• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Финансовая экономика»

Вузам нужно ловить тренды: Джангир Джангиров рассказал, как изменились студенты и рынок, но точно не университеты

Офис «Сбербанк Сити» на Кутузовском проспекте

Офис «Сбербанк Сити» на Кутузовском проспекте
© ПАО «Сбербанк»

Джангир Джангиров, старший вице-президент, руководитель блока «Риски» (Chief Risk Officer) в Сбере, более 10 лет ведет в МИЭФ курсы по финансам. В интервью он рассказал – какую пользу приносит специалисту преподавание, чем мотивировать современных сотрудников и как подружить вузы и бизнес-сообщество, чтобы сделать образование актуальным.

Почему вы решили обратиться к преподаванию, что это вам дало в сочетании с работой?

Я начал преподавать в 2003 году в самом начале своей карьеры в финансах в большей степени для того, чтобы научиться выступать перед аудиторией. В 2004 у меня уже появилась новая цель: лучше разбираться в предметной области, поскольку, объясняя что-то много раз, ты сам понимаешь предмет лучше. Попутно появились еще два полезных следствия преподавания. Первое – преподавание стало для меня каналом поиска кандидатов на работу в команду риск-менеджмента. За тот период я привлек большое количество талантливых сотрудников из числа студентов.

Второе – поддержание себя в хорошей умственной форме. Дело в том, что ты привыкаешь думать, что знаешь предмет отлично. Но тут из аудитории прилетают вопросы, которые выбивают тебя из колеи, их задают очень умные, интересующиеся ребята. Это дает тебе встряску, выбивает из комфортного состояния, заставляет думать шире, обосновывать более убедительно. Сейчас на поддержание интеллекта в тонусе через преподавание, к сожалению, уже найти не могу найти достаточно времени.

Как лектор МИЭФ и топ-менеджер компании, можете дать оценку современным студентам в сравнении с теми, которых вы обучали в начале преподавательской карьеры?

Мне кажется, набор знаний, с которыми ребята выходят из МИЭФ, не сильно изменился с годами, поскольку программа фундаментальная. Однако студенты стали чуть другими – они лучше понимают, чего хотят, и ориентируются на более широкий круг возможностей. Когда я заканчивал вуз, думал о консалтинге и инвестбанках – при этом понятия не имел, какие меня ждут сделки и какая позиция.

Сейчас кругозор у ребят куда более широкий, у них есть понимание направлений бизнеса – риск-менеджмента, финансов и т.д. – и в целом того, как устроен мир и куда пойти работать. И что еще важнее, они осознают свои мотивацию и желания, и у них куда большее желание выстроить качественный work-life balance и искать соответствующую работу. Это важный фактор, который должны учитывать современные работодатели – просто мотивировать деньгами кадры уже нельзя, люди хотят понимать ценность, которую создает их работа.

Джангир Джангиров

В жизни есть много составляющих, люди стали это лучше чувствовать: есть работа, и есть деньги, и они не всегда связаны. Гармоничное сочетание всех компонентов жизни – работа, друзья, семья, хобби и т.д. – дарит полноту и удовлетворенность, соответственно твоя эффективность как специалиста также возрастает.

Все это здорово, но ситуация создает новые вызовы для современного работодателя, поскольку нужно генерировать новые средства мотивации и развития сотрудника. Привычных позиций в иерархии, повышении по должности и зарплате, уже мало.

Раньше в деньгах и должностях люди видели самоцель, сейчас – нет

Современные подростки, поняв во время взросления всю палитру возможностей, просто не пойдут в те сферы, которые их могут ограничить. Быть человеком, складывающим кирпичики при обширном выборе вариантов развития, не интересно. Работодателям нужно проводить большую работу, находя способы взаимодействия с современными выпускниками в таком ключе, чтобы те могли бы работать с энтузиазмом и понимать ценность своей деятельности как для себя, так и для компании.

Есть ли разрыв между тем, к чему готовит университет, и тем, что реально сейчас нужно работодателю?

Я сторонник фундаментального образования и вовсе не ратую за то, чтобы сократить бакалавриат до двух лет в угоду практике. Чего мне не хватает, так это адаптивности в программе обучения, которая в силу негибкости образовательной системы не в силах принять инновации рынка своевременно. Реальность такова, что в экономику каждый год прочно входят новые явления. Инновации в образовании же обсуждаются годами, в результате студенты не успевают получить востребованные навыки в дополнение к фундаментальным знаниям.

Необходимо принять меры по ускорению внедрения в бакалаврские программы разного рода инноваций и адаптации программ под новые явления экономики, чтобы к выпуску студенты успевали получить представление о том, что с них спросят работодатели в лучших компаниях прямо сейчас. Иначе они будут заканчивать вуз недостаточно готовыми.

Одна из самых востребованных тем в современном мире – это ESG (англ. Environmental, Social, and  Governance — это совокупность характеристик управления компанией, при котором достигается вовлечение данной компании в решение климатических, экологических, социальных и управленческих проблем – прим.), и если выпускник экономического вуза не знает, как этот феномен влияет на финансовые рынки, ценообразование, стимулы и поведение людей, то его уже нельзя назвать полноценным финансистом. Нужно как можно скорее провести трансформацию учебных программ – это часть мира, которой тоже пора измениться.

В рамках магистерской программы МИЭФ «Финансовая экономика» команда риск-менеджмента Сбербанка представляет курс «Управление рисками II». Курс нацелен на практику и работу над кейсами, по большей части взятыми из истории Сбера, или вовлечение в существующие проекты. Фокус курса состоит в том, чтобы все знания, которые вложены в его программу, были максимально релевантны рабочим задачам и базировались на непосредственном опыте сотрудников риск-менеджмента и экспертизе банка.

Программы вузов, на мой взгляд, обязаны подстраиваться под то, чем сейчас дышит рынок. Пока этого не происходит быстро, крупные компании, в частности Сбер, развивают компетенции молодых специалистов на собственных программах обучения. Например, моя команда совместно со «СберУниверситетом» ежегодно проводит Академию риск-менеджмента для студентов старших курсов и выпускников вузов. За полгода мы погружаем ребят в основы риск-менеджмента, чтобы по окончании программы они были готовы начать работать с нами как молодые специалисты.

При скорости глобальных изменений нужно разработать методику гибкого встраивания новых элементов в формате мини-курсов или факультативов на последних годах обучения в программу бакалавриата. При этом вузы сами могли бы «ловить» тренды и адаптироваться, давая рынку более качественных выпускников.

Один из способов ускорить этот процесс – это приглашать к преподаванию людей из бизнеса. Но как мотивировать людей из бизнес-сообщества приходить в вузы и делиться опытом?

Поверьте, желающих много, но нет такого «маркетплейса» между потенциальными преподавателями из бизнеса и университетами. Коллеги из Сбера на все мои предложения прочитать лекцию и даже целый курс всегда реагировали с энтузиазмом, Да, это требует инвестиций времени, и здесь была бы крайне полезна помощь со стороны вузов. Нужно организовать взаимовыгодное сотрудничество.

Отсутствие петли обратной связи между современным бизнесом и системой фундаментального образования – это очевидная проблема

Нужно мотивировать лекторов, но скорее не материальным путем. Людей из бизнеса деньгами завлечь сложнее. Простая благодарность университета, грамота и другие знаки внимания уже будут хорошей мотивацией. Это попросту приятно, а также дает определенный престиж самому практику-преподавателю и своего рода «строчку в портфолио». Вообще сближение академического и бизнес-сообществ – это то направление, в котором именно сейчас нужно вести большую работу вузам во всем мире.