Еще больше нагрузки: победители конкурса НИРС о том, как совместить науку и жизнь
В декабре 2021 года выпускники и студенты МИЭФ стали победителями на ежегодном Конкурсе научно-исследовательских работ студентов и выпускников (НИРС). Ребята, чьи работы высоко оценили члены жюри конкурса, рассказывают о своих исследованиях, о пользе академического бэкграунда в бизнесе и о том, как Вышке стоило бы «пиарить» науку.
«Я научился сомневаться во всех существующих формулах»
Александр Ермилов, выпускник бакалавриата МИЭФ: 1 место в ключевой номинации конкурса «Лучшая научно-исследовательская работа по финансам для студентов магистратуры и выпускников 2021 года» с исследованием Strategic trading with uncertain level of competition.
Об участии в конференции ICEF Academia
Свою работу Strategic trading with uncertain level of competition я впервые представил на конференции ICEF Academia весной 2021 года. Критика профессоров, в особенности Дмитрия Макарова и Эмилиано Катонини, позволила мне понять аспекты моей работы, которые требуют большего пояснения и обоснования. На момент выступления у меня была готова вся теоретическая часть, которая является основной составляющей исследования, однако текст статьи находился до сих пор в разработке. Комментарии профессоров обозначили нюансы, казавшиеся мне неочевидными, а также помогли расширить работу через рассмотрение большего количества частных случаев.
О выборе темы статьи
Еще будучи абитуриентом, я хотел попробовать свои силы в работе над теоретической моделью и попытаться расширить современную финансовую науку. На 3 курсе МИЭФ я выбрал предмет «Теория Финансов», который в дальнейшем и определил выбор темы курсовой и последующей дипломной работы. Я попытался вывести модель о наличии проблемы неопределенности (ambiguity) на рынке, на котором присутствует инсайдерская информация. В частности, мне показалось наиболее интересным рассмотреть ситуацию на рынке, на котором неизвестно точное число информированных игроков и следовательно – неизвестен уровень конкуренции между ними.
В ходе работы стало ясно, что на сегодняшний день финансовая микроструктура не предлагает ни одной рабочей модели для исследования рынков с неопределенным уровнем конкуренции между инсайдерами, не говоря уже об исследовании влияния ambiguity на рыночное равновесие. С этой темой, которая позднее была доработана и сформулирована, на 4 курсе я пришел к Алексею Эриковичу Булатову, который является одним из ведущих профессоров в мире по финансовой микроструктуре. Он стал моим научным руководителем.
Об исследовательском мышлении
В ходе работы над Strategic thinking with uncertain level of competition я понял для себя одну простую вещь, которую считаю одной из важнейших в любом исследовании и в целом в жизни – это твое право на научный успех.
Ошибаться могут даже авторы в топовых журналах, а твоя работа, несмотря на малый опыт и отсутствие мировой известности, может оказаться прорывной
В первую очередь быть исследователем – это, как мне кажется, умение здраво смотреть на содержание модели и не бояться искать в ней проблемы и ошибки. Только так мы можем действительно понимать современные феномены и предлагать революционные решения, будь то теоретическая статьи, создание новой трейдинговой стратегии или запуск совершенно нового продукта на рынке.
Я не планировал продолжать сугубо научную деятельность, спустя два дня после защиты диплома я вышел на работу в венчурный фонд Finsight VC, где я занимаюсь Late-Stage и preIPO инвестициями. Я не вижу себя человеком, который занимается теорией, мне всегда хотелось получить опыт работы в индустрии и посмотреть, как действительно фонды генерируют рекордные доходности. Хотя исследовательский бэкгркунд – это, безусловно, плюс в любом индустриальном направлении.
Мои личные наработки, в частности – представленная в работе Strategic thinking with uncertain level of competition теоретическая модель, слабо подходит для нужд private equity и наиболее применима в высокочастотных торгах. Несмотря на это, я убежден, что опыт написания работы был крайне полезен в бизнесе. Я научился сомневаться во всех существующих формулах и всегда пытаюсь понять, почему они работают или наоборот, в чем проблематика и что делать для улучшения результата и применения теоретических моделей на практике. Академическая работа учит тебя быстро понимать «настройки» моделей и их суть, что необходимо в любом прикладном случае, где требуется понимание отдельного рынка, продукта компании, ключевых особенностей ситуации и много другого.
Об участии в конкурсе ЦБ
На таких мероприятиях как II Конкурс экономических исследований ЦБ у тебя появляется возможность познакомиться с лучшими выпускниками российских вузов, обменяться опытом, узнать каких навыков у тебя не хватает и наоборот – увидеть свои сильные стороны. На церемонии награждения у нас была возможность несколько часов побеседовать с главой исследовательского отдела ЦБ, обсудить современные методы и подходы к выведению моделей, тренды, в частности развитие крипты, и услышать мнение ведущих специалистов России по данным вопросам. Мне кажется, для будущих ученых и в целом для выпускников PhD-программ это уникальный опыт, а также хорошая возможность заявить о себе и, вероятно, получить хороший оффер, что важно для любого выпускника.
