«В сфере технологий сейчас есть большой спрос на экономистов»
Виктория Корженевская, выпускница магистратуры МИЭФ 2013 года, работает в IBM Восточная Европа/Азия руководителем направления цифровой стратегии. В интервью она рассказала о том, как подружить экономику с технологиями, разрушать стереотипы о женщине в IT и постичь тонкости корпоративного этикета.
- Как этапы обучения меняют профессиональное мировоззрение? Например, какой была ваша мотивация к поступлению и что изменилось потом?
У меня была сильная математическая подготовка, мне с детства нравилось заниматься математикой и аналитикой, но я понимала, что в перспективе это нужно как-то сочетать с пониманием отраслей, рынков, с практикой вообще. А экономика — это та область, где понимание реального бизнеса связано с глубокой аналитикой. Выбор пал на Вышку, как топовый вуз России, который отвечает моим требованиям. Я училась на ФДП, участвовала и оказалась среди победителей Всероссийской олимпиады по экономике, в общем — варилась в вышкинской среде еще до поступления, и это дало понимание, какая же в этом вузе динамичная и активная жизнь.
Мне нравилась система модулей, которая не позволяет на полгода уйти в отрыв. Это в своем роде челлендж, а это подогревает интерес. Я поступила на Экономфак, и за время учебы у меня вырос интерес к количественным методам в экономике, я занималась разными интересными задачами – от моделирования аддиктивного поведения людей при совершении покупок до анализа расходов на дорожное хозяйство в разных регионах России. Появилось понимание приложения экономики к жизненным реалиям, и я выпустилась с осознанием того, на чем хочу сфокусироваться в профессии. Было большое желание глубже и практичнее понимать финансы, поэтому я поступила в магистратуру МИЭФ.
Конечно, понимание своих профессиональных интересов — это не выбор на всю жизнь, потому что в современном мире все слишком динамично. Мой выбор — не пример, думаю, что после бакалавриата стоит немного поработать и нащупать свой профессиональный путь более осознанно. Потом уже принимать решение о том, в какой области тебе не хватает знаний и учиться дальше.
- Разве нельзя работать параллельно учебе, стажироваться или проходить практику?
Это очень важно и нужно делать. Я со второго курса бакалавриата стажировалась в Лаборатории исследования отраслевых рынков Вышки, где научилась чувствовать свою задачу и нести ответственность за работу. После третьего курса я устроилась на работу в компанию из "Большой четверки", а потом перешла в инвестиционный фонд, который занимался алгоритмической торговлей. Последние три года учебы в магистратуре прошли параллельно с работой, и магистерский диплом стал итогом не просто учебы, но и моего опыта в трейдинге и в алгоритмике. Опыт работы особенно важен для тех студентов, которые планируют идти после бакалавриата в бизнес или компанию, а в плане поступления в магистратуру — дает понимание прикладных аспектов специальности.
- Как найти баланс между теорией и практикой? Наше образование часто обвиняют в излишнем академизме и оторванности от индустрий.
Действительно есть некоторый разрыв. Но на мой взгляд, ценность МИЭФ и вообще фундаментального образования, даже того, которое напрямую не используется потом в профессии, в том, что оно учит работать с реальной информацией, а не листать ленту Фейсбука в поисках «источников». Учеба нас научила делать трезвый research и оценивать качество информации, а это необходимый навык в любой сфере деятельности.
В Вышке я научилась быстро пропускать через себя массивы информации и вытаскивать самое ценное. Это мне помогло, когда я пришла на работу в IBM и нужно было быстро погрузиться в сферу IT, сразу приступив к проекту. Из других важных навыков я бы отметила критическое мышление, умение быстро анализировать ситуацию и делать выводы — это огромное преимущество фундаментального образования, которое ничем нельзя заменить.
- Важно ли работать именно в крупной компании, и что ценностного это дает человеку, помимо строчки в резюме?
Этот опыт дает тебе очень много полезного. В частности, международные контакты и богатство разнообразного опыта. Ты общаешься с людьми из разных стран и культур, это дает тебе огромное понимание рынка и путей взаимодействия с компаниями. Кроме того, любая крупная компания предлагает сотрудникам разнообразное обучение. IBM, например, может сертифицировать своих сотрудников по международным стандартам как Product Owner или Agile Coach, это и строчка в резюме и международный уровень знаний.
