Амбассадоры МИЭФ
Можно ли подготовиться к поступлению за год, если ты не учился на экономфаке? Можно ли совмещать магистратуру с работой? Какие курсы по выбору стоит взять именно тебе? Студенты-амбассадоры с радостью ответят на все ваши вопросы, каково это — учиться в магистратуре МИЭФ. Их собственные истории — лучшее подтверждение тому, что развиваться в сфере финансов могут люди с совершенно разным образованием, если они хотят освоить перспективную профессию и не боятся серьезной учебы.
Предыдущее образование: бакалавриат МГИМО
Читать далее
Про МГИМО
В МГИМО мне математические дисциплины очень легко мне давались: эконометрика 100 из 100, по статистике и теории игр тоже было «отлично». Мне даже было обидно, что этих дисциплин так мало в учебном плане.
Я понимала, что после бакалавриата у меня уже есть прекрасное знание языка и soft skills, но глубоких математических навыков мне не хватало. Да и мне самой хотелось найти такую программу, которая не просто давала базу и теорию, а развивала бы мозги. Конечно, я предполагала, что поиск будет тяжелым, но главное, чтобы в итоге мои усилия оправдались!
Уже когда я училась в МИЭФ, то поняла, что мой бэкграунд в эконометрике и статистике, даже с учетом моего красного диплома МГИМО, очень слабоват. Пока все ребята-однокурсники схватывали информацию на лету, мне надо было посидеть, подумать. Приходилось работать в два раза больше, чтобы осилить программу.
Про то, как я попала в МИЭФ
Про МИЭФ мне рассказала одногруппница из МГИМО, о программе «Финансовая экономика» я тоже слышала, как об очень сильной. Бакалавриат МИЭФ я даже не рассматривала, так как там не было бюджетных мест, но в магистратуру подалась. Никаких олимпиад или сертификатов у меня не было, поэтому я поступала по общему конкурсу портфолио.
Если сдать внутренний экзамен по английскому с базой МГИМО было проще простого, то собеседования с вопросами по математике я как-то побаивалась
Это одногруппница меня убедила, что я справлюсь. Так что решено было обязательно попробовать и податься на программу.
Честно признаться, я случайно пропустила письмо с назначенной датой собеседования и не пришла на него. Очень переживала, что потеряла шанс, звонила в приемную комиссию, но сотрудники в Вышке очень поддерживали и помогали на каждом этапе, так что дату мне любезно перенесли и пожелали удачи в поступлении – это, видимо, помогло! Несмотря на то, что у меня тряслись руки, на собеседовании все прошло на «ура».
Про сложности в учебе
Сложнее всего было морально. Все мои друзья из МГИМО выходили на учебу с середины сентября, а нам уже две недели как задавали огромнейшие квизы, в октябре ждала сессия, постоянно случались дедлайны и расписание было полным-полно. Помимо этого, мне было сложно сразу перестроиться на новую систему. Казалось, что я не умею учиться. Подход к обучению сильно отличается, и преподаватели все незнакомые, волнуешься, какое первое впечатление ты создашь.
Я постоянно шутила, что меня точно скоро отчислят, но мне очень помогли ребята на курсе
Они всегда подсказывали и советовали, к кому подойти или что почитать, конспектами делились. Одногруппники в МИЭФ – это какое-то уникальное сообщество целеустремленных и разносторонних личностей. Рада, что мы так сдружились за время учебы.
Поначалу для меня было невозможно совмещать учебу с работой. Первые полгода я пыталась наверстать то, что многие выучили еще в бакалавриате. Для меня в приоритете было уделить все время учебе и хорошо сдать экзамены – или как минимум без пересдач.
В третьем модуле я уже адаптировалась, взяла несколько задач на удаленку и стала совмещать с подработкой. Не могу сказать, что университетские знания тесно коррелируют задачами по работе, но ведь вряд ли кто-то ходит в тренажерный зал за тем, чтобы потом в жизни поднимать штангу в 50кг. Думаю, что со знаниями так же. Они никогда не бывают лишними. Ты ведь учишься не сколько решать задачки, сколько мыслить нестандартно, искать нужную информацию, и даже когда ничего непонятно, докапываться до сути. Это все формирует другой образ мышления, приучает быть внимательным.
Будущим абитуриентам могу сказать: а этой магистратуре открывается столько возможностей, что надо любой шанс хватать и держать. Нужно быть смелее, самому докапываться до истин и искать ответов на вопросы – вам тут обязательно помогут. Даже если вам не ответили или вы все еще не поняли, все равно идти и делать. Всегда бывает сложно, тяжело, но, когда все получается, это того стоит – такие моменты на всю жизнь запоминаешь!
Про исследования
Большинство преподавателей и сама программа обучения ориентированы все-таки на исследовательскую деятельность. Однако это необходимый этап, иначе ты не понимаешь, куда тебе столько моделей или данных. Уже в курсовой или дипломной работе ты вправе выбирать, вполне можно совместить и прикладное, и сугубо академическое. Руководители же прислушиваются к нашим предложениям и инициативе, им хочется, чтобы студент был заинтересован. Так что тут получается удачный баланс.
Мне, конечно, интереснее уже прикладная часть, когда решаешь какие-то кейсы с более практическими задачами, где нужен креативный подход, хотя они иногда куда сложнее твоих исследовательских задач.
Про планы
Мне бы очень хотелось поучиться заграницей, хотя бы немного. У меня второй язык – немецкий, не хочу его забыть, но будет это стажировка или аспирантура, пока не знаю. Сложно стало загадывать в нынешнее время.
В краткосрочной перспективе хочу подтянуть языки программирования, и это можно: в МИЭФ очень сильные преподаватели. Мы вообще очень сдружились с МИЭФ, с преподавателями, с выпускниками, нам и рекомендации предлагали в банках, например, и опытом с нами делились. Такое не во всех вузах встретишь, только там, где лектор – это действующий практик.
Даже на собеседовании меня спрашивали то, что мы разбирали по финансам в университете. Чувствуешь себя в сто раз увереннее, когда в резюме написано «магистратура МИЭФ».
Контакты:
ТГ: @anyutaa
Предыдущее образование: филиал НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Школа экономики и менеджмента, образовательная программа "Экономика"
Читать далее
Видеть возможности
Мне всегда казалось, что экономическое образование содержит в себе три составляющие, которые затем позволят развиваться в любом направлении: это математика, социальные науки и связь с бизнесом.
Я закончил школу в Таджикистане и решил поступать в бакалавриат по экономике в Вышке. У меня не получилось пройти отбор с первого раза. Тогда я поступил в Москве на подготовительный факультет ВШЭ и проучился год вместе с российскими школьниками. После этого успешно прошел конкурс в бакалавриат, и меня направили учиться в Санкт-Петербург.
Во время бакалавриата у меня был майнор (дополнительный профиль) по data science, для меня оказалась близкой сфера на пересечении анализа данных и бизнеса. Я понимал, что получил хорошую базу, но ещё был недостаточно зрелый, чтобы в будущем карьера сложилась, как мне хочется. Для уверенности в том, что у меня есть все необходимые навыки, решил идти в магистратуру.
К моменту поступления в МИЭФ я уже работал в международной компании и предполагал, что по портфолио будет все нормально. Больше всего волновался по поводу собеседования. При подготовке делал фокус на математике и не прогадал, так как на собеседовании меня как раз стали "прогонять" по всем курсам из моей бакалаврской программы, так или иначе связанным с математикой.
Не отвлекаться и приоритезировать
Один из плюсов Вышки в том, что она учит тебя: как бы сложно ни было, доводить решение любой проблемы до логического завершения. Мне кажется, в бакалавриате я освоил эту технику, и в магистратуре был готов к сложностям. Поэтому с самого начала первого курса в МИЭФ стал совмещать учебу с фултайм работой, хотя осознавал, что это потребует неимоверных усилий.
