочу получить образование в сфере психологии, я обратилась за рекомендациями к знающим людям и профессионалам в своей деятельности. Первое, что меня спросили: «Зачем ты хочешь учиться психологии?». Я чётко знала, чего хочу, поэтому ответила, не задумываясь: «Чтобы открыть свою частную психологическую практику и консультировать». «Тогда тебе точно в Вышку» – ответили мне.
Выбирая программу для обучения психологии в магистратуре уже в НИУ ВШЭ, я отметила для себя, что в отличие от других программ, на магистерской программе «Системная семейная психотерапия» - много практики, и она начинается почти сразу, уже на первом году обучения. На мой взгляд, это особое преимущество программы для начинающего специалиста.
Магистратура по системной семейной психотерапии – лучшее, что случилось со мной за предыдущие 10 лет в плане образования, потому что это уникальная возможность учиться у лучших специалистов в области системной семейной терапии в России, при этом все преподаватели программы – практикующие терапевты.

 

Ксения Леонова

Выпускница 2018г.

В программу я пришла из практики. Я работала психологом в наркологической реабилитации и отчетливо поняла, как важно системное видение и умение работать с семьей.
Магистерская программа "Системная семейная психотерапия" по-своему уникальна. С одной стороны, благодаря обширной клинической практике и супервизиям, она позволяет освоить практические навыки, с другой - получить степень магистра психологии. В отличие от других магистерских программ, теория тут органично вплетена в практику, поэтому лекции не выглядят бесполезными и занудными.
Очень важной для меня стала возможность изучать различные терапевтические направления в рамках системного подхода и выбирать наиболее близкие по духу, продолжить знакомство с нарративной практикой, освоить ориентированную на решение краткосрочную терапию. Полезно наблюдать за работой разных терапевтов, изнутри узнавать скрытую от посторонних глаз кухню, вырабатывать собственный стиль.
Достаточно высокую стоимость программы я считаю вполне обоснованной. Если отдельно заканчивать магистратуру и качественную программу повышения квалификации по какому-либо направлению психотерапии, материальные (и тем более временные затраты) будут значительно выше.
Хотя я в большей степени вдохновилась практической составляющей обучения, научно-исследовательские семинары, благодаря широким возможностям для исследований, уважению и поддержке исследовательского интереса магистрантов, также стали для меня ценным опытом.


 

Алина Шур

Выпускница 2017г.

Выбирая программу для обучения в магистратуре, я, в первую очередь, искала место, где не просто получу серьезную теоретическую подготовку, но и где меня научат применять эти знания на практике. И я не ошиблась с выбором. Магистратура по системной семейной психотерапии – это возможность учиться у лучших преподавателей, наблюдать за их работой в течение первого года обучения, принимать участие в обсуждении каждой сессии с клиентами, подробно разбирать использованные приемы и перспективы развития терапии. Это глубокие теоретические знания, которые студенты тут же могут применить на базах для практики. Это свобода выбора интересной темы для собственного исследования, возможность участвовать в конференциях, публиковаться. Обучение на этой программе подразумевает, что ты становишься практикующим специалистом, который умеет в разных подходах работать и с большой семьей, и с парами, и индивидуально. Обучение требует полной отдачи и включенности, на втором году обучения уже сами студенты приводят клиентов и ведут работу под контролем преподавателя-супервизора, который помогает разобраться в сложном для начинающего специалиста случае, избежать многих ошибок и быть более эффективными терапевтами.