Международные компании — это возможность поучаствовать в глобальных проектах, в том числе за рубежом. У нас в компании есть программа, через которую можно поехать поработать в иностранный офис. Я, например, работала в Азербайджане. В конечном счете такой опыт дает тебе понимание внутренней кухни сложных корпоративных процессов, ты учишься общаться, добиваться своего, усваиваешь бизнес-этику на уровне высочайших стандартов. В любой крупной компании процессы отстраивались десятками лет, поэтому для того чтобы понять, как все должно работать в профессиональной среде, международные корпорации — это лучшая школа.
- У вас не возникло диссонанса в отсутствие IT-навыков, когда вы пришли в IBM?
Я пришла в IBM сразу после магистратуры, это было подразделение консалтинга, где я и сейчас работаю. Глобально компания сейчас активно меняется: не просто продает софт и оборудование, а держит стратегический курс на усиление роли сервисов. У меня почти не было опыта в сфере IT, но мне повезло — я пришла в компанию как раз тогда, когда в России стало развиваться подразделение IBM iX, я стала частью его команды и развивалась вместе с ней.
По сути IBM iX — это консалтинговое агентство внутри компании, которое направлено на работу в цифровой среде. Сейчас в России активно внедряется программа «Цифровая экономика», и мы как раз занимаемся тем, что работаем на стыке бизнес-консалтинга, креативного дизайна и технологической разработки.
На старте мне нужно было прокачать навыки бизнес- и системного анализа, чтобы помогать налаживать коммуникацию между бизнес-заказчиками и командой разработки. Мне было непросто, но я по привычке быстро и глубоко разбиралась в новой для себя теме.
- С какой позиции вы начали? Как вообще компания поддерживает новичков?
Я пришла более 5 лет назад на уровень младшего консультанта по программе IBM Consulting by Degrees (CbD), это стартовая программа для новичков, направленная на работу с обучением. Сейчас я руководитель направления по цифровой стратегии по Центральной и Восточной Европе в IBM iX.
На программе CbD ребята работают и учатся два года, и в итоге выходят на уровень хорошего консультанта. Некоторые консультанты по итогам программы смогли занять роль главного Владельца продукта (Product owner) с командой разработки в рамках масштабного проекта. Те, кто хотят и могут, растут здесь оперативно. Также здесь есть интернатура для стажеров, где ребята работают парт-тайм, кстати, там сейчас учатся коллеги из МИЭФ.
- Насколько экономическое образование коррелирует с запросами цифровой экономики?
В сфере технологий сейчас есть большой спрос на экономистов. Потому что для каждой технологии, будь то блокчейн или искусственный интеллект, нужно искать применение, рассчитывать бизнес-ценность до уровня кейса с финансовой отдачей. А еще лучше, чтобы эти специалисты помогали находить те области бизнеса и клиентского опыта, где есть проблемы, трудности, возможности для развития, и уже потом вместе с техническими экспертами создавали продукт, способный прицельно закрыть брешь.
Еще одна сфера, где очень нужны специалисты с экономическим образованием, это цифровая трансформация финансового сектора. Я много работала с банками, которые сейчас стараются изменить свою структуру доходов и вырасти. Например, мы тестировали гипотезы — может ли банк перевести 90% операций клиентов в цифровой канал; или — может ли он выйти на рынок малого бизнеса, например, в сельское хозяйство; или – актуально ли создание мультибанковского сервиса? Поэтому как поле деятельности любые технологические проекты для экономистов — бизнес-аналитиков и финансистов — крайне перспективны, и кроме того, это очень интересно.
- IBM не думает о том, чтобы интегрировать свои наработки в фундаментальное образование?
Отчасти это уже происходит. Мы начинаем запускать образовательные инициативы с Вышкой — в этом году провели курс с факультетом бизнеса и менеджмента по применению дизайн-мышления для создания новых продуктов и бизнес-моделей. Дизайн-мышление сейчас очень актуально, это дисциплина, в рамках которой исходя из детальных исследований интересов пользователей создаются новые продукты и стратегии компаний. Это по сути мостик между бизнесом, реальной жизнью и технологией, которые нанизываются на схему пользовательского опыта.