В период первого курса, с октября по март, были времена, когда я работал на пределе. День работал в офисе, по 12-13 часов. После рабочего дня возвращался домой, садился за ноутбук и догонял то, что проходили однокурсники. Еще нужно было делать домашние задания, которые сдавали раз в неделю. Сейчас вспоминаю и удивляюсь, как это я смог пережить!
В первую очередь мне помогали амбиции. Я был нацелен на то, чтобы параллельно с учебой получать практические навыки. Второе, что помогло — умение управлять временем. Я пытался сделать так, чтобы меня ничего не отвлекало. Например, занимался в комнате, где есть только стол и стул, без кровати и мягких диванов, вызывающих соблазн прилечь и отдохнуть. Оставлял телефон в беззвучном режиме в другой комнате, чтобы не отвлекаться на соцсети. Эти, казалось бы, мелочи помогали всё успеть.
Третье — я старался структурировать подготовку к сдаче домашних заданий по дате и сложности. Я понимал, какие у меня сильные стороны, а по каким курсам нужно больше времени на работу. Исходя из сроков сдачи и сложности работы я все приоритезировал и выполнял последовательно.
Наращивать навыки для карьерного трека
Учеба в МИЭФ дает мне две вещи, которые я не мог бы получить ни на какой работе. Во-первых, учеба дает возможность держать руку на пульсе, чтобы понимать, какие навыки будут востребованы в будущем. Мне кажется, у МИЭФ хорошо получается вводить новые курсы и направления, чтобы держаться трендов. Например, курс по машинному обучению — его ввели недавно, и это связано с тем, что в этой сфере будет большой спрос на специалистов, которые понимают бизнес и могут оценить применимость искусственного интеллекта для решения той или иной задачи. Во-вторых, это комьюнити. МИЭФ — такая школа, через которую проходят сильные ребята, которые в будущем становятся успешны.
На первом курсе я познакомился со Степаном, выпускником 2018 года, который сейчас работает в сфере data science. У меня были вопросы по части развития технических навыков, еще было желание после первого курса пройти отбор в McKinsey, где он работал. Я просто написал ему: привет, мне вот это интересно, можешь подсказать, где найти информацию. В итоге мы много общались с ним по поводу отбора, он указывал на мои слабые стороны, проводил пробные интервью. Сейчас мы планируем сделать группу с другими заинтересованными однокурсниками, чтобы готовиться к отбору в консалтинговые компании.
Весь первый курс я работал в Oliver Wyman, консалтинговой компании. Сейчас — в EY (бывшая Ernst & Young). У меня есть понимание того, как развивать свою карьеру и в какую сторону двигаться. Для этого нужно думать уже сейчас, какие навыки развивать, как себя позиционировать.
Я бы дал тем, кто собирается в магистратуру МИЭФ, два совета. Первый — не бояться. Как бы это странно не звучало. Не бояться нагрузок, не бояться, что ничего не понимаешь, что чувствуешь себя самым глупым человеком среди всех своих однокурсников. Я прошел через это в самом начале обучения. 1 сентября мы сдали тест по матану, и я получил 0 баллов из 100. В тот момент я подумал: "Ты тут не выживешь". Но заставил себя через эти мысли пройти.
Второй совет — структурировать подготовку и сдачу работ. Для этого надо иметь в виду то, что у тебя хорошо и плохо получается, и принимать во внимание сам дедлайн. Мне кажется, только так можно справиться с ситуациями, когда в течение недели нужно сдавать друг за другом 3-4 работы.
Контакты:
Telegram: @kshurik
Email: shkhalilbekov@edu.hse.ru
бакалаврская программа двух дипломов (НИУ ВШЭ и Лондонского университета) МИЭФ
Не стоит останавливаться
В бакалавриате я училась на программе двух дипломов, которую МИЭФ реализует совместно с Лондонской школой экономики и политических наук (LSE). Это дало возможность получить международный диплом, обучаясь в российском вузе. Кроме того, мне посчастливилось войти в число студентов МИЭФ, выбранных для прохождения летней школы в Лондоне в рамках партнерской программы.
Двойной диплом дает больше возможностей для образования за рубежом и в поиске работы за границей. Я рассчитывала, что после окончания бакалавриата МИЭФ возьму год на размышления и буду выбирать зарубежную магистратуру. Но к моменту окончания бакалавриата поняла, что лучше не терять год и сразу учиться дальше. Пойти в магистратуру МИЭФ оказалось самым логичным решением.
Теория, математика и самые полезные курсы
Я знаю, что не все студенты быстро привыкают к насыщенному учебному графику, которым славится магистратура МИЭФ. Но по сравнению с тем, что было в бакалавриате, нынешний формат учебы кажется мне довольно спокойным. Например, когда в магистратуре нам поставили экзамены через день, многие студенты заволновались.
В бакалавриате мы сдавали по пять экзаменов за неделю, и два экзамена через день в магистратуре меня никак не испугали
Что по-настоящему удивило, так это большой объем теории и математики на первом курсе. Казалось, что все это пригодится только в случае, если ты идешь дальше на PhD. Но это ощущение компенсировалось прикладными предметами по выбору, которых стало в особенности много на втором курсе.
В этом плане особенно запомнился курс «Оценка компаний в сделках слияний и поглощений» Вячеслава Александровича Иванова. Мне очень понравилось, как были построены задания, которые нам давали: сначала это были индивидуальные задачи по построению моделей, затем командные кейсы, затем — игры, где мы делились на покупателей и продавцов и договоривались о взаимовыгодной сделке. Сам курс был посвящен различным сферам индустрии, специфике их моделирования и оценки. Я считаю, что это был один из самых полезных курсов в моей жизни с точки зрения работы в финансах.
Сейчас я вижу, что в магистратуре максимально сокращается зазор между тем, чему нас учат, и реальными рабочими ситуациями. Если ты действительно поглощал знания, а не просто ждал момента, чтобы повесить диплом в рамку, то, выходя на работу, ты получаешь хороший старт.
Полигон для командной работы
Для разных направлений работы в финансах нужны разные качества. Есть люди, которые могут хорошо выполнять поставленную задачу: изучить данные, разработать и ввести новый процесс. Есть другой тип людей, которые используют подготовленные данные и продают их клиенту, быстро ориентируясь и уверенно чувствуя себя при любом раскладе.
Работа над командными проектами помогает понять свои сильные стороны и учит ценить чужие. Если так повезло, что в команде есть люди с качествами, которых у тебя нет, то получается работать более эффективно.
В магистратуре несколько курсов было построено на работе в команде. Например, мы делали домашнее задание на курсе «Прямые инвестиции и венчурный капитал». Нужно было выбрать компанию, оценить ее и индустрию, построить стратегию и понять, как фонд прямых инвестиций может в нее зайти. Комиссия преподавателей, которая нас оценивала, была «фондом», которому мы должны «продать» наше предложение. У нас была команда из четырех человек, и каждый нашел, чем заниматься. Кто-то оценивал модель и компанию, кто-то исследовал индустрию и тренды, кто-то готовил презентацию и управлял процессом. В то же время мы работали слаженно и буквально за пару совместных обсуждений собрали все кусочки воедино, получив адекватный продукт.
МИЭФ как база для роста
Я сейчас работаю в компании BCS в структурных продуктах. Идейно меня эта работа устраивает. Придумывать стратегии, рассчитывать финансовые модели, исследовать и оценивать рынок — то, что мне интересно и в чем хочется развиваться.
