Александр Коваленко, Директор по крупнейшим клиентам Сбербанка: «МИЭФ – это неизменный показатель качества. Ждем старшекурсников и выпускников!»
Александр Коваленко, выпускник магистратуры МИЭФ, сегодня занимает позицию Директора по крупнейшим клиентам Управления по работе с клиентами потребительского сектора и торговли Департамента ключевых клиентов Сбербанка. Мы поговорили с ним о предметах из его личного топ-листа, а также о том, какие навыки востребованы у кандидатов на работу в команде Сбербанка, о личных секретах успеха и как экстремальные виды спорта помогают оставаться эффективным менеджером.
- Александр, расскажите, как складывалась ваша профессиональная карьера?
Я много стажировался, когда был студентом бакалавриата на Факультете экономики в НИУ ВШЭ (сейчас это Факультет экономических наук) и к четвертому курсу бакалавриата понял, что хочу попробовать себя в консалтинге с прицелом на большую тройку. Поэтому на первом курсе магистратуры МИЭФ я провел много времени в кейс-клубах и на кейс-чемпионатах. Однако, как ни странно, в консалтинг я даже и не пробовался.
Летом после первого курса магистратуры через программу стажировок Head Start (сейчас она называется SberSeasons) я попал в Relationship Management (Coverage) в Sberbank CIB. И нашел в банке команду и работу мечты, друзей, свой новый дом, куда с радостью прихожу уже восемь лет. За это время я прошел путь от Стажера до Директора по крупнейшим клиентам Департамента ключевых клиентов.
Студентам и выпускникам я бы посоветовал использовать все возможности для стажировок и выбирать разные отрасли, компании, команды, чтобы найти лучшее место работы, подходящее именно вам. А также рекомендую не бояться предлагать идеи, брать на себя ответственность, принимать решения – используйте последовательную логику, а также общечеловеческие принципы, и вас всегда ждет успех.
- Чему самому важному научил вас МИЭФ? Что вспоминается об учебе в первую очередь?
МИЭФ привил мне любовь к учебе и желание постоянно развиваться. А также подготовил к жестким дедлайнам и работе в команде. Каждый их этих навыков я применяю постоянно. Например, сейчас думаю об обучении по программе Executive MBA и готовлюсь к международным экзаменам по финансам.
Ключевое воспоминание о годах в магистратуре – ребята-однокурсники и преподаватели, каждый из которых является неординарной личностью со своими взглядами и опытом, с ними очень интересно общаться и можно многому научиться.
- Что, в первую очередь, из hard skills оказалось востребованным на профессиональном пути из того, чему вы обучились в МИЭФ? Подготовка по каким предметам в институте дала вам чувство уверенности в работе, подтвердила, что вы на своем месте?
Для работы в финансах крайне полезна экономическая база, которая закладывается через фундаментальные предметы в МИЭФ. Тут и принятие решений из теории игр, и принципы альтернативной экономики из микроэномики, и макроэномические тренды.
Особенно отмечу значимость в работе навыков быстрого счета, подготовки презентаций и публичных выступлений – в этом очень помогает участие в факультативных курсах и клубах. Я до сих пор жалею, что в свое время не пошел в клуб дебатов – очень бы пригодилось в работе.
- Вы – Директор по крупнейшим клиентам. Какие решения вы принимаете? На что они влияют?
В мои задачи входят:
- Выстраивать долгосрочные отношения и стратегию работы Сбербанка с крупнейшими клиентами;
- Управлять функциональными и продуктовыми командами;
- Помогать компаниям в их повседневных и специальных финансовых и нефинансовых запросах.
Мы принимаем решения о подходах работы с компаниями, в том числе, коллегиальные решения об условиях предоставления кредитных и некредитных продуктов. Тут для нас важно преподнести идею и позицию банка и клиента по данному вопросу. Принимаемые решения влияют на долгосрочные отношения Сбербанка и компании.
- Опишите, пожалуйста, свой типичный рабочий день.
