Вопросы идентификации физических лиц и новые технологии стали очередной темой "Открытой дискуссии"
Ассоциация российских банков и Банковский институт ВШЭ провели Открытую онлайн-дискуссию "Новые технологии и идентификация физических лиц"
Участниками мероприятия стали директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи РФ Владимир Авербах, директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков, финансовый аналитик и инвестор в FinTech Александр Синельников, исполнительный вице-президент АРБ Эльман Мехтиев, директор по развитию бизнеса ООО «Центр Речевых Технологий» Алексей Закревский, генеральный директор VisionLabs Александр Ханин. Провел Открытую дискуссию Президент АРБ, член-корр. РАН, д.ю.н., профессор Гарегин Тосунян.
Г. Тосунян подчеркнул, что развитие цифровой экономики нельзя представить без развития механизмов идентификации участников этой экономики. Содержать отделения и кассы банков становится все дороже, а без удалённой идентификации невозможно сокращение таких расходов банков, добавил он.
Удаленная идентификация должна давать уверенность в том, что стороны сделки - именно те, за кого себя выдают, отметил глава АРБ. При этом должно обеспечиваться не только исполнение сделки, но и возможность юридически значимых последствий при неисполнении обязательств, добавил он.
Глава АРБ отметил, что в последнее время Банк России, Росфинмониторинг и Минкомсвязь сделали очень много для того, чтобы сдвинуть тему удаленной идентификации с мертвой точки. «И мы надеемся, что в течение 2017 года мы сможем увидеть первые результаты на этом пути», - сказал он.
По словам В. Авербаха, тема удаленной идентификации очень актуальна, потому что такая идентификация даст возможность полностью уйти в «цифровой мир» и цифровые транзакции. То, что государство сделало в плане предоставления электронных государственных услуг, можно распространить и на иные сферы взаимодействия, считает он.
Глава департамента Минкомсвязи отметил, что на портале госуслуг сейчас зарегистрированы 35 млн. человек, и в следующий год их количество «перевалит за 50 млн». В. Авербах отметил, что эта база в рамках удаленной идентификации может стать основополагающей для проведения и негосударственных операций, в том числе финансовых транзакций. Он привел пример ведущегося сейчас обсуждения с операторами сотовой связи возможности продажи сим-карт «по логину и паролю от госуслуг».
«Мы предлагаем ту технологию, которая есть, брать за основу, дополнять ее биометрической идентификацией», - сказал В. Авербах. Первый этап такой биометрии – фотографии, которые можно было бы сравнивать с теми фотографиями, которые были сделаны при открытии учетной записи или есть в государственной базе данных. Дополнительно рассматриваются другие возможности, такие, как идентификация по голосу, отпечаткам пальцев и т.д., добавил он.
В. Авербах отметил, что сложным является вопрос, кто должен нести ответственность за правильную идентификацию – тот ли орган или банк, который провел ее в первый раз, или банк тот, кто повторно идентифицировал клиента и открыл счет. «Здесь должно быть мнение Центрального Банка, Росфинмониторинга», - подчеркнул он.
Экономический рост невозможен без нормализации деятельности финансовой системы, считает В. Солодков. «Нам надо думать над тем, чтобы банки могли реально выполнять функцию финансового посредника. И дистанционная идентификация - одна из мер, которая позволит это сделать», - подчеркнул он.
В частности, полезной была бы возможность клиенту, пройдя идентификацию в одном банке, получить доступ к проведению онлайн-операций с рядом других банков. Например, чтобы клиенты могли дистанционно размещать свои средства в разных банках, физически не приходя в них. «Сейчас, когда депозитные ставки падают, у многих возникает вопрос: зачем куда-то передвигаться с большими деньгами, ведь это небезопасно, не проще ли положить эти деньги под подушку. В таком случае дистанционная идентификация — одна из мер, которая позволит этого избежать», - сказал он.
«На наш взгляд, актуальность удаленной идентификации трудно переоценить», - считает А. Закревский. В применении к финансовой индустрии это означает, что клиент может получить услуги, не приходя в офис и не общаясь с курьером. «Повышается удобство, убираются географические барьеры, возможности пользоваться услугами появляются у жителей удаленных регионов и у людей с ограниченными физическими возможностями», - добавил он.
Идентификация с помощью паролей не всегда удобна, к тому же пароли можно передать, считает эксперт. «И здесь биометрия является очень важной возможностью избежать этих неудобств. С одной стороны, биометрия всегда с тобой, с другой – ее невозможно передать», - сказал А. Закревский.
По его словам, сейчас рассматривается два основных способа биометрической аутентификации – по лицу и голосу. В том числе потому, что практически все средства коммуникации оснащены камерами и микрофонами. При этом аутентификация по голосу дает возможность работать с динамическими запросами. «Важно, чтобы была проверка от суррогата. Например, при аутентификации по голосу задают вопрос, который клиент не может заранее знать», - сказал А. Закревский.
А. Ханин отметил, что его компания специализируется на технологии биометрии по изображению лица, поскольку степень проникновения данной технологии очень высока. При этом важным вопросом является возможность компрометации, и абсолютно надежного способа защиты пока не существует.
Стандартизировать алгоритм такой идентификации не представляется возможным, считает он. «Сфера настолько динамично развивается, что революция происходит каждые полгода-год», - отметил А. Закревский. В то же время, по его словам, можно стандартизировать требования к исходным данным, к «эталонам», и привести в порядок саму структуру принятия решений по вопросам биометрической идентификации, будет ли система централизована, и кто будет нести ответственность при ошибках в идентификации.
По мнению А. Синельникова, удаленная идентификация чрезвычайно важна, и рынок требует не только возможности проведения удаленных операций, но и принципов совершения их в реальном времени и бесплатно. «На сегодняшний день потребители финансовых услуг требуют от рынка соблюдение именно этих трех принципов», - сказал он.
«Удаленные услуги - это не просто набор технических возможностей, приемов. Это - слом банковской модели. Технология удаленной идентификации снесет нашу классическую банковскую модель, и банки, давно находясь в комиссионно-маржинальной модели, должны переходить в другую модель, модель market place», - считает он.
Э. Мехтиев отметил, что технологии удаленной идентификации могут получить свое распространение не только в финансовой отрасли, но и в ряде других областей, в том числе в медицине.
Он также отметил, что важным для рынка является вопрос, кто несет ответственность за идентификацию, в том числе в рамках закона 115-ФЗ о противодействии отмыванию преступных доходов. «Это самый большой вопрос, который несколько лет не позволял банковскому сообществу и регулятору договориться. Я бы не сказал, что мы со всеми договорились, но мне кажется, что в начале текущего года произошел перелом», - сказал Э. Мехтиев.
При этом участники открытой дискуссии пришли к общему мнению, что новые технологии не приведут в обозримой перспективе ни к отказу от традиционных банковских карт, ни к исчезновению традиционных банковских отделений.