Летом я планирую сдавать экзамен второго уровня CFA (Chartered Financial Analyst) — международного сертификата финансового аналитика. Первый уровень экзамена я смогла сдать без дополнительной подготовки после окончания бакалавриата МИЭФ, на базе тех знаний, которые у меня были. Думаю, что для второго уровня придется глубже готовиться по некоторым темам, но база магистратуры МИЭФ позволяет минимизировать дополнительную подготовку.
Контакты:
Предыдущее образование: ВШЭ, факультет мировой экономики и мировой политики
Как заставить зачетку работать на тебя
В 2015 году я закончил бакалавриат факультета МЭиМП по специализации «Китай» с красным дипломом, что дало мне хорошую базу по экономическим дисциплинам, знание китайского языка и, безусловно, повлияло на мировоззрение. Изучение предметов в рамках мировой экономике дает возможность увидеть, как устроен мир в целом. Затем я решил, что хочу углубить знания в финансовой экономике, поэтому выбрал магистратуру МИЭФ.
Поступать на МИЭФ было не сложно. В моем случае подтвердилась студенческая мудрость: «Сначала ты работаешь на зачетку, а потом зачетка работает на тебя». На момент поступления у меня уже были летние стажировки в сфере аналитики и год работы в консалтинге, красный диплом бакалавра, достижения во внеучебных активностях — победа в КВН, призовые места в «Что? Где? Когда?».
Я сразу решил, что хочу взять максимум от магистратуры как в плане знаний, так и в плане студенческой жизни. Поэтому первый год полностью посвятил себя учебе.
Как найти карьерные перспективы в «чертогах разума»
Есть фраза про второе дыхание — так вот, МИЭФ открывает третье. Я никогда не думал, что можно уложить в свою голову такое количество знаний за столь короткий период времени.
Слышали выражение «чертоги разума» из сериала про Шерлока Холмса с Камбербэтчем? МИЭФ эти чертоги расширяет
Оказывается, что там действительно есть место, куда можно грузить все новые и новые данные.
В магистратуре у меня появилось новое представление о направлениях для развития карьеры. Здесь учатся очень амбициозные ребята, у многих за плечами стажировки и работа в разных сферах — консалтинг, риск-менеджмент, CB, IB. Когда вот так вот собираются интересные люди с совершенно разным опытом, то начинаются бурные кулуарные обсуждения — постоянно хочется попробовать себя в чем-то новом. На эти интересные поиски себя влияют также и регулярные встречи с выпускниками, которые рассказывают о работе и о своем опыте «выживания» на МИЭФе.
В марте 2020 года я принял участие в совместном проекте МИЭФ и BCS Global Markets. Мы проводили исследование, результаты которого были опубликованы в Bloomberg и зачтены в качестве практики. Это была хорошая возможность попробовать себя в качестве ресерч-аналитика в IB.
Во втором семестре второго курса многие устраиваются на работу на полный рабочий день. В МИЭФ на втором году обучения есть два обязательных предмета и пять предметов по выбору. При грамотном выборе можно сделать так, что 4 предмета будет в первом полугодии, а один во втором. Сейчас мне осталось лишь написание диплома, поэтому совмещать работу с учебой получается без особых трудностей.
Как опыт участия в КВН помогает в коммуникации
Времени на КВН, конечно, уже нет. Ведь это клуб веселых, находчивых и беззаботных молодых студентов, которые хотят все попробовать и везде стать Наполеонами. В магистратуре люди уже лучше понимают, куда двигаться, поэтому в их планах на жизнь просто нет места на КВН. Но могу с уверенностью сказать, что тот опыт помогает в жизни. Легче находить подход к людям, в целом чувствуешь себя увереннее в большом обществе людей.
Теперь я работаю в администрации МИЭФ. В круг моих обязанностей входит курирование вебинаров, анализ и оценка поступающих к нам иностранных студентов. Всегда интересно смотреть, кто и почему выбирает МИЭФ, какие истории у людей. Мне кажется, что на основе тех сопроводительных писем, которые ребята присылают, можно придумать огромное количество удивительных сюжетов.
Еще я староста курса. Это не работа, а стиль жизни, дополнительная ответственность, которая приносит благо и студентам с моего потока, и мне, так как я получаю удовольствие от общения с людьми.
К старосте приходят с разным — от эмоциональных выплесков вроде «все плохо, что делать?» до вопросов по учебному процессу, когда студент что-то забыл, не сделал вовремя
Староста может помочь знаниями об административном процессе, обсуждением с администрацией каждого определенного кейса, доведением студента до лиц, которые могут помочь в конкретной ситуации.
Как старосте мне бы хотелось дать такой совет первокурсникам: не гнаться за рейтингом, а стремиться к хорошей дружеской атмосфере. Конечно, большинство студентов настроены на успешную учебу. Но на верхушку рейтинга можно взбираться по-разному. Например, закрыться в одиночку с книжками и учить все самому, или собраться с однокурсниками вместе, подсказывать, спорить, делиться опытом. Ведь в профессиональном мире крайне мало сфер деятельности, где можно и нужно чего-то достигать в одиночку.
Я стараюсь по жизни заниматься «менеджментом людей». Если организовывать вокруг себя людей, которые получают удовольствие от совместного общения, то вместе идти по жизни становится намного проще и легче, а главное — можно продвинуться гораздо дальше!
Контакты:
annosov@edu.hse.ru (e-mail)
vk.com/annosov (vk)
@AlexanderNosoff (telegram)
Предыдущее образование: МГУ, экономический факультет
Читать далее
В школе мне очень нравилась математика, я училась в экономическом классе и еще с детства решила, что хочу поступить в МГУ. Поэтому поступила в бакалавриат именно этого вуза. Затем встал вопрос о продолжении обучения в магистратуре. Мне хотелось получить международный опыт, я решила, что либо поступаю в магистратуру за рубеж, либо ищу здесь международную программу.
Получилось поступить в университет в Германии. Образование было бы бесплатным, но без стипендии и с довольно высокими тратами на жизнь. Не было уверенности, что там легко будет найти работу, чтобы не нагружать финансово родителей.
Я решила все-таки учиться здесь. Больше всего моим запросам соответствовала магистратура МИЭФ. Я смотрела рейтинги, по которым программа "Финансовая экономика" входит в топ-100 магистратур по финансам, слышала о ней много хороших отзывов среди знакомых. К тому же она реализуется на английском языке, то есть не уезжая из России можно было погрузиться в другую языковую среду. Это позволяет не просто учить, а именно использовать язык.
О трудностях и чувстве победы
После МГУ было непросто привыкнуть к 10-балльной системе оценивания, к тому, как устроена система курсов и отчетностей. Учебная часть и однокурсники, которые до этого уже учились в ВШЭ, помогли со всем разобраться, и к октябрю я уже полностью влилась в процесс. Пришлось привыкать к тому, что все преподается на английском языке, и к огромному количеству домашних заданий.
Я заранее знала, что здесь нужно много учиться и что это будет сложно. Но думала, что, закончив на отлично бакалавриат МГУ, и здесь справлюсь с освоением материала без особых трудностей. Эта самоуверенность очень быстро разрушилась.
Несмотря на хорошую базу, заложенную в бакалавриате, учиться приходилось очень много. Я с восхищением смотрю на ребят, которые пришли к нам без экономического образования, а, например, с журфака — как они успевают во все погрузиться!
После каждой сессии наступает чувство победы и удовлетворения. Мы столько прошли, мы это сделали! Первый год обучения был в основном посвящен индивидуальной работе. Сейчас, на втором курсе, стало много командных проектов. Мне кажется, это здорово, ведь навыки общения и работы в команде востребованы на любом рынке труда.
О балансе между учебой и применением знаний
Написание диплома в бакалавриате доставило мне много удовольствия, поэтому были мысли: может, наука — это мое? Сейчас я придерживаюсь мнения, что наука — это очень круто, но все же сначала лучше понять, как работает на практике все то, что ты изучал столько лет. Для этого стоит окунуться в бизнес.