- Насколько сейчас важны личные качества сотрудника для компании и какую роль они играют в карьере?
Софт-скиллз сейчас безусловно в тренде — одним из самых важных умений является навык презентации и сторителлинга. Также умение вести переговоры — слушать, грамотно менять линию диалога, тембр и темп речи и правильно считывать реакцию собеседника и т. д. В IBM проходят серии тренингов по презентации, переговорам, лидерству, по тем качествам, которые нужны для управления людьми и проектами. Сейчас компании активно развивают у сотрудников навыки эмпатии и коммуникации, потому что команда — это успех любого проекта. С другой стороны, самые лучшие человеческие качества не имеют ценности без профессиональной базы. Да, многие ресурсы по поиску работы сейчас убирают строку «образование» из анкет соискателей, но это лишь временный эффект, все равно за оберткой должна быть суть.
- Насколько сейчас комфортно быть «женщиной в IT» вопреки устоявшимся стереотипам?
В России, да и в мире в целом, в этой сфере действительно не часто встретишь женщину. Но если посмотреть на статистику, то ситуация постепенно меняется. Если пять лет назад в российском IT-секторе по данным Росстата было около 19% женщин, сейчас нас уже более 37%. В IBM на многих профильных руководящих позициях женщины — гендиректор всей корпорации, гендиректор IBM в России и СНГ, руководитель направления бизнес-консалтинга, руководитель направления продаж. Все они очень яркие, интересные и высококвалифицированные профессионалы с огромным опытом в IT. Вообще в IBM на всех уровнях применяется политика разнообразия: кадровые решения должны приниматься объективно, а не за счет, например, гендерных характеристик.
Лично для меня приятно то, что в компании есть особое отношение к женщинам с детьми и семьей. Если посмотреть статистику, к примеру, по Дании, там средний доход мужчин и женщин одинаков, но когда рождается первый ребенок, доход женщин падает на 30%, и дальше продолжает отставать от доходов мужчин и женщин без детей. В прошлом году я стала мамой, и вопрос дохода начал меня волновать. IBM меня не разочаровала, у мам с новорожденными детьми есть возможность работать из дома, для IT-компании это нормальная практика. Вообще, мне компания особенно симпатична за гибкость по отношению к сотрудникам и внимание к обстоятельствам их жизни. Сейчас я работаю не фуллтайм, но это временно, и я полностью вернусь к своим прежним обязанностям.
- Как бы вам хотелось передать студентам МИЭФ свой личный и профессиональный опыт?
Я стараюсь участвовать в жизни университета, приезжала на встречу со студентами, чтобы рассказать о своей работе и компании. В следующем году мне предложили читать лекции, я думаю на эту тему и считаю крайне важным участие в образовательном процессе представителей компаний. Если вспомнить мой опыт в магистратуре МИЭФ, то самыми запоминающимися курсами оказались как раз короткие интенсивы от профессионалов. В частности, курс Вячеслава Иванова о слияниях и поглощениях, который весь был построен на кейсах — я помню, как мы делились на команды, продавали и покупали компанию. Еще был важный курс про по Производным финансовым инструментам от Brian Eales из LSE с большим количеством практики. Это и личное и профессиональное знакомство с индустрией.
- Не хотелось бы вам поработать за рубежом, и, на ваш взгляд, достаточно для этого образования МИЭФ?
В вышке образование глубже западного с фундаментальной точки зрения, наши ребята имеют очень глубокие аналитические навыки, но вместе с тем — зачастую не настолько практические, как в вузах за рубежом. Многие студенты и выпускники уезжают за рубеж как раз через консалтинговые компании, и я рассматриваю такую возможность. Работа в другой стране прививает тебе понимание глобальности, это, безусловно, важный этап роста. Но я почувствовала важность другого аспекта — ты хорошо знаешь экономику, в которой живешь, и это огромный плюс в работе. Тебе проще реализоваться, если ты хорошо знаешь, что происходит на конкретном рынке и имеешь определенную глубину погружения в тему. Так что если уж ехать за рубеж, то надолго, чтобы понять чужую экономику изнутри и не только набраться нового опыта, но и отдать свой с учетом этой специфики.
Sonya Spielberg, specially for HSE