Портрет первокурсницы магистратуры МИЭФ Вероники Ливинцевой в учебном и научном интерьере
Знакомьтесь: Вероника Ливинцева, первокурсница магистратуры МИЭФ, стажер-исследователь Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ). В этом году Вероника окончила бакалавриат НИУ ВШЭ «Мировая экономика» с красным дипломом и стала медалистом студенческой олимпиады Высшая лига по направлению «Мировая экономика». В рейтинге выпускников бакалавриата 2023/2024 г. она заняла первое место из 123 человек. Вероника рассказывает, как экономика вдохновляет ее на творчество, как успевать учиться на отлично и работать, и какое значение имеет в жизни студента участие в проектах и конференциях.
- Вероника, назовите причины, по которым вы решили учиться в МИЭФ. Что привлекательного и перспективного вы видите в обучении в МИЭФ?
Первая причина. Освоить и разобраться в том, как оценивать стоимость компаний и эффективность их деятельности, грамотно управлять их финансами и адаптировать финансовую деятельность к подсанкционным условиям.
Навыки бакалавриата позволяют мне достаточно легко анализировать любой макроэкономический процесс. У меня для этого в голове уже сформирована определенная структура и я могу формулировать так называемое экспертное мнение. Знания магистратуры помогут мне соединить эти навыки вместе, так сказать, «приземлить». Без этого я не вижу будущую работу в стратегическом консалтинге, которая меня привлекает.
Вторая причина более академическая. В бакалавриате очень много внимания уделялось поиску взаимосвязей и качественному пониманию процессов. МИЭФ к этому качественному пониманию процессов, с моей точки зрения, может добавить еще и фундаментальные количественные исследования, которые будут на более глубоком уровне подтверждать эти экспертные заключения.
Третья причина. Магистратура полностью на английском – определенный вызов и новые возможности попробовать свои силы и проявить себя. У нас в группе студенты из Перу, Вьетнама, из стран Африки, ближнего зарубежья. Мы учимся и общаемся целый день на английском.
Четвертая причина – наработанные связи МИЭФ с зарубежными университетами и большие возможности для академической мобильности.
- Давайте чуть поподробнее раскроем вторую причину. Какие именно предметы МИЭФ вас интересуют?
При поступлении я ориентировалась на эти предметы: «Оценка компаний в сделках слияний и поглощений», «Финансовая экономика: ценообразование активов», «Производные финансовые инструменты», «Долговые финансовые инструменты», «Инвестиционный анализ». Все, что касается финансовой экономики. Корпоративные финансы, микроструктура финансового рынка, asset pricing. Деривативы. Риск менеджмент, в целом, тоже интересен.
- Поделитесь первыми ощущениями от учебы. Каково это, быть первокурсником магистратуры МИЭФ?
МИЭФ нас встретил интенсивом по фундаментальным математическим дисциплинам: это матанализ, линейная алгебра и теория вероятности и статистика.
Очень интенсивный темп, в неделю может быть по 14-16 пар исключительно по математике. Надо за три недели вспомнить эти три курса, на которые в бакалавриате тратилось огромное количество часов и сил. Нужно освежить в памяти все и даже больше того, что мы проходили, всего за три недели. Очень большой вызов на самом деле. Мне интересно его принять и посмотреть на результат контрольной в конце сентября.
МИЭФ с самого первого дня ярко демонстрирует всем студентам, которые только поступили, куда они поступили, что их ждет в будущем, и на каком уровне будет необходима работа для того, чтобы полноценно обучаться на этой программе.
Атмосфера общего дела, большого количества дедлайнов и необходимости быстро воспринимать огромные пласты информации достаточно быстро объединяет. Поэтому у нас уже сформировалась группа людей, с которой мы вместе разбираем какие-то задачи, пытаемся вникнуть в их суть. Все друг другу помогают, объясняют, как работает та или иная теорема, например.
Все преподаватели МИЭФ умеют очень грамотно доносить сложные, комплексные материалы до аудитории. У нас сейчас на потоке очень разносторонние студенты: экономисты, математики, IT специалисты и др. И разбираться, например, в микроэкономике с нуля, или эконометрике продвинутой, достаточно сложно, особенно без соответствующего бэкграунда. А преподаватели делают все, для того, чтобы на пальцах объяснить самые сложные теории. Александр Игоревич Засорин ведет математику для экономистов и готов объяснять и повторять все с огромным энтузиазмом и желанием помочь. Анна Вячеславовна Юрко преподает микроэкономику, у нее такое же отношение к студентам. Михайлов Дмитрий Андреевич ведет семинары по микроэкономике, тоже мне очень нравится. Преподаватели прилагают все усилия, чтобы студенты усвоили материал. Это придает энтузиазма в учебе!
- Вероника, вы отважно встречаете вызов МИЭФ и готовитесь к сложной контрольной по математике, а еще участвуете в экономическом форуме… Расскажите об этом, пожалуйста.