После 4 курса бакалавриата я проходила стажировку в Deloitte в департаменте консалтинга. Когда поступила в магистратуру, ушла из компании, так как позиций с частичной занятостью там не было, а я понимала, что первый год нужно будет посвятить учебе.
Затем на первом курсе магистратуры я прошла отбор в McKinsey на позицию с частичной занятостью. Несмотря на частичную занятость, работы много — и это моя инициатива брать на себя интересные, трудоемкие задачи. Но я очень стараюсь не упускать учебу. Желание быть в комьюнити выпускников МИЭФ — сильный мотиватор.
Возможно, этот опыт повлиял на выбор темы моего выпускного исследования. Вместе с научным руководителем мы попытаемся определить факторы, которые учитывают студенты при принятии решения о совмещении работы и учебы. Мы хотим понять, в какую пользу студенты должны принимать решения, когда на одной чаше весов находится академическая успеваемость, а на другой — желание улучшить свое CV.
О советах из собственного опыта
Будущим студентам магистратуры МИЭФ я бы дала два совета. Первый — ничего не откладывать и делать сразу, это сделает учебу намного проще. График настолько насыщенный, что единственный способ с ним справиться — делать все вовремя.
Второй совет заключается в том, что МИЭФ — это комьюнити, и этим надо пользоваться. Нужно брать от однокурсников их опыт и знания и щедро делиться своими. Общайтесь, ходите на встречи с выпускниками, развивайте нетворкинг. Мне кажется, в дальнейшем в жизни будет все меньше и меньше мест, где мы сможем находить единомышленников. Надо брать это здесь и сейчас.
Мы регулярно встречаемся с одногруппниками в неформальной обстановке и обмениваемся опытом: как проходит отбор в разные компании, какие задачи возникают во время стажировок. В общем, стараемся делиться своими историями, которые могут быть полезны для других.
Контакты:
ВК: https://vk.com/vashchaaan
Telegram: @vashchan
LinkedIn: https://www.linkedin.com/in/tatiana-vashchenko/
Email: vashchenkoti@gmail.com
Предыдущее образование: филиал НИУ ВШЭ в городе Пермь, факультет экономики
Читать далее
У меня всегда было в планах закончить бакалавриат в Перми и поступить в магистратуру Вышки в Москве. На четвертом курсе я стала искать подходящую программу. Я понимала, что нужно выбрать направление, которое стало бы связующим звеном между академией и индустрией, мне показалось, что МИЭФ — именно такое место. Перед поступлением я изучила курсы, которые преподаются в МИЭФ, и убедилась, что здесь я смогу не только подтянуть свои знания в финансах, но и изучить эконометрику на продвинутом уровне или пройти курс по большим данным.
В МИЭФ я поступила через конкурс портфолио. Я думаю, что на мое поступление положительное влияние оказало наличие диплома с хорошими оценками, участие в конференциях и работа в одной из лабораторий пермской Вышки.
О трудностях адаптации и радостях сданной сессии
Когда я поступила в магистратуру, я решила, что пока не буду пытаться совмещать учебу с работой. Есть ребята, у которых получается совмещать, но про себя знаю точно: если учиться — то учиться, если работать — то работать. Поэтому первые полтора года я посвятила учебе.
По началу было сложно адаптироваться к быстрому ритму, первая сессия подкралась незаметно. Учебная нагрузка в МИЭФ большая, и под конец семестра чувствуется усталость. Несмотря на то, что многие курсы первого семестра у меня уже были в бакалавриате, в МИЭФ некоторые моменты объяснили более детально, и у меня сложилась более четкая картина. Так, в эконометрике мы делали большой акцент на теоретической составляющей дисциплины. Это важно для того, чтобы понимать, как работает тот или иной метод, какие есть допущения.
Для меня играло роль и то, что я переехала в новый город, поэтому приходилось учиться жить в новом месте. Хотелось поскорее сдать сессию, съездить домой и отдохнуть. Но потом, когда я вернулась в Москву ко второму семестру, здесь все уже было знакомо, и было легче сосредоточиться на учебе. Возможно, предметы стали сложнее, но эмоционально было проще. Также адаптироваться помогали друзья, которых я нашла благодаря МИЭФ. Вместе мы разбирали учебный материал, работали над домашними заданиями и проводили много времени в библиотеке. При этом мы старались не забывать развлекаться, гулять и изучать Москву.
Во втором полугодии первого курса началась пандемия. Конечно, это добавило трудностей: не получалось по-прежнему общаться с однокурсниками, нужно было приспосабливаться к новой форме обучения. Казалось, что летняя сессия будет еще сложнее зимней, но все закончилось хорошо.
О пользе теории для практики
В бакалавриате у меня был аналитический трек, и очень здорово, что благодаря МИЭФ я смогла не только хорошо подтянуть свои аналитические навыки, а также получить новые для себя знания по финансам. Думаю, к концу своего обучения я могу сказать, что, действительно, МИЭФ стал для меня неким мостом из университета в индустрию. Сейчас я понимаю, как можно применять на практике методы машинного обучения, инструменты из эконометрики и теоретические знания экономики.
Например, благодаря помощи научного руководителя моей курсовой работы на первом курсе (Виталийса Ящишенса) я поняла, как можно связать реальный и научный мир. В своей работе я изучала налог на самозанятость. Нам было интересно узнать, а используется ли данный налог по назначению, то есть подаются ли на него те, для кого он предназначен, или же, например, его также используют и индивидуальные предприниматели, которые хотят сэкономить на налогах. Было здорово изучить институциональный бэкграунд данной реформы, проанализировать данные и проверить выдвинутые гипотезы. Так я поняла, что можно и даже нужно применять экономическую теорию для изучения реальных событий и явлений, которые происходят здесь и сейчас в жизни, и делать какие-то выводы.
О знаниях, которые всегда можно добыть
Мне очень нравится, что семинары нам преподают выпускники программы, выбравшие академическую карьеру, а также выпускники-практики. Они пытаются объяснить материал простым и понятным языком, ведь несколько лет назад они были такими же студентами, как мы, и знают, какие темы могут оказаться сложными для понимания. Всегда можно обратиться к семинаристу по учебным вопросам. Возможно, ты стесняешься спросить что-то у преподавателя, и намного проще задать свой вопрос человеку, с которым чувствуешь себя почти на равных.
Когда я подавала документы для поступления в МИЭФ, знакомые говорили, что здесь нужно будет много учиться, учеба будет интенсивной и сложной. Я думаю, этого не стоит бояться, интенсивная интеллектуальная нагрузка закаляет и вдохновляет. В МИЭФе вы встретите очень умных и интересных ребят, с которыми вместе пройдете этот путь и научитесь новому. Обучаясь в МИЭФ, я поняла, что не нужно бояться, если я чего-то не знаю. Нужно лишь потратить немного времени, разобраться в вопросе, при возможности обратиться за помощью — и тогда незнание оборачивается не просто знанием, а развитием.
Контакты:
Telegram: @katymitro
Email: mitrokhinaem_1@hse.edu.ru
Предыдущее образование: МГУ, физический факультет
Читать далее
Практиковаться и набивать шишки
Я точно знал, что после школы пойду в университет на физику, и предполагал, что буду заниматься наукой. Но когда поступил в МГУ и походил на физфаке по лабораториям, понял, что это сильно отличается от моих представлений о том, чем занимаются современные физики. Если в школе мы постоянно что-то делали руками, проводили эксперименты, то здесь все оказалось компьютеризировано, ученые нажимали кнопки — за них все делали компьютеры.