«Нам нравится играть в лего по-взрослому»
Андрей Воронин и Александр Однаков, студенты 4 курса бакалавриата МИЭФ: 1 место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по финансам для студентов бакалавриата и специалитета» с исследованием Game stop sanity: predatory short squeezes («Теоретико-игровой подход к изучению хищнического поведения и скоординированных атак на финансовом рынке»).
О том, как стать научными первопроходцами
Наша совместная работа называется Game stop sanity: predatory short squeezes («Теоретико-игровой подход к изучению хищнического поведения и скоординированных атак на финансовом рынке»). Когда мы только выбирали тему, то совпали в общей заинтересованности вопросами неправильной оценки рынком финансовых инструментов, в том числе, в формате так называемых пузырей. Это было еще в ноябре-декабре 2020 года. Возникло ощущение того, что суть пузыря на финансовом рынке может, на самом деле, заключаться в теоретико-игровом взаимодействии инвесторов и мышлении вида «я знаю, что ты знаешь, что я знаю, …, что это пузырь, но …».
Сначала, по совету нашего научного руководителя, профессора Дмитрия Сергеевича Макарова, мы смотрели на различные классические работы, которые описывают взаимодействие инсайдера и маркет-мейкера – A. Kyle, потом V. Bommel и работы Андрея Шлейфера. На тот момент у нас не было интереса именно к скоординированным атакам.
Как раз в январе 2021 года у нас начался курс по теории игр, и во время одной из бесед профессор Эмилиано Катонини рассказал про случай с GameStop Corp. – это яркий пример скоординированной атаки на финансовом рынке. Мы начали разбираться с академическими источниками и оказалось, что атака на GameStop на тот момент была практически не исследована специалистами, потому что ситуация произошла буквально на днях. В целом, теоретическая литература по скоординированным атакам насчитывает всего несколько статей – поэтому нам показалось, что небесполезно было бы заполнить этот пробел как с точки зрения теории, так и с точки зрения описания недавних событий.
О работе с научным руководителем и друг с другом
Роль научного руководителя в любой работе чрезвычайно важна – это может быть помощь с выбором темы, совет по выбору литературы, критика. В нашем случае, продуктивнее всего, наверное, была критика – Дмитрий Сергеевич Макаров имеет богатый опыт написания теоретических исследований, и его советы помогали нам направлять работу, структурировать изложение модели и сопутствующие доказательства. Мы также неоднократно обсуждали с ним наши предположения и улучшали их итеративно по результатам каждой последующей дискуссии.
Что касается совместного написания работы, у нас, к счастью, получился сбалансированный тандем.
Мы много спорили, особенно на этапе формирования предпосылок, но дискуссия всегда заканчивалась продуктивно, и мы шли дальше
Сначала, когда мы еще только продумывали модель, то старались все делать вдвоем – встречались и обсуждали, кто чего достиг. Потом, уже на стадии написания текста статьи, мы ввели «разделение труда» по принципу сравнительного преимущества. Конечно, две головы могут сделать гораздо больше и лучше, чем одна, так что ни один из нас, наверное, даже не взялся бы за эту тему в одиночку.
А вообще, мы решили более серьезно заняться академической работой, потому что нам обоим нравится находить новые объяснения существующим феноменам, формализовать их, разрабатывать некую структуру взаимодействия множества шестеренок – в общем, играть в лего по-взрослому. Примерно это и происходит обычно в теоретических работах – берется какой-то сложный механизм из реальной жизни, раскладывается на элементы и постепенно упрощается посредством ввода предпосылок, до тех пор, пока его не получается понять и решить аналитически.
Так и в нашей работе пришлось делать много упрощений и предпосылок, чтобы свести все к осмысленному виду. Наша работа, в принципе, предлагает достаточно стилизованную модель, цель которой – поспорить с людьми, которые называют атаки на финансовых рынках «безумством масс», и показать, что, при выполнении определенных условий, подобное поведение инвесторов может быть вполне разумным с точки зрения максимизации собственной полезности.
О научной деятельности студентов
МИЭФ в частности и Вышка вообще значительно мотивируют исследовательскую деятельность студентов при помощи системы поощрений. Мы чрезвычайно благодарны университету и МИЭФ за присужденные нам надбавку и стипендию. Однако, как нам кажется, в настоящий момент система поощрений не работает так, как следовало бы. О ее существовании знает крайне мало студентов. Кроме того, они не совсем понимают ценности присуждаемых наград, помимо денежной, хотя это важно при поступлении в магистратуру или аспирантуру, а также при трудоустройстве. Было бы здорово больше рассказывать о такой возможности наряду с другими карьерными мероприятиями.
Академическое развитие студентов в МИЭФ также осуществляется через факультативную программу ICEF Academia. Участники программы получают возможность работать с научными руководителями, каждый из которых является автором интереснейших статей, имеет великолепное образование и определенный вес в академическом мире.
Учитывая уровень нагрузки в МИЭФ, студент, желающий развивать себя в академическом направлении, должен обладать невероятной выносливостью и смелостью в том, чтобы нагрузить себя еще больше.
