• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
30
Ноябрь

Победителем КИвО-2016 стал проект «Язык поколений»

12 сентября на Международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch был объявлен победитель Конкурса инноваций в образовании (КИвО) этого года. Им стал социальный проект «Язык поколений», одним из основателей которого является студентка магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» Светлана Павшинцева. Проект призван связать пожилых людей из России с иностранными студентами, изучающими русский язык..

Команда проекта — три человека. Два из них учатся в магистратуре ВШЭ  Светлана Павшинцева на программе «Государственное и муниципальное управление», Андрей Лисица — на программе «Компьютерные системы и сети» (он отвечает за технологическую сторону проекта), а третий, Кирилл Голубев, только что окончил программу «Право информационных технологий и интеллектуальной собственности». Этим летом «Язык поколений» победил на конкурсе социально значимых проектов школы фонда Благотворительного фонда В. Потанина, годовой грант составил более 300 тыс. рублей.

Суть проекта заключается в том, чтобы вовлечь российских пенсионеров в активную социальную жизнь, сделать так, чтобы их опыт и знания стали востребованы среди молодежи. Это можно сделать, используя интерес иностранных студентов к изучению русского языка, к истории и культуре России. Таким образом, благодаря проекту у студентов появляется дистанционная языковая практика с носителем, а у пожилых людей — дополнительное общение.

Проект прошел в полуфинал конкурса КИвО, и на летней школе КИвО, по мнению авторов, «его удалось переосмыслить». Первоначально проект задумывался прежде всего как социальный, однако с помощью экспертов КИвО было решено усилить его образовательную составляющую, а также прикинуть коммерческие перспективы. «Просто общение» студентов с пенсионерами будет бесплатным, но можно организовать дистанционные курсы иностранных языков, которые, если пенсионер является профессиональным преподавателем, уже будет платными. «Речь идет о социальном предпринимательстве, — поясняет Светлана Павшинцева. — Если студенты будут платить за учебу, эти деньги пойдут на дальнейшее развитие проекта, в том числе его некоммерческой составляющей».

Главный приз, который получает команда-победитель КИвО от Института образования ВШЭ, — грант на стажировку в любой стране мира. Победитель 2014 года Диана Колесникова (проект «Образ жизни») уже съездила в Калифорнию, победитель 2015 года Айрат Багаутдинов (проект «Москва глазами инженера») пока грантом не воспользовался. В свою очередь, победители этого года собираются съездить в Бразилию, в Сан-Паулу, чтобы ознакомиться с образовательным проектом CNA Speaking Exchange, в рамках которого школьники общались через онлайн-сервис с пожилыми американцами из домов престарелых в Чикаго.

Сейчас «Язык поколений» работает в тестовом режиме (авторы «пробовали» его даже на своих родителях), запуск планируется на октябрь этого года. В проекте примут участие студенты из разных стран и пенсионеры из разных регионов России, в основном это Москва и Республика Башкортостан (налажено сотрудничество с башкирским региональным «Координационно-ресурсным центром пенсионеров «Мои года — мое богатство», председателем которого является доцент НИУ ВШЭ Гульнара Миннигалеева).

В том, что жюри КИвО отдало предпочтение «Языку поколений», нет ничего удивительного, считает директор Департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Александр Сидоркин: проект уникален тем, что помогает решить серьезную социальную проблему — одиночество пожилых людей — с помощью современных технологий. Для обучения иностранным языкам всегда не хватает тьюторов, готовых заниматься со студентами один на один, и ресурс городских пенсионеров, многие из которых хорошо образованны и способны многому научить, здесь очень уместно использовать. По мнению Александра Сидоркина, проект «Язык поколений» мог бы эффективно сотрудничать с другим проектом, вышедшим в финал КИвО и получившим приз зрительских симпатий, — «Билим», авторы которого разработали программы адаптации и обучения русскому языку детей-мигрантов.