Ко второму курсу, когда надо было определяться с кафедрой, я решил не идти в науку, а продолжить педагогическую деятельность. В то время я готовил ребят к всероссийским и международным олимпиадам по физике: организовывал выездные школы и преподавал в образовательном центре Сириус. Также мне хотелось найти практическое применение своим математическим и аналитическим способностям.
Мой взгляд сразу же упал на фондовые рынки. Я начал их изучать, завел брокерский счет для торговли. Сейчас понимаю, что это было не систематизировано, но я пробовал, набивал первые шишки.
На 3 курсе я начал проходить онлайн-курсы по финансам, рынкам, экономике. Стал смотреть отчетности компаний на английском. Читал разные сайты: CFA Institute, Investopedia. Первое время пытался разобраться в терминах и понять, как все работает. Через год с операционным директором одного онлайн-университета мы начали составлять инвестиционные портфели и размещать их на бирже. Несмотря на пандемию, наши стратегии имеют большой успех и обгоняют рыночные индексы.
Я понял, что хочу получить фундаментальное образование на стыке экономики, финансов и математики, и стал выбирать магистратуру. У меня такой склад ума: мне легче потратить сейчас в молодости 2 года на фундаментальную базу, чтобы потом на ее основе выстроить свою карьеру.
Закончив бакалавриат, я взял перерыв в учебе на год. За это время успел поучаствовать в подготовке нескольких частных инвестиционных сделок в сфере спорта и киберспорта. Практический опыт, leadership experience и базовые знания по корпоративным финансам — вот из чего состояло мое портфолио при поступлении в магистратуру МИЭФ.
Сложно ли после бакалавриата по физике поступить в магистратуру по экономике? Все зависит от тебя самого. Наш руководитель программы, Максим Игоревич Никитин, как-то сказал, что по его наблюдениям физики переходят в экономику легче, чем математики. На мой взгляд это происходит, потому что физики, как и экономисты, работают с моделями реального мира: изучают процессы в рамках модели и сравнивают их с реальностью. Если реальность подтверждает верность модели — работают с ней дальше. Если в реальности все оказывается по-другому — может, эту модель надо отбросить и работать с другой. В этом плане экономика близка физике. В ней тоже есть много разных моделей со своими границами и условиями применимости в реальной жизни.
Не бояться теории
Мои ожидания от магистратуры немного отличались от того, что я встретил в реальности. В первом семестре все началось с очень быстрого, интенсивного курса по повторению математики. Преподаватели сразу задали такой темп, что я был загружен с утра до вечера. Больше всего запомнились ежедневные квизы по теории вероятности и статистике. Они были объемные и требовали повторения большого количества материала. Если честно, вообще не ожидал, что математикой мне можно сделать сложно! Но это была хорошая подготовка к дальнейшей учебе в МИЭФ.
Дальше шли курсы по макро- и микроэкономике, по эконометрике. Сначала я чувствовал себя так, как будто снова оказался на физфаке: мы опять разбирали кучу моделей, которые для человека без экономического фундамента не сразу выстраивались в единую логическую цепь. Не было понятно, как это связано с реальным миром. Я надеялся, что мы быстрее нырнем в практику.
Но когда начались чисто практические предметы, например, по оценке активов, стало понятно, зачем был нужен фундаментальный подход к теории. Теперь я вижу, что мы подошли к тому, что я и хотел изучать.
Прислушиваться к советам и помогать другим
Когда у нас была установочная встреча первого курса, я спросил, можно ли взять различные предметы в качестве дополнительных, ходить на все и всё сдавать. Максим Игоревич Никитин сказал: "Я понимаю, что вы хорошо учились на физфаке, но не будьте у нас слишком амбициозны". Я пытаюсь следовать этому совету: выделять из всех возможностей, которые здесь есть, то, что мне интересно, и учить это постепенно.
По своему педагогическому опыту я знаю, что, с одной стороны, достаточно много сильных физиков и математиков не хотят идти в науку, потому что там не так много мест с хорошим доходом. С другой стороны, они недооценивают свои карьерные возможности. Многие сначала выбирают программирование, а потом уже приходят в финансы на позиции Data Science. При этом им приходится учить с нуля эконометрику, прогнозирование и так далее. Зачастую у них отсутствует понимание базовых бизнес-процессов, происходящих в различных компаниях. Поэтому, когда бывшие ученики спрашивают о моем выборе карьеры, я на примере своего опыта стараюсь помочь им сориентироваться: возможно, образование в сфере экономики и финансов — это самая правильная долгосрочная инвестиция.
Свою дальнейшую карьеру я вижу либо в консалтинге, либо в инвестиционном банкинге. Пока что консалтинг мне ближе, потому что в нем налажена система мобильности между офисами в разных странах.
После выхода из МИЭФ я хочу не упустить возможность и попасть в Большую тройку. Уверен, что усердная работа, учеба и обширный нетворкинг, который я получу в МИЭФ, принесут свои плоды. Однако мне кажется, что никакой успех не приходит без чуточки удачи. Просто когда фортуна подкинет шанс, я постараюсь быть готовым.
Контакты:
Telegram: @berrybear03
VK: vk.com/berrybear03
Inst: @berrybear03
Предыдущее образование: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, специализация «Математические методы в экономике»
Читать далее
О притяжении комьюнити
До 11 класса я не понимала, в каком направлении развиваться дальше, чтобы при этом нести пользу обществу. Мне нравились математика, английский язык и общественные науки. Я решила, что соединение этих дисциплин — в экономике, и стала искать бакалавриат с сильной математической базой.
Остановила свой выбор на факультете математической статистики, экономики и информатики в РЭУ. Сейчас это Институт математики, информационных систем и цифровой экономики.
Я нисколько не пожалела о своем выборе, потому что училась именно тому, что мне было интересно. Но всегда немного завидовала студентам ВШЭ, потому что из всего академического комьюнити в России они очень выделяются. Чемпионаты, международные конкурсы — везде были они. Вышкинцы всегда казались мне очень умными и активными, и хотелось стать частью этого сообщества.
После бакалавриата я хотела получить качественное образование в магистратуре с сильной теоретической базой и при этом учиться на английском. Сначала я выстраивала для себя трек поступления в зарубежную магистратуру. Но так получилось, что после окончания бакалавриата оставался еще год, и я подумала, что, если поступлю в тот год в Вышку, то останусь. В МИЭФ я прошла на бюджет и решила, что это моя судьба — и не прогадала.
О настоящей учёбе
С первого дня в магистратуре я начала понимать, почему вышкинцы такие активные. Здесь сразу вливаешься в насыщенный процесс учёбы с лекциями от представителей бизнеса, научными конференциями. Если каждый день не заниматься, можно упустить полезный материал, который потом будет сложно наверстать, и потерять очень важные баллы по дисциплинам.
В школе и в бакалавриате я не тратила много времени на учебу, так как она давалась легко, и при этом мне удалось получить красный диплом. В МИЭФ я поняла, что такое настоящая учеба. Это не полчаса на задание. Сначала нужно изучить вопрос, разобрать сложные теоретические концепции, к преподавателю обратиться за консультацией, если не все до конца понятно. Только потом начинать искать решение задачи. Так развиваются навыки ориентирования в реальной жизни — ведь никогда нам в жизни не даются готовые правильные ответы, нужно что-то изучать самостоятельно. К тому же сложные задачи мотивируют меня двигаться дальше.
Для меня было очень важно, что я обрела в Вышке студенческое комьюнити. К каждому студенту в группе, на потоке, даже на другом курсе можно обратиться с вопросом, и все готовы помочь.
У нас есть рейтинг, который обновляется по результатам сессий — смотришь, кто там на первых позициях, и идешь к ним с вопросами.
