• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Финансовая экономика»

«Мы взяли лучшее из двух академических традиций»

Руководитель магистратуры МИЭФ, ординарный профессор ВШЭ Максим Никитин рассказывает об особенностях приема, учебном процессе и трудоустройстве выпускников программы.

Руководитель магистратуры МИЭФ, ординарный профессор ВШЭ Максим Никитин рассказывает об особенностях приема, учебном процессе и трудоустройстве выпускников программы.


– Максим Игоревич, магистерская программа «Финансовая экономика» успешно реализуется в МИЭФ с 2007 года. Что послужило для Вас ориентиром при ее создании?

– При создании магистратуры мы ориентировались на опыт двух британских программ: магистерской программы по экономике LSE и программы по финансовой экономике Saïd Business School Оксфордского университета. Из первой мы взяли серьезную подготовку по фундаментальным экономическим дисциплинам (микроэкономике, макроэкономике, эконометрике), из второй – позаимствовали широкий набор финансовых курсов, как обязательных, так и факультативных.

Все наши выпускники получают диплом ВШЭ по направлению «Экономика» и сертификат Лондонской школы экономики (LSE), подписанный ее директором Крейгом Калхуном,подтверждающий соответствие полученного образования международным стандартам.

– Каковы основные преимущества магистратуры МИЭФ?

– Наша магистратура – это синтез двух образовательных культур, российской и британской, мы взяли лучшее из двух академических традиций. Принципиальный момент – это оптимальное, я бы даже сказал, уникальное сочетание фундаментальных и прикладных дисциплин. Кроме того, все наши экзамены проводятся с участием внешних экзаменаторов Лондонской школы экономики. Все работы письменные, процедура их оценки – полностью анонимная, что позволяет достичь максимальной степени объективности. Другая отличительная особенность магистратуры – ее международный формат. Эксперты Лондонской школы экономики участвуют в жизни программы на всех этапах ее реализации, обучение в магистратуре идет на английском языке. По результатам учебы на первом курсе лучшие студенты могут бесплатно принять участие в Летней школе ЛШЭ, а, помимо этого, разумеется, они могут использовать общеуниверситетские возможности академической мобильности. У ВШЭ есть соглашения с рядом университетов Западной Европы и других стран, в рамках которых студенты могут проводить один или два семестра в университете-партнере, и на втором году обучения наши магистранты этой возможностью пользуются. Наконец, если говорить о международной составляющей, на нашей программе преподают коллеги из ведущих университетов мира.

– Появятся ли в ближайшее время в магистратуре новые преподаватели?

– Да, мы регулярно нанимаем преподавателей на международном академическом рынке. Сейчас в МИЭФ двадцать штатных преподавателей имеют степень PhD, все они активно публикуются в западных рецензируемых научных журналах. В этом году к нам пришло трое новых коллег. Эмилиано Катонини будет участвовать в преподавании курса по микроэкономике, Андрей Сирченко будет читать студентам эконометрику и временные ряды, наконец, Сергей Степанов будет преподавать курс по корпоративным финансам, а также вести курс по прямым инвестициям и венчурному капиталу. Кроме того, мы регулярно привлекаем опытных преподавателей-практиков, также с хорошим образованием. Например, Михаил Мошков получил степень MBA в Университете Нотр-Дам в США, работал в Международной финансовой корпорации, затем в Европейском банке реконструкции и развития. У нас он читает курс по инвестиционному анализу. Вячеслав Иванов учился в Университете Торонто, в Канаде, после получил MBA в Университете в США. Работал во множестве компаний, таких как «Лукойл», «Тройка Диалог», Финансовая корпорация «Уралсиб». Сейчас он работает в «Русатом Оверсиз», дочерней компании Росатома, а МИЭФ ведет курс по выбору, посвященный оценке стоимости компании при сделках на рынке слияний и поглощений. Игорь Гончаренко получил степень PhD по физике в Калифорнийском университете в Мерседе, но после этого много работал в финансах. Его последнее место работы – Финансовая корпорация «Открытие», а на программе он читает факультативный курс по количественным финансам, который в следующем году может стать обязательным.

