О программе
Будущему преподавателю русского языка как иностранному нужно научиться очень разным вещам: нужно разобраться в различных аспектах языка вообще и русского языка в частности, нужно понять, как всем этим различным вещам эффективно обучать иностранцев. Причем важно не только, чтобы студент-иностранец научился правильно употреблять русские падежи, умел использовать глаголы движения и владел стилистическими нормами. Нужно сделать так, чтобы иностранный студент успешно вошел в мир русской жизни и культуры, профессиональной коммуникации, получил возможность реализовать себя в русскоговорящем обществе.
Поэтому студенты программы «Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур» будут изучать и собственно русский язык (фонетику, морфологию, синтаксис, стилистику) и то, как преподавать язык самым разным студентам, взрослым и детям, никогда не слышавшим русского, или же владеющим «унаследованным» русским языком. Они будут учиться тому, какие обучающие ресурсы использовать и как самим создавать эти ресурсы (в том числе онлайн), познакомятся с лингвистической антропологией и кросс-культурной прагматикой.
Особенности программы
В дополнение к традиционному «пакету» из методики, теории языка, русистики, студенты получат уникальные и крайне востребованные на современном рынке образования знания и умения:
- как работать с носителями «домашнего» русского языка, проживающими за рубежом (в том числе с детьми),
- как интегрировать в процесс обучения современные компьютерные инструменты и технологии, а также строить на их основе полноценные учебные курсы;
- как использовать для прогнозирования ошибок и трудностей, а также в процессе преподавания такие ресурсы, как корпус НКРЯ и Русский учебный корпус.
В течение всей программы студенты будут работать над разнообразными проектами (разработка учебных модулей, онлайн тестирования и пр.) и проходить практику, обучая русскому языку студентов-иностранцев в аудиториях НИУ ВШЭ и в интернете.
Наша программа интересна тем, что в равной степени включает в себя академические и практико-ориентированные компоненты. Студенты приобретают компетенции, связанные как с научно-исследовательской деятельностью (планирование и самостоятельное осуществление научных исследований в разных областях лингвистики, русистики и методики преподавания русского языка как иностранного), так и с прикладной деятельностью преподавателя русского языка (разработка курсов и программ, интерактивных тренажеров для обучения языку, обширная практика преподавания и т.д.).
Поле для практической деятельности будет очень широким: практика у студентов будет проходить на базе функционирующего уже много лет Центра преподавания РКИ школы Лингвистики, поэтому у студентов всегда будет возможность познакомиться с работой преподавателей-практиков, посетить уроки самых разных уровней и специализаций, участвовать в разнообразных проектах вместе со студентами-иностранцами. Кроме того, есть возможность прохождения практики, обучая студентов иностранных вузов по скайпу. Будут и стажировки в наши вузы-партнеры.