Мой научный руководитель однажды задал во время лекции один вопрос, на который долго никто не мог ответить. Тогда он сказал, что мы все умные ребята, раз учимся здесь и дошли до второго курса, поэтому не нужно сомневаться в себе, нужно озвучивать даже те идеи, которые могут казаться нам абсурдными.
О пользе для общества
Мне кажется, долг каждого выпускника магистратуры — рассмотреть в магистерской диссертации важную социально-экономическую проблему и предложить свои варианты решения.
На первом курсе я проходила практику в стартапе в Великобритании, основанном выпускниками МИЭФ. Нам дали проект, задача которого — изучить различия между пенсиями женщин и мужчин в Великобритании и оценить ежегодные отчисления для женщин, которые необходимы для восполнения этих различий. Проект делали примерно месяц, презентовали результаты команде, и они включили их в публикацию The Telegraph. Для меня это стало серьезным достижением, что наша работа опубликована в таком большом издании.
Я сейчас активно работаю над магистерской диссертацией. Например, меня заинтересовали данные Росгосстраха, что только треть россиян к началу пандемии в 2020 году имела сбережения. Из-за кризиса у людей не было денег на непредвиденные ситуации, и им пришлось брать кредиты под высокие процентные ставки. Мне хотелось бы понять причину, почему люди не делают накопления, но пока я не уверена, что получу необходимый доступ к данным исследования.
Об умении видеть себя в будущем
Мне кажется очень важным общаться с выпускниками, которые работают на разных позициях. Это помогает видеть себя не в текущем моменте, а в будущем, лет через пять. Закончить магистратуру — это краткосрочная цель, а как понять, куда двигаться дальше?
Если хочешь развиваться в научной сфере, то с первого курса необходимо готовиться к поступлению в университеты на PhD. Если хочешь работать в бизнесе, нужно понимать, что для тебя представляет больший интерес. Общаясь с выпускниками, ты понимаешь, чем они занимаются, какие им необходимы hard и soft skills, и можешь заранее работать над их развитием.
Один выпускник программы сказал: "Плох тот студент, который не мечтает работать в Goldman Sachs". Это полностью изменило мой подход к выстраиванию карьерного трека. Я поняла, что нужно ставить более амбициозные цели, а не ориентироваться на компании, в которые меня 100 % возьмут. Сейчас я уже подаю свое резюме в крупные фирмы и прохожу скрининги, меня приглашают на интервью, и надеюсь, что в скором времени я получу заветный оффер.
Контакты:
Email:kukharenko.ay@gmail.com
Vkontakte:https://vk.com/id144909148
Предыдущее образование: НИУ ВШЭ, Экономика
Читать далее
Я решила получать экономическое образование, когда в десятом классе жила в США по программе обмена FLEX. Мне понравился курс по экономике в американской школе, я стала искать дополнительные материалы и среди русскоязычных ресурсов нашла олимпиадные задания по экономике ВШЭ. Так я узнала о «Вышке» и после школы поступила сюда в бакалавриат.
Магистратура по методу сопротивления
Во время стажировки на четвертом курсе я осознала, что ещё не всё взяла от «Вышки» — не потому, что знаний не хватало для работы, а просто была какая-то внутренняя потребность учиться. К тому же я очень люблю теорию вероятности, статистику и эконометрику, мне хотелось изучать их глубже. А вот финансы — единственный предмет, который мне не нравился. Я привыкла к такому подходу, когда ты сначала понимаешь — зачем, а потом — как: на исследовательском потоке все предметы нам преподавали с теорией и гипотезами, которые лежат за формулами. А финансы давали в очень общих чертах, не объясняя, откуда взялись те базовые принципы и формулы, которые мы используем.
Но вместо того, чтобы сказать: «Финансы — это не моё», — я по методу сопротивления выбрала магистратуру именно по этому направлению.
О таком выборе я ни разу не пожалела. Как только в магистратуре начался курс по финансовой экономике с подробной теоретической частью, на каждой паре меня ждал «вау-эффект»: стали понятны связи финансов с макроэкономикой, политикой Центрального Банка, и почему мы вообще изучаем финансы именно так, как изучаем. Это помогло мне создать картину в своей голове, как всё устроено, и уже на неё наслаивать модели с математическим аппаратом.
Котята в море финансов
Самый частый вопрос, который мне задают студенты, интересующиеся магистратурой МИЭФ: «А в МИЭФ правда так сложно учиться, или это сказки?» Правда, это не сказки.
Ориентируясь на свой опыт в бакалавриате, я не ожидала, что магистратура будет требовать такой вовлечённости. По сравнению с бакалавриатом, здесь очень много сил уходит на самостоятельную подготовку. Даже если ходишь на все лекции и семинары, большую часть знаний тебе нужно добывать самому.
На первые несколько месяцев пришлось поменять ритм и стиль жизни, отказаться от каких-то привычных времяпровождений и смириться с тем, что придётся все время посвятить учёбе. Между собой мы говорим, что нас кинули в воду, как котят. Постепенно ты, конечно, привыкаешь и к силе потока, и к температуре воды, но на первых порах это нелегко.
Отчаиваться не стоит. Сейчас, во втором семестре, я учусь, стажируюсь, работаю ассистентом курса эконометрики на двух онлайн-платформах и возобновила регулярные занятия танцами, которыми всегда занималась с детства.
Двадцать пятый час
Всю жизнь я была уверена, что буду получать PhD в США. Мне нравится учиться, читать литературу в библиотеке, работать над исследованиями. Но сейчас, во время стажировки по направлению IT, я поняла, что бизнес мне тоже интересен. Думаю, после окончания магистратуры мне будет легче определиться с тем, что делать дальше.
Мне хотелось бы ещё пару лет поработать в России, чтобы лучше понять себя и сферу, в которой буду развиваться. Но в моём чек-листе есть пункты «Поработать за границей», в Лондоне или Нью-Йорке. А пока с нетерпением жду дальнейшие курсы по финансам: мне кажется, я буду брать больше, чем предполагает план. Осталось придумать, как найти двадцать пятый час в сутках.
Контакты:
Тел.: 8 917 549 38 11
Email: bishmaeva@gmail.com
Предыдущее образование: Новосибирский государственный университет, Экономика.
Читать далее
Заработать себе портфолио
В 10 классе я понял, что мне интересны две сферы — информатика и экономика. Так как в школе экономику не преподавали, я начал искать сам, какие есть возможности обучения, и нашел информацию о Высшей школе экономики.Я учился в обыкновенной сельской школе под Омском и понимал, что мне сложно будет набрать такой высокий балл по ЕГЭ, который нужен для поступления в Вышку. Поэтому стал участвовать в олимпиадах по экономике, дошел до всероссийского этапа, но, к сожалению, победить в нем не получилось. В итоге по ЕГЭ я поступил в Новосибирский государственный университет на экономический факультет.
Но я не оставил идею переехать в Москву и учиться в Вышке. Во время учебы в Новосибирске я участвовал в различных кейс-чемпионатах. В «Битве в стиле аудит» от EY/ PwC/ KPMG я занял 1 место, на McKinsey Business Diving стал полуфиналистом, в Oliver Wyman Impact — финалистом. Я стал призером олимпиады ВШЭ по микро- и макроэкономике, выступал на двух научных конференциях. Также я получил именные стипендии от EY, British Petroleum и Игоря Кима.
Эти достижения удачно дополнили мое портфолио при поступлении в магистратуру МИЭФ. Дополнительно я еще готовился к экзамену по английскому языку.
Взять все от учебы
В самом начале обучения в МИЭФ был месячный курс по математическому анализу и теории вероятностей, и многим приходилось нелегко. Я понял, что получил в НГУ достаточно хорошую математическую базу, которая помогла мне справиться.