Обычно мой день начинается со звонков от клиентов или коллег из Сбербанка о сотрудничестве по разным вопросам. Как правило, это весьма нетривиальные вопросы, для решения которых нужно соотнести и соблюсти интересы ряда сторон. В течение дня я вместе с коллегами стараюсь найти решение той или иной болевой точки клиента, ответить на его запрос. Наша главная задача – чтобы клиент был доволен. Для этого требуется не только выявить запрос, но и найти лучшие методы его решения. А также дать финансовый совет, поддержать на пути принятия решения и помочь подготовиться к защите позиции перед руководством.
Моя работа предполагает глубокое знание профильной отрасли. Для меня это торговля: продовольственные и непродовольственные торговые сети, онлайн-магазины, оптовые дистрибьюторы. Поэтому значительное время посвящено тому, что вместе с коллегами мы посещаем профильные мероприятия, решаем задачу выявить новые тренды и предложить способы работы с ними через продукты Сбербанка и его экосистемы.
Считаю, что отрасль Торговля является самой инновационной и быстро растущей и дает большой простор для развития, интересных проектов и возможностей проявить себя. На мой взгляд, в этой области наименьший период от формирования идеи и принятия решения до его реализации – результаты нашей работы немедленно претворяются в жизнь, и ты лично можешь их проверить в торговых точках.
- Поделитесь вашим кредо по управлению командой. С какими управленческими проблемами вам чаще всего приходится сталкиваться в коллективе? И как вы их решаете?
Самая распространенная задача – соблюсти интересы всех сторон проекта. Я как лидер функциональных и продуктовых команд верю, что любой, самый сложный с первого взгляда, вопрос можно решить. А вот как именно и насколько быстро – это следующая задача. Поэтому ключевые навыки, которые тут требуются – это управление ожиданиями контрагентов и следование логике принятия решений.
Другая важная задача – помогать молодым коллегам в знакомстве с профессией, с реализацией первых сделок и договоренностей. Критично сформировать у нового сотрудника любовь к работе, понимание ее принципов и задач.
Я сформулировал для себя такое кредо: «Будьте таким наставником, в котором вы нуждались, когда были молодым сотрудником». И стараюсь его придерживаться каждый день.
- В Сбербанке работает достаточно много выпускников бакалавриата и магистратуры МИЭФ. Как вы можете оценить уровень их подготовки и готовности в целом работать в большой корпорации?
МИЭФ – это неизменный показатель качества. Выпускники демонстрируют высокий уровень базовых знаний по финансам и моделированию, и, что более важно, высокую мотивацию к работе и развитию, нестандартное мышление и последовательную логику рассуждений.
- Какие специалисты требуются вашему департаменту? Есть ли место для наших выпускников бакалавриата и магистратуры? Каким вы бы видели идеального кандидата для работы в вашей команде?
Выпускники и студенты последних курсов МИЭФ – одни из приоритетных кандидатов на трудоустройство в нашу команду. Мы ищем ответственных и целеустремленных людей с нестандартным мышлением и развитыми soft и hard skills.
- Какие навыки выпускников сегодня выходят на первый план, чтобы эффективно отвечать на новые задачи и вызовы в финансовом секторе?
Думаю, что для молодых выпускников ключевую роль по-прежнему играют hard skills – понимание основ экономики, умение строить финансовые модели, знание экономической теории. А для более взрослых кандидатов критичны soft skills, которые помогут выявить интересы контрагентов и договориться с ними. Также с учетом темпов развития технологий будет полезно владеть кросс отраслевыми знаниями, которые позволят находить решения на стыке разных областей (например, IT и финансов). Конечно, ценными будут знания иностранных языков, которые помогут общению с международными контрагентами.
- В чем черпаете силы и энергию при такой большой ответственности и загруженности? Спорт? Увлечения? Расскажите!
Мой секрет восполнения сил и энергии кроется в отдыхе с семьей и друзьями. Кроме того, восстановиться и отвлечься от рабочих вопросов мне помогают экстремальные увлечения – я люблю горные лыжи, езду на мотоцикле и скалолазание.