Первую неделю сентября я провела в качестве эксперта на Дальневосточном экономическом форуме на острове Русский. Это была командировка от Центра комплексных европейских и международных исследований. В мои задачи входило посещать экспертные дискуссии и потом конвертировать доклады и обсуждения в аналитическую записку. Я выбрала тему использования Специальных административных районов (САР) для адаптации российской экономики к антироссийским санкциям и репатриации российского капитала. Сессии, на которых я присутствовала, назывались «САР: капитал выбирает Родину» и «Логистическая связанность России и влияние состояния транспортных коридоров на экономическое развитие».
Интерес к первой сессии вызван моей специализацией на евразийской интеграции и разработке мер адаптации российской экономики к западным санкциям. Проблема же логистической связанности России сейчас часто рассматривается в контексте поворота на Восток, что привлекает меня еще и как китаиста со знанием китайского языка.
- Дальневосточный форум – не единственное мероприятие, в котором вы успели принять участие в этом сентябре. Расскажите о VII международном форуме ЕАЭС НИУ ВШЭ, организованном с 16 по 18 сентября 2024 года в Москве.
Это форум для молодых ученых, которые исследуют проблематику евразийской интеграции. На нем мы в командах по 10 человек интенсивно работали над созданием проекта Единого торгово-биржевого агрегатора ЕАЭС, который можно будет имплементировать в жизнь для целей евразийской интеграции. В рамках нашей идеи мы хотели бы предложить создание высокотехнологичной платформы, на которой будут размещаться сельскохозяйственные товары из стран ЕАЭС для реализации экспортного потенциала стран-участниц Союза. При этом для проведения платежей и обеспечения расчетов также планируется создать Единый Клиринговый центр ЕАЭС.
- Вероника, поделитесь секретом, как вам, студентке, удается принимать участие – и не в качестве зрителя - в таких крупных экономических событиях страны. Что для этого надо делать?
Два компонента. Надо проявлять инициативу, чтобы вовремя знать о таких интересных профильных мероприятиях. И обязательно следует принимать активное участие в разных проектах. Это опыт и нетворкинг. За время бакалавриата я набрала 60 кредитов за участие в разнонаправленных проектах. Я анализировала рынок свинины в Кот’Д ‘Ивуар, изучала возможности выхода люксового бренда на страны Закавказья, составляла цифровой паспорт Зимбабве.
Меня особо интересуют специальные административные районы – поэтому я ездила в экспедицию в Калининград, где это актуально, изучала, как Калининградская область приспособилась к экономическим санкциям. Была в особой экономической зоне Алабуга недалеко от Казани. Я изучаю китайский язык – и была на летней школе БРИКС в Шанхае. Мне интересен регион Центральной Азии – я подала документы и была принята на школу по Центральной Азии в Астане.
После одного из проектов меня пригласили стажером-исследователем в ЦКЕМИ. Не надо обольщаться, что проектная работа сразу принесет какие-то осязаемые плоды. На работу меня пригласили, кажется, после десятого проекта. Но девять других помогли более четко обозначить свои исследовательские интересы и научили меня многим полезным навыкам.
Проекты я ищу в различных источниках. Постоянно слежу за новостной рассылкой Вышки и рядом каналов, которые посвящены академической мобильности.
Поделюсь своими источниками, которые могут пригодиться:
- Ежемесячный мониторинг мировой экономики «GlobBaro HSE: Барометр мировой экономики»
- Центр Академической Мобильности
- StudyQA
- Открываем Россию заново
- А с точки зрения тайм-менеджмента как вы все успеваете?
Смена деятельности делает мою жизнь более интересной. Математика — это все-таки для меня пока что еще экстремальное погружение в холодную воду, как перевернуться на байдарках. А работа — это уже что-то гораздо более понятное и приятное. В ЦКЕМИ я работаю 20 часов в неделю.
На выходные мы часто куда-то выбираемся с друзьями по Золотому кольцу. Люблю очень театры, особенно мюзиклы. Но главное, остается время на семью и друзей. Моя семья – это то, что меня вдохновляет. Мои папа и дедушка, которым не раз приходилось экстренно адаптироваться к новым жизненным реалиям, - очень целеустремленные люди, проделавшие большой путь. И хотя мы с ними существуем в разных профессиональных областях, но отношению к жизни, работе и к трудностям я научилась у них.
Я не спортсмен-атлет, но иногда участвую в благотворительных забегах. Два раза пробежала по пять километров, думаю про десять. А вот полумарафон, боюсь, не осилю.
И еще занимаюсь живописью – мне нравится писать картины маслом. Хотя на это времени, признаюсь, остается маловато. Но буду стараться!
- К чему надо быть готовым, став студентом МИЭФ?
Абсолютно точно надо быть готовым к тому, что нужно действительно много работать. Я бы посоветовала еще не пытаться идти какими-то проторенными дорогами, а прислушиваться к тому, что интересно конкретно вам. И, уже исходя из этого, выбирать людей, с которыми вы будете вместе дальше – дружить и работать.
А самое главное, наверное, это пробовать свои силы в разных проектах в различных областях. Вышка и МИЭФ – это страна возможностей!