Нагрузка постепенно возрастала. Тем не менее, я совмещал учебу с работой, которую начал еще в Новосибирске. Она заключалась в создании торговых алгоритмов для WorldQuant, международной компании по управлению хедж-фондами.
Честно говоря, совмещать магистратуру с фулл-тайм работой в офисе было бы сложно, но я, к счастью, работал удаленно.
Еще при поступлении я отметил для себя возможность обучения за границей, поскольку в магистратуре МИЭФ есть программа двойного диплома с итальянским университетом LUISS. Во втором семестре начался отбор на программу. Как ни странно, желающих было немного — возможно, из-за того, что жить в Риме довольно дорого (само обучение — бесплатное, но жилье нужно снимать самостоятельно). Я подал заявку, поскольку удаленная работа мне жто позволяла. В итоге второй год магистратуры я провел в Риме.
В LUISS было много прикладных дисциплин. Мы разбирали устройство экономики Европы, учили право, связанное с рынками капитала в Европе и Америке. LUISS позиционирует себя как вуз по обмену, там учится много студентов со всего мира. Это был своего рода многонациональный плавильный котел, где я «поварился» с очень интересными люди среди разных культур, а этот опыт уникален и очень ценен в дальнейшем по жизни. Еще я посещал факультативные курсы, связанные с мягкими навыками: курсы по переговорам, командной работе, лидерству.
Еще один немаловажный момент, который дает обучение на западе: я смог посмотреть на устройство общественных и государственных институтов, как они работают в демократическом обществе. Это дает понимание объективных и логических механизмов, на которых строятся государтсвенные, а также финансовые системы.
Подружить экономику с технологиями
Сейчас я работаю в IT-сфере, экономика и информационные технологии здесь тесно пересекаются. Я занимаюсь анализом данных нового продукта в компании компании «Авито»: провожу АБ-тесты, строю аналитические отчеты, проверяю различные продуктовые гипотезы. В общем — нахожу точки роста продукта.
В моей работе очень помогает математическое образование — МИЭФ поднял меня на новый уровень. В дополнение к основным дисциплинам, я во время учебы освоил IT-навыки, в частности — язык программирования Python, и в целом погрузился в Data Science. В самой программе были предметы, пересекающиеся с анализом данных — эконометрика, статистика, стохастический анализ и другие.
Если хочется заниматься чем-то действительно перспективным и важным, то магистратура МИЭФ дает прекрасную базу и возможности для развития. Мой пример показывает, что здесь можно расти не только в сфере экономики и финансов, но и информационных технологий.
Контакты:
ВКонтакте: @badlovv
Telegram: @badlovv
Предыдущее образование: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, специализация «Математические методы в экономике».
Читать далее
Быть готовым к дедлайнам
На третьем курсе бакалавриата я стала задумываться над тем, чтобы продолжить обучение в магистратуре. К тому моменту я хорошо представляла плюсы и минусы своего вуза, и мне хотелось попробовать что-то другое. Мы с однокурсницей стали рассматривать магистерские программы в ВШЭ. В итоге выбрали магистратуру МИЭФ: нас привлекло обучение на английском языке и наличие иностранных профессоров среди преподавателей.
Конечно, я понимала, что обучение на топовой магистерской программе будет непростым, придется потрудиться. Но самым сложным оказался не объем информации и не самостоятельная работа (с этим я умела справляться), а темп, в котором все происходит! Обучение здесь — это постоянные дедлайны, к которым не сразу привыкаешь.
Пришлось прокачивать навыки тайм-менеджмента. Нужно было распределять задачи, что-то делать заранее, планировать. Возможно, если бы меня предупредили о такой особенности заранее, я бы лучше морально подготовилась.
Искать поддержку
Думаю, жить в таком темпе было бы сложнее без ощущения поддержки и со стороны однокурсников, и со стороны МИЭФ. Это одна из приятных и важных особенностей обучения здесь. Когда я поступила в магистратуру, меня приятно удивило несколько вещей.
Во-первых, я догадывалась, что в МИЭФ будут учиться активные ребята с высокой мотивацией. Но даже не предполагала, что настолько! У каждого есть своя история и своя цель, в группе ощущается здоровая конкуренция. При этом все готовы друг другу помогать: объяснить, если что-то непонятно, обсудить решения заданий.
В этом году мы много учились удаленно, но контакты, завязавшиеся на первом курсе, сохранились, мы продолжили общаться, как прежде. Иногда устраивали конференции в Zoom, чтобы с чем-то разобраться вместе. Если ты что-то не понимаешь, разобравшийся в теме однокурсник объяснит ее лучше, чем преподаватель, потому что сделает это более простым языком — как бы для себя.
Во-вторых, меня порадовало, как работает офис в МИЭФ — то, что во многих вузах называется деканатом. Я привыкла, что с деканатом общается только староста группы, а здесь каждый студент может прийти в офис с любым вопросом. В МИЭФ ты как студент являешься такой же важной частью комьюнити, как преподаватели и сотрудники, и к тебе относятся с уважением.
В-третьих, Центр карьеры МИЭФ — меня удивило количество вакансий для выпускников и студентов, которые он предлагает. Место для практики я тоже нашла с помощью cотрудников нашего карьерного центра. Это был лондонский стартап, для которого мы, команда студентов МИЭФ, изучали причины разницы пенсионных выплат для мужчин и женщин в Великобритании. По результатам исследования была написана статья, которую потом компания опубликовала в The Telegraph. Мы были безумно рады!
Задавать вопросы
Один из полезных советов, который мы получили в начале учебы от выпускников: задавать как можно больше вопросов преподавателям. Например, преподаватель, который вел математику на первом курсе, всегда очень быстро объяснял материал, но если ему задавали вопросы, он «замедлялся» и все раскладывал по полочкам. И это относится ко всем предметам: если есть вопросы, нужно их озвучивать, во время занятий или после. Мне нравится, что ведущим семинаров можно писать свои вопросы в соцсетях, и они всегда отвечают на личные сообщения, несмотря на свою занятость.
Строить планы
В бакалавриате РЭУ у нас не было рейтинга, но я все равно всегда стремилась учиться сама, разбирать сложные темы. Здесь есть рейтинг студентов, и после первого года обучения я заняла в нем первое место! Моему восторгу и радости не было предела, потому что я очень этого хотела. К тому же по итогам учебы на первом курсе мне была назначена стипендия ВТБ.
Думаю, свою роль сыграли и усилия, которые я прикладывала к обучению, и база после бакалавриата: без хорошей подготовки у меня бы не получилось набрать 10 баллов по математике в первом семестре, или освоить здесь эконометрику на новом уровне.
Сейчас я учусь на втором курсе и еще не решила, хочу ли я дальше заниматься наукой и получать PhD. Мне нравится МИЭФ тем, что дает все возможности для учебы за границей. Здесь налажены связи с зарубежными вузами, офис всегда готов написать сопроводительные письма, карьерный центр — дать контакты выпускников, которые получили PhD за рубежом.
После защиты диссертации попробую сделать перерыв в учебе на год, поэтому ищу работу в банковской сфере.
Не бояться отдыхать
Я люблю разные виды спорта: играю в большой теннис, катаюсь на лыжах. Совмещать свои увлечения с учебой сложно, но если захочется, то можно себе позволить отойти от графика. Например, в прошлом году я выкроила время и отправилась на неделю кататься на горных лыжах, а ведь домашние задания никто не отменял. Я выполняла их в гостинице и отправляла на проверку в электронном виде. Все оказалось осуществимо.
Мой девиз: Per aspera ad astra. Стремитесь быть выше мечты и добивайтесь своих целей!