Мы считаем, что исследовательская деятельность не должна носить факультативный характер
В ICEF Academia следовало бы ввести обязательные НИСы для тех, кто принимает участие в программе и хочет получить соответствующую отметку в дипломе.
В целом если студенту хватает времени и сил, то МИЭФ для него – кладезь возможностей с точки зрения исследовательской активности. Когда мы писали работу, то обращались за советом не только непосредственно к научному руководителю, но и к другим приглашенным исследователям – Стивену Кивинену, Эмилиано Катонини, Алексею Ахметшину. Каждый из них был более чем открыт к обсуждению и даже выражал готовность вникнуть в нашу работу, чтобы помочь советом.
Сейчас мы оба планируем продолжить обучение в магистратуре или аспирантуре, в России или за границей (ждем офферы и очень переживаем). Наше последнее исследование, да и вся научная деятельность в МИЭФ – безусловно, важная веха в академическом развитии каждого из нас, поскольку это сильно подтолкнуло к развитию в науке. Мы высоко ценим опыт работы друг с другом и нашим замечательным, но строгим, научным руководителем – Дмитрием Сергеевичем Макаровым.
«Один из самых важных ресурсов МИЭФ – это люди»
Алексей Городилов, выпускник магистерской программы МИЭФ «Финансовая экономика»: 2 место в ключевой номинации конкурса «Лучшая научно-исследовательская работа по финансам для студентов магистратуры и выпускников 2021 года» с исследованием The relationship between liquidity and bank capital: the case of Russia.
О пользе учебы в магистратуре МИЭФ
С конца первого курса я работаю в Сбере, занимаюсь кредитными рисками на финансовых рынках. После выпуска из МИЭФ я сразу же начал готовиться к международному тестированию CFA Level 1, которое было запланировано на июль. После успешной сдачи я отправился в отпуск, поскольку сильно устал от напряженной учебы в МИЭФ и не менее напряженной подготовки к CFA. Сейчас я продолжаю работать в Сбере, являюсь аспирантом Школы финансов в Вышке и занимаюсь научным исследованием ликвидности в банковской системе РФ вместе с преподавателем МИЭФ и моим научным руководителем в магистратуре Владимиром Соколовым. Учеба на магистерской программе МИЭФ «Финансовая экономика» значительно улучшила мой навык академической презентации и написания научных текстов на английском языке.
Об исследовании
Для конкурса НИРС я выбрал тему моей магистерской работы, которая изучала взаимосвязь между капиталом и ликвидностью банка. В ней был предложен улучшенный подход к измерению ликвидности банка, который базируется на работе Berger and Bouwman (2009) и использует более детальные российские данные – счета второго порядка бухгалтерского учета. Уникальность публикуемых российских данных позволила точнее измерить ликвидность, создаваемую банками в РФ.
В дальнейшем мне хотелось бы изучить темы прогнозирования вероятности дефолта и расчета убытков при дефолте.
В свою очередь тему для ВКР я выбрал самостоятельно еще на первом курсе, так как проблема измерения ликвидности и ее связь с банковским капиталом была для меня интересной и в целом недостаточно изученной. На первом курсе я по большей части повторил исследование Berger and Bouwman (2009) на новых данных. Когда я был на втором курсе, Владимир Соколов посоветовал использовать данные 101 (баланс) и 102 (ОПУ) форм бухгалтерского учета. После этого разговора мне понадобилось несколько месяцев практически ежедневного труда, чтобы с помощью этих форм правильно посчитать ликвидность каждого банка в РФ за период с 2007 по 2020 гг.
Кроме того, от Владимира Соколова я получил немало ценных советов по структурированию и оформлению текста, по логике представления результатов исследования и аргументации как до сдачи ВКР, так и за несколько дней до непосредственной защиты ВКР. Я смог составить представление о международных академических стандартах для исследователей и значительно улучшил качество работы, что позволило защититься на «отлично»!
О науке в индустрии
Хотя моя работа в Сбере мало связана с ликвидностью банка, периодически возникают вопросы, на которые мой академический опыт позволяет ответить. Например, я могу отличить внебалансовые обязательства от балансовых, а также знаю номера счетов второго порядка, используемых для учета облигаций и производных финансовых инструментов.В целом, навыки академической работы позволяют лучше структурировать свои мысли, оформлять идеи и предложения в рабочие письма. Правильное и логичное письмо в банковской среде – залог получения наиболее информативного ответа.
О людях МИЭФ
Во время учебы в МИЭФ я вместе с Григорием Плешковым и Надеждой Климец организовал команду в рамках курса Corporate Valuation Cases in Mergers and Acquisitions. Мы испытали комплекс чувств: от отчаяния до полного счастья – во время решения кейсов, выдаваемых в качестве домашнего задания. Несмотря на все трудности, мы стали одной из двух команд 2020 года, которые получили наивысшую оценку за этот курс среди перво- и второкурсников. Могу сказать, что один из самых важных ресурсов МИЭФ – это люди, которые являются единомышленниками, одинаково замотивированы и помогают друг-другу развиваться в процессе общей работы.
Ахметшин Алексей Алмазович
Катонини Эмилиано
Кивинен Стивен Виллиам