– Как организован прием на программу? Ожидаются ли какие-то изменения в 2014 году?

– В целом правила приема не изменились. Основные элементы поступления – это подготовка портфолио, сдача экзамена по английскому (TOEFL/IELTS, либо внутренний экзамен МИЭФ) и собеседование (абитуриенты из регионов могут проходить его дистанционно). Должен также отметить существующую возможность раннего рассмотрения документов. В связи с большим количеством желающих мы заблаговременно сообщаем абитуриентам об их шансах на поступление и получение финансовой поддержки. Традиционно прием документов на большинство магистерских программ ВШЭ идет с первого июня по пятнадцатое июля, и лишь в конце июля абитуриенты узнают о своем зачислении. Наши же абитуриенты, подавшие документы в начале июня, узнают о том, берем мы их или нет, и если да, то на каких условиях, уже в середине июня.

Если говорить об изменениях, то в 2014 году мы впервые планируем принять на программу несколько победителей Олимпиады ВШЭ для студентов и выпускников вузов по профилю «Финансовая экономика». Олимпиада пройдет в феврале, а ее победители получат право на зачисление в магистратуру без вступительных экзаменов на бюджетное место.

– Сколько всего бюджетных мест в магистратуре МИЭФ?

– С 2013 года на программе появилось двадцать пять бюджетных мест. Кроме того, сохраняются и коммерческие места с различными уровнями оплаты обучения и скидок, в зависимости от академических достижений. Но даже обучение на коммерческих местах обойдется студентам значительно дешевле, чем обучение в РЭШ или на других магистерских программах по финансам в ВШЭ. Это возможно благодаря поддержке МИЭФ со стороны большого количества корпоративных спонсоров. Кроме того, наиболее способные ребята могут также получить дополнительную стипендию банка ВТБ24 в размере семидесяти пяти тысяч рублей в год. Разумеется, все студенты-бюджетники получают и государственную стипендию.

– Сколько человек вы планируете принять на программу в 2014 году?

– Мы рассчитываем, что всего в магистратуре будет учиться сорок студентов. Но возможны некоторые изменения этой цифры, в случае если у нас будет много сильных абитуриентов.

– Какие вопросы вы обычно задаете абитуриентам на собеседовании? Можно ли как-то к нему подготовиться?

– На собеседовании мы задаем самые разные вопросы: по экономике, математике, финансам, на сообразительность. Наша основная идея заключается в том, что «образование – это то, что вы помните, когда полностью забыли, чему вас учили», поэтому мы рассчитываем на то, что специально наши кандидаты к собеседованию не готовятся. Мы не ожидаем от них «идеальных ответов» на вопросы из известного списка – мы хотим посмотреть, как они думают. Мы задаем вопрос, кандидат нам что-то говорит – мы задаем встречный вопрос. То, как развивается беседа, и показывает нам, как кандидат умеет мыслить. Важный момент – знание математики. Если мы подозреваем, что у кандидата плохо с математикой, то начинаем задавать ему соответствующие вопросы. Если же у человека хорошая математическая база, но, по тем или иным причинам, у него не было систематического образования по экономике (например, если он выпускник мехмата или Физтеха), то мы, скорее, будем задавать ему вопросы на общую эрудицию и умение логически мыслить, чтобы понять, как у него работает голова. Если мы видим, что она работает хорошо, то мы, как правило, готовы его принять. К нам поступает много выпускников МФТИ, МГТУ им. Баумана, Новосибирского Государственного Университета, различных факультетов МГУ, Финансового Университета при Правительстве РФ и, разумеется, из Вышки. Но все абитуриенты находятся в абсолютно равных условиях и каких-то преимуществ, помимо традиционно высокого уровня подготовки, выпускники ВШЭ перед выпускниками других вузов не имеют.

– Часто ли абитуриенты используют возможность проходить собеседование дистанционно?