Контакты:
Email: nastya.stern@yandex.ru
ВК: https://vk.com/anastasiastern
TG: @anastasiastern
Предыдущее образование: МФТИ, Прикладные математика и физика
Читать далее
О мотивации
Я учился в МФТИ по направлению «прикладные математика и физика». На втором курсе у нас были лекции по экономике, и я увидел, что это не просто описательная наука, а это задачи, близкие к жизни, что там нужно работать со сложными математическими моделями. К тому же довольно много мотивированных студентов из нашего вуза после 4 курса поступали в МИЭФ и РЭШ — в студенческих кругах это считалось престижным.
В какой-то момент я решил, что экономика лично для меня открывает больше перспектив, нежели теоретическая физика, и МИЭФ — достойное продолжение той базы, которую я получил на физтехе.
При поступлении здесь достаточно лояльно относились к тому, что выпускники технических специальностей не имеют экономического бэкграунда. Достаточно было показать, что ты знаешь математику и у тебя есть мотивация развиваться в сфере финансов.
О важности нагрузки и общения
Первое, что здесь меня приятно удивило по сравнению с моим бакалавриатом — интенсивная программа, которая не дает расслабиться. Здесь тебе все время дают домашние задания, проекты, ты все время вовлечен в учебу. Мне кажется, мои знакомые в других магистратурах, где занятия всего пару раз в неделю и нет такой постоянной работы, просто тратят время впустую.
Второе — я не ожидал, что будет такой разносторонний коллектив. Со мной вместе учатся люди совершенно разных специальностей, к тому же много студентов из других стран. Здесь нет немотивированных, случайных людей, и студенты с разным опытом, жизненным и профессиональным, дополняют друг друга. Мы сейчас работаем в тандеме с другом, который закончил факультет экономических наук “Вышки”, и наши подходы позволяют находить интересные решения.
То, что среди сокурсников много иностранцев, позволяет видеть, что у всех немного разные цели, разное понимание жизни, и бывает интересно поболтать про повседневные вещи. МИЭФ убрал барьеры между людьми из разных стран: когда все учатся вместе, ты находишься в студенческом братстве, в котором неважно, откуда ты пришел.
О процессе получения знаний
Мне приходилось дополнительно заниматься, чтобы больше узнать про экономику. Хоть у нас были адаптационные курсы по микро- и макроэкономике, но что-то хотелось «добрать» самому. Если образование стремится к тому, чтобы быть похожим на зарубежное, оно предполагает, что ты сам много работаешь с информацией, тебе не разжевывают всё и не кладут в рот.
На данный момент меня больше всего впечатлил курс макроэкономики, который вел координатор программы Максим Никитин. Это тот самый момент, когда я понял, как можно применять математику в экономике. Во втором семестре меня увлек курс по выбору «Прямые инвестиции и венчурные капиталы» — здесь было много кейсов и прикладных задач. По итогам курса мы готовили финальные презентации для инвестиционного комитета — приглашенных экспертов из крупных компаний и фондов.
Думаю, что дальше буду углублять знания в сфере прямых инвестиций. Моя курсовая и магистерская диссертация будут представлять собой математическая модель, имеющую экономическое приложение.
Я уже обсуждал свою курсовую с профессором из Saïd Business School Оксфорда, который приехал к нам, чтобы прочитать курс по финансовой экономике. Взаимодействие с преподавателями из других стран — очень полезный опыт. Ты чувствуешь, что находишься в мультинациональном обществе.
О перспективах
У большинства в МИЭФ есть мечта стать сотрудником «Большой Тройки» — McKinsey, BCG, Bain, или в invest banking. Многие собираются продолжать учиться или работать за рубежом.
Уезжать я не очень хочу, а работать в таких крупных компаниях хотелось бы. Кроме того, я занимаюсь индивидуальным предпринимательством и планирую новые знания применять в своём деле. Уже сейчас я с большим пониманием стал выстраивать некоторые процессы.
Сама по себе корочка МИЭФ не гарантирует трудоустройства. Но если ты учишься, делаешь задания, ты имеешь преимущества перед теми, кто этого не делал. У тебя формируется кругозор в таких специфических областях, как слияния и поглощения, инвестиции, управление рисками и мощная исследовательская база. Так как в МИЭФ заставляют много работать, то эти знания ты неизбежно усвоишь. Меня это вдохновляет, и я чувствую, как последние полгода моей жизни прошли очень продуктивно.
Контакты:
Предыдущее образование: Кубанский государственный университет, Социология
Читать далее
О силе мотивации
— То, что сфера финансов привлекает меня больше, чем социология, я понял на 4 курсе бакалавриата, после практики в ВТБ24: мне понравилось работать одновременно и с цифрами, и с клиентами.
Я стал изучать, в каком направлении мне развиваться, заинтересовался инвестиционным банкингом. И обнаружил, что многие успешные в этой сфере люди — выпускники МИЭФ. Я решил поступать сюда.
В 2016 году приехал в Москву для вступительных испытаний и «провалился» — набрал 13 баллов из 100. Потом пошел в армию, и в течение всего года службы готовился к следующему поступлению, читая все свободное время рекомендованные учебники на английском.
У меня была очень сильная мотивация. Потому что, когда учишься в своём вузе на отлично, а в МИЭФ набираешь 13 баллов из 100 на собеседовании — это спускает с небес на землю.
Вернувшись из армии, я принял участие в олимпиаде «Я – профессионал»; стал победителем, был зачислен на программу вне конкурса, и переехал в Москву.
О ясности мысли
Учиться сначала было очень сложно. Несмотря на мою годовую подготовку, по некоторым предметам знаний определённо не хватало. Самым сложным оказался экзамен по математике после первого семестра, ведь у меня не было серьёзного математического бэкграунда.
Постепенно к математике я привык и смог оценить, какую она дает ясность мысли. Как, например, в курсе «Теория игр» — о том, как найти равновесные действия двух агентов в различных ситуациях. Мне понравилась простая концепция, через которую теория игр моделирует самые разные жизненные ситуации — от политических выборов до конкуренции фирм на рынке. Это помогает все мысли уложить в правильное русло. Мне кажется, что умение структурированно мыслить очень важно — без этого твои знания не будут работать.
Из других курсов, которые у нас уже были, хочется отметить курс макроэкономики — он помогает оценивать текущую ситуацию в экономике и делать выводы. Если ты не понимаешь, как работает экономика на макроуровне, ты не сможешь сделать обоснованный прогноз стоимости акций.
О планах на будущее
Плох тот студент, который не хочет попасть в Goldman Sachs на практику, стажировку и даже постоянную работу. Но, мне кажется, пока у меня недостаточно опыта — только аудит в Большой четвёрке. Поэтому пока — либо попасть в банки уровнем пониже, либо в корпоративные финансы большой четверки.
Но для карьерного роста, я уверен, важен не только опыт работы. Когда ты приходишь на собеседование и тебя спрашивают, чем ты ещё можешь отличиться от других кандидатов — всегда полезно иметь что-то в резерве, что ты можешь в нужный момент рассказать людям и как-то им запомниться. Ведь компании ищут не просто машину, допустим, для торговли на бирже, они ищут человека в команду, с которым будут потом общаться.
О том, что ещё важно
Я, например, люблю собирать впечатления. Одним из самых ярких впечатлений было участие в театрализованном представлении на церемонии открытия Олимпиады в Сочи. Это очень сильные эмоции, когда на тебя смотрят 40 000 человек с трибун и до 3 миллиардов зрителей по ТВ. Это вдохновляет, потому что такое уникальное впечатление нигде больше нельзя получить.
Ещё одно важное впечатление в моей «коллекции» — поездка в Европу в 2015 году по самостоятельно продуманному маршруту. Прилетел в Мадрид и проехал до Берлина. За 23 дня побывал в 12 городах, каждый день ходил в музеи, дворцы, общался с местными жителями. Это сильно расширило рамки моего мира.
Контакты:
https://vk.com/vasily.machigin