– Если кандидат проживает не в Москве, то мы чаще всего проводим собеседование по скайпу. Если же он проживает в столице, то мы, как правило, приглашаем его на встречу.

– Не секрет, что учиться в МИЭФ достаточно сложно. Каковы основные причины отсева из магистратуры? Люди «слишком рано» идут работать или не выдерживают требований, например, по математике?

– Есть и то, и другое. Обычно люди «не выживают» либо из-за слабой подготовки, либо из-за слабой мотивации. Отчасти эти факторы (мотивация и подготовка) могут друг друга компенсировать. Если студент «слабоват», но очень хочет заниматься, то он много учится, сидит ночами. И наоборот, если он хорошо подготовлен, но ленится, то да, он может «выжить», но ему будет сложно. Бывает, что играют роль оба фактора: студент не очень хорошо подготовлен и ему нужно много заниматься, но много заниматься он не хочет. Естественно, если студенты начинают на первом курсе еще и работать, как правило, это заканчивается печально. Учебная нагрузка очень высокая и совмещать ее с работой в сорок или более часов в неделю нереально. Тем не менее, у всех студентов магистратуры есть прекрасная возможность для подработки как в качестве учебного ассистента, в чьи обязанности входит проведение семинаров и проверка домашних заданий в бакалавриате, так и в качестве стажера-исследователя в научных лабораториях МИЭФ. Работа эта достойно оплачивается и наши студенты, мягко говоря, «не бедствуют». Кроме того, на первом семестре второго курса те, кто желает, уже могут работать part-time, а во втором семестре – и full-time. Но я бы все-таки настоятельно советовал дождаться окончания учебы – большинство выпускников магистратуры прекрасно устраиваются даже без большого опыта работы.

– Есть ли какая-то разница в трудоустройстве между выпускниками магистерской программы МИЭФ и магистратуры РЭШ? Есть мнение, что последняя больше подходит людям, нацеленным на академическую карьеру.

– Я бы не сказал, что мы сейчас сильно различаемся в этом плане. Действительно, когда магистратура РЭШ только начиналась, подавляющее большинство студентов по ее окончании поступало в аспирантуры западных вузов. Сейчас же выпускники чаще всего выбирают карьеру в корпоративном секторе, причем в России.


– А Вам лично какая траектория после магистратуры кажется наиболее предпочтительной?

– Я бы не стал так ставить вопрос, равно как и навязывать выпускникам тот или иной карьерный путь – свою задачу я вижу в том, чтобы у студентов было как можно больше вариантов для развития, независимо от того, хотят ли они выбирать академическую карьеру, работать в финансовой системе, консалтинге или где-то еще. Наоборот, я больше всего рад именно тому, что магистерская программа МИЭФ ценится нашими студентами и выпускниками, как дающая им возможность выбора.

– Кем из выпускников Вы больше всего гордитесь?

– Я много кем горжусь – у нас было уже пять выпусков, сейчас учатся шестой и седьмой. Я горжусь, например, Артемом Потешкиным, который сразу по окончании магистратуры устроился в Barclays Capital в Лондоне, я горжусь Ваэ Овасапяном, который работает в Goldman Sachs, и я горжусь многими нашими выпускниками, которые продолжают обучение на программах PhD в ведущих вузах мира. Например, моей бывшей студенткой Александрой Соловьевой, которая сейчас учится на PhD-программе в Университете Миннесоты. Но у нас много других талантливых ребят. Они работают в таких компаниях, как Credit Suisse, Citigroup, Ренессанс Капитал, Сбербанк, ВТБ24, McKinsey, Oliver Wyman. Если перечислять все, то список получится очень длинный. Две трети выпускников трудоустраивается в финансовой сфере, но есть и те, кто работает в реальном секторе экономики, например, в телекоммуникациях, нефтегазовой и FMCG-отрасли. Многие продолжают карьеру за рубежом. Например, один выпускник 2012 года с февраля будет работать в ирландском офисе компании Google, в Дублине.


Никита